Сделай Сам Свою Работу на 5

Питирим Александрович Сорокин (1889-1969)





Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

ü Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса.

ü Человечество является отвлечённым понятием, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы – обособленные культурно-исторические типы, к которым относятся каждый народ или группа народов.

ü Главный критерий выделения типов – языковая близость. Каждый КИТ проходит свою стадию расцвета и упадка.

ü Пётр Лаврович Лавров
(1822-1885)

Ввёл в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения".

ü Основную задачу социологии Лавров видел в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Особое внимание уделялось солидарным действиям людей, направляемых их общими интересами.

ü Солидарность по Лаврову - сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным и что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей. Солидарность – это общность привычек, интересов, убеждений.



ü Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю.

ü Основным двигателем истории являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.

ü Личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим собственным нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом, вырабатывая общественную силу, способную востор-жествовать в данной борьбе.

 

Интегральная социология П.Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1969)

ü В книге «Системе социологии» П.Сорокин подробно разъясняет научные принципы, где:

1.социология как наука должна строиться по типу естественных наук;

2. социология должна изучать мир таким, каков он есть;

3. социология должна быть «объективной дисциплиной»;

4. социология должна прекратить всякое «философствование»

в смысле создания умозритель­ных, не доказанных наукой

построений.



5. разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей

монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-

нибудь началу

ü Выделяет теоретическую и практическую социологию.

Теоретическая социология включаеттри отдела:

- социальная аналитика (изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы);

- социальная механика или социальная физиология (поведе-ние людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется);

- социальная генетика (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов).

Практическая социология, опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

ü Объект изучения неопозитивистской социологии Сорокина - социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы.

ü Теория социальной стратификации (все общество делится на различные слои - страты, которые раз­личаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д.)

ü Социальная мобильность (переход из одного социального слоя в другой). Горизонтальная мобильность - переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации.

Вертикальная мобильность — переход людей из одного социаль-ного слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно.



ü Вопросы социального равенства. Главное — это предо-ставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда».

ü Выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в третье интегральное общество, которое объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа.

 

 

Общество как социальная реальность


Э. Дюркгейм, основоположник «социологиз-ма», провозгласил, что социальное — это реаль-ность особого рода, которая не сводится к дру-гим видам реальности.

• Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

• Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

• Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида. Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

• 1) его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

• 2) принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

• Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».

• Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи.Однако это вещи, принципиально отличные от всех вещей, существующих в природе.

Сами люди, их объединения, отношения, действия— это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя.

 

 

ü Общество как социальная система.
Система-этоупорядоченная совокупность элементов, которые находятсявовзаимных связяхиобразуют единое целое.

ü Система социальная-структурный элемент социаль-ной реальности, определенное целостное образование, основными элементамикоторойявляются люди,ихсвязи, взаимодействияиотношения.

ü Социальная система складывается на базе той или иной общности людей (соц. группа, соц. организация). Её эле-ментами являются люди, чьё поведение определяется социальными позициями (статусами), которые они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, а также социальными ценностями и нормами.

ü Суперсистемой или социетальной системой(которая включает в себя все другие) является общество.

ü В сложноорганизованном обществе выделяют под-системы, которыми являются сферы общественной жизни:

1) экономическая (материальное производство и отношения);

2) социальная (состоит из классов, социальных слоев, нации);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право);

4) духовная (культура, религия, образование, наука).

 

Природа и общество.

Когда говорят об отношении общества к природе, то слово «природа» при этом может употребляться в двух смыслах: во-первых, как синоним понятия «материальный мир», и, во-вторых, как обозначение «природной среды» или «естественных условий», в которых общество возникает и существует.

В первом смысле общество есть частьприроды. Во втором смысле общество выделяется из природы как внеприродное образование.

Именно этот второй смысл имеют в виду, когда ставят вопрос об отличии общества от природы, об их взаимодействии, о «гибели природы» в результате пагубных последствий человеческого вмешательства в естественный ход природных процессов и т. д. Следует всегда учитывать контекст, в котором идет речь о природе, чтобы не смешивать разные смыслы этого слова.

Характеризуя общество как часть природы (понимаемой в первом из указанных смыслов), приходится считаться с тем, что оно есть часть совершенно особого рода. Это такая часть природы, которую — в отличие от всех других — нельзя представить в виде некоего множества материальных объектов. Несомненно, она включает в себя материальные объекты: люди, созданные ими предметы и сооружения, отходы производства и многие другие продукты человеческой деятельности. Но общество не есть просто множество человеческих тел и вещественных результатов человеческих действий. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем, кроме того, есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни — невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.

Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.

Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.