Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ





1. Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания) (теория культурного запаздывания), выделяя в культуре два аспекта - материальный и нематериальный. Материальная культура - это все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная (адаптивная, по Огборну) культура включает социальные институты (семью, церковь, школу, системы ценностей, религии, обычаи, нравы…) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

2. Теории культурно-исторических типовделают акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, где вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивая их своеобразие, а в ряде случаев и выдвигая идею замкнутости культур и цивилизаций. Эти теориисформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, не дававшей полного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать ответ на это.


2.1. Основоположником ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ является русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). /"Россия и Европа" (1869)/



Он представлял человеческую историю разделенной на отдельные единицы - “историко-культурные типы” (цивилизации), взаимоотношения которых описываются при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; так же, как и биологические виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.

Н.Я.Данилевский выделяет 4 разряда их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический.

Культурно-исторический тип, по Н.Я.Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Н.Я.Данилевский считает "славянский тип", наиболее полно выраженный в русском народе.




2.2. Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что в истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных “высших культур”, “процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения”. Реализовав “всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают”. История является “коллективной биографией таких культур”. Каждая отдельная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка именуется “цивилизацией”.

Шпенглер выделил восемь “высших культур”:

¨ египетскую,

¨ вавилонскую,

¨ индийскую,

¨ китайскую,

¨ классическую (греко-римскую),

¨ арабскую,

¨ мексиканскую

¨ западную (возникшую примерно в 1000 г. н.э.).

 

Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет “мегаполис”, мировой город, окруженный провинциями.


2.3. Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ и их жизненных циклов представлена Арнольдом Тойнби (1889-1975).

По его мнению, подходящей для исторического изучения единицей является не человечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Таковых в истории он выделяет 21.



Цивилизации возникают благодаря сочетанию 2-х факторов: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий. Механизм рождения, равно как и дальнейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее “вызов - ответ”. Окружение (первоначально природное, а затем и социальное) постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческого меньшинства изыскивает средства справиться с ним.

На стадии роста цивилизации ответы успешны, т.к. люди предпринимают усилия, чтобы решать грандиозные задачи, и таким образом сотрясают “привычные устои”. Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает.

Дополнительный фактор - восстание “внешнего пролетариата”, т.е. варваров. Как только цивилизация начинает рассыпаться, они поднимают бунт, не желая и дальше быть в подчинении. Судьба большинства цивилизаций - это всегда распад. Не менее 16 великих цивилизаций уже “мертвы и похоронены”. Тойнби утверждает, что существует общая единая логика, которая проявляется на длительном отрезке времени и охватывает все их вместе взятые, - это прогресс духовности и религии. Цивилизации есть “дело рук религии”.


2.4. П.А.Сорокин принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Сорокин, проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа, каждый из которых имеет:

• собственную систему знаний, философию и мировоззрение;
• собственные представления о том, что правильно и неправильно;
• форму искусства и литературы; • свою религию и стандарты «святости»;
• собственные мораль, законы, нормы поведения; • свою собственную ментальность;
• доминирующие формы социальных отношений;
• собственную экономическую и политическую организацию;
• свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением.

П.Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это типы нельзя найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культурахарактеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (напр., Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода:

истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна;
идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой).

Чувственная культурахарактеризуется прямо противоположными признаками:

реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, эволюция, прогресс, трансформация»;
потребности и цели людей чисто плотские или чувственные-голод, жажда, секс, убежище, комфорт

Отсюда вытекают также два вывода:

истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, поэтому она имеет временный и относ. характер
идея добра коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культурапредставляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

 

На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса. Принцип периодизации - смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

 

 


 

Регион (период) Тип культуры
• Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Умозрительная
• Греция (V в. до н.э.) Идеалистическая
• Рим (IV в. до н.э.-IV в. н.э.) Чувственная
• Европа (IV-VI вв.) Идеалистическая
• Европа (VI-XII вв.) Умозрительная
• Европа (XII-XIV вв.) Идеалистическая
• Европа (с XIV в. по н/вр.) Чувственная

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.