Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета





Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:

1. обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;

2. защита экономической системы;

3. обеспечение территориальной целостности;

4. обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;

5. обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.

В Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

Как уже отмечалось в предыдущей главе, Основной Закон России, Федеративный и иные договоры, в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти: принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.[19]



Таким образом, по принципу разделения предметов ведения к ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.



Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями “по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности” (ст. 80 Конституции РФ).

Вступая в должность, в своей торжественной присяге Президент РФ клянется “защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства” (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). Именно Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. “а” ст. 86). В сфере оборонной политики государства Президент России является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. “з”ст. 83). В случае агрессии против России, или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, незамедлительно сообщая об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87).

Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля за деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. “д” ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).



Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.[20]

Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеративное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны.[21] Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. “б”ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ). Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г”ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ). Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Существуют так же, военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений.[22] Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях.

Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: “Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы”.[23]

Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

 

Заключение

Суверенитет и государство сегодня неразделимы. Эти понятия органично дополняют друг друга и предопределяют общие черты государственности.

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.
Доктрина суверенитета развивалась одновременно с учением о государстве и отражает все этапы эволюции этого правового института: от абсолютной монархии через сословно-представительное государство к современной демократической его модели как части международного сообщества.

Существование государства возможно только в том случае, если оно обладает суверенитетом. Это позволяет сделать вывод о том, что субъекты федерации в качестве государственных образований обладают определенной долей суверенитета. Иначе говоря, федеративный центр делит суверенитет с субъектами. Существующая политико-правовая практика и доктринальные толкования позволяют сделать вывод о том, что в федеративных системах государственный суверенитет как производное от суверенитета народа не принадлежит отдельно ни федеративному центру, ни субъектам федерации. Он является свойством федеративного государства в целом, а значит - реализуется как на федеральном уровне, так и на уровне республик в составе России.

Признание наличия у субъектов Российской Федерации ограниченного суверенитета, понимаемого как вся полнота государственной власти, не означает умаления или разделения суверенитета Российской Федерации, а является необходимым признаком федеративного государства и федеративной организации государственной власти.
Суверенность государств находит отражение, как говорилось, и в конституциях. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ»). В целом, в работе были детально рассмотрены особенности суверенитета в Российской Федерации.
Таким образом, суверенитет – это центральный и важнейший признак государства, обладание которым является необходимым для его существования и нормального функционирования.

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст.22

3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 241-246

4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.

5. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149.

6. Ященко А. Указ. соч. С. 296.

7. Еллинек Г. Право современного государства.. М., 1908.С. 368-370

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Е.6. С. 263.

9. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. С. 78.

10. Михалева Н.А. Федеративное устройство России. С. 90.

11. Деев Н.Н. Указ соч. С. 78-79.

12. 3Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

13. Конституционное совещание: Информационный бюллетень. М., 1993. С. 9-11.

14. Заявление В. Ширяева. Цит. по: Национальная доктрина в РФ // Ежегодный сборник аналитических материалов. М., 1995.

15. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41

16. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2006. С.81.

17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2008. С. 458.

18. Марченко М.Н. Теория государства и права Учебник

19. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник – 3е изд, перераб. И доп. – М-Юристъ

 


[1] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2 Ст. 22

[2] Конституции РФ 12 декабря 1993 г

[3] Конституции РФ 12 декабря 1993 г

[4] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 2009. С. 241-246

[5] Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С. 100

[6] Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М. , 1997. С. 149.

[7] Ященко А. Указ. соч. С. 296

[8] Еллинек Г. Право современного государства... М. , 2008. С. 368-370

[9] Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Е. 6. С. 263

[10] Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. I. С. 78

[11] Конституции РФ 12 декабря 1993 г

[12] Михалева Н. А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь.

[13] Михалева Н. А. Федеративное устройство России. С. 90.

[14] Деев Н. Н. Указ соч. С. 78-79

[15] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность

[16] Конституционное совещание: Информационный бюллетень. М. , 1993. С. 9-11

[17] 3Заявление В. Ширяева. Цит. по: Национальная доктрина в РФ // Ежегодный сборник аналитических материалов. М.

[18] Конституции РФ 12 декабря 1993 г

[19] . Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2008. С. 458.

[20] Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2006. С.81.

[21] Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник – 3е изд, перераб. И доп. – М-Юристъ

[22] Марченко М.Н. Теория государства и права Учебник

[23] Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. Правоохранительные органы. М. : Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.