Сделай Сам Свою Работу на 5

Развёртывание цивилизации во времени





(по Б.Н.Кузыку, Ю.Б.Яковцу)

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н.э. - 1-е тыс. н.э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н.э.) Раннеклассовая (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го - начало 1-го тыс. до н.э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) 2-е поколение (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
Второй исторический суперцикл (VI-XX вв.) Средневековая (VI-XIV вв.) 3-е поколение (VI-XIV вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
Раннеиндустриальная (XV - середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII-XX в.) 4-е поколение (XV-XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
Третий исторический суперцикл XXI-XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI - начало XXIII в. - прогноз) 5-е поколение (XXI - начало XXIII в. - прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

 




В современном мире четко просматриваются две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность), идущие из истории –

 

Восточная (традиционная) цивилизация Западная цивилизация
• корни уходят к сер. II тыс. до н.э. на территории, прежде всего, Индии, Китая и Японии; • несколько моложе она возникла в VIII - VI вв. до н.э. в бассейне Средиземноморья;
• следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни; • стремление к обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу;
1) в отношении к личности
• культивация идеи отказа от личного "Я" в пользу безличного абсолюта; • видение мира всебе самом, будто он есть его начало и творец;
2) отношение к миру, к реальности
• дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека; • активное отношение человека к условиям своего существования, к внешнему миру, в т.ч. и социальному, инициативность и предприимчивость;
3) в отношении к возможностям разума
• тяготение к интуитивному познанию, отсюда внимание к медитации и самовнушению; • рациональность, логичность мысли и эмпиризм, прагматизм;
• дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью (общиной), религией, сильной централизованной властью государства; • дух индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ предполагает неоднородность национальной культуры как целого либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Такое культурное разнообразие обусловлено климатическими, этническими, историческими, региональными и иными факторами.



 

Напр., национальная самобытность обнаруживается в правилах этикета. Европеец, здороваясь, протягивает для пожатия руку, чего никогда не делают китайцы, японцы и индийцы. Австриец при знакомстве с дамой только говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку.  
Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.  
В Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый.  
В Гане зять не имеет права разговаривать с тещей.  
У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается, дабы показать, что сыты.  

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ



¨ географическая или региональная характеристика культурного арсенала. Выделяют культуры Запада и Востока, Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании;
¨ хронологический принцип напр., в европейской культуре можно выделить такие ее разновидности, как античная культура Греции и Рима, культура средневековья и эпохи Возрождения, культура нового времени, культура новейшего времени;
по видам общественного производства:
¨ материальнаякультура - все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей дальнейшего существования, технологической стороне жизни (орудия труда, средства производства, технические сооружения, различные властные структуры, общественные организации, политические партии и др.) Материальные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами;
¨ духовнаякультура включает в себя субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения;
¨ социальнаякультура – отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов.

 

 
 
 

 

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ - это преобладающий тип культуры в определенном социальном слое, общности, нации.  

 

Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, т.е. на кого она ориентирована.

ОСНОВНЫЕФОРМЫКУЛЬТУРЫ

Ø Элитарная культура
Ø Народная культура
Ø Массовая культура

 

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер.

Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк: от примитивного КИТЧА (нем. Kitch – халтура, безвкусица, штамп, дешевка, рассчитанная на внешний эффект) - комедия, мелодрама, "мыльная опера", до сложных, содержательно насыщенных форм - некоторые формы рок-музыки, интеллектуальный детектив, поп-арт (произведения, рассчитанные на популярность, использующие элементы техники, рекламы, муляжи и т.п.)

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

¨ • тиражирование, что возможно только благодаря новым технологиям (печать, радио, телевидение, компьютерные коммуникации);
¨ • ориентация на массового потребителя, на большие аудитории;
¨ • коммерческий характер функционирования;
¨ общедоступность текстов массовой культуры; ¨ • расчет на некритическое восприятие;
¨ • использование в качестве изобразительных средств не реалистических образов, астереотипов и мифов, т.е. обращение к эмоциональной сфере человека, не требующей от него особого образования и подготовки. Более того, потребителю лучше быть вообще художественно необразованным;
¨ • тривиализация искусства, т.е. сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному, будь то классическое или народное наследие.

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;

 

 

СУБКУЛЬТУРА - часть общей культуры; система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

 

ВИДЫ СУБКУЛЬТУР

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.