Питирим Александрович Сорокин (1889-1969)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
ü Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса.
ü Человечество является отвлечённым понятием, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы – обособленные культурно-исторические типы, к которым относятся каждый народ или группа народов.
ü Главный критерий выделения типов – языковая близость. Каждый КИТ проходит свою стадию расцвета и упадка.
ü Пётр Лаврович Лавров (1822-1885) Ввёл в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения".
ü Основную задачу социологии Лавров видел в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Особое внимание уделялось солидарным действиям людей, направляемых их общими интересами.
ü Солидарность по Лаврову - сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным и что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей. Солидарность – это общность привычек, интересов, убеждений.
ü Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю.
ü Основным двигателем истории являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.
ü Личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим собственным нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом, вырабатывая общественную силу, способную востор-жествовать в данной борьбе.
Интегральная социология П.Сорокина.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1969)
ü В книге «Системе социологии» П.Сорокин подробно разъясняет научные принципы, где:
1.социология как наука должна строиться по типу естественных наук;
2. социология должна изучать мир таким, каков он есть;
3. социология должна быть «объективной дисциплиной»;
4. социология должна прекратить всякое «философствование»
в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой
построений.
5. разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей
монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-
нибудь началу
ü Выделяет теоретическую и практическую социологию.
Теоретическая социология включаеттри отдела:
- социальная аналитика (изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы);
- социальная механика или социальная физиология (поведе-ние людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется);
- социальная генетика (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов).
Практическая социология, опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
ü Объект изучения неопозитивистской социологии Сорокина - социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы.
ü Теория социальной стратификации (все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д.)
ü Социальная мобильность (переход из одного социального слоя в другой). Горизонтальная мобильность - переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации.
Вертикальная мобильность — переход людей из одного социаль-ного слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно.
ü Вопросы социального равенства. Главное — это предо-ставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда».
ü Выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в третье интегральное общество, которое объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа.
Общество как социальная реальность
• Э. Дюркгейм, основоположник «социологиз-ма», провозгласил, что социальное — это реаль-ность особого рода, которая не сводится к дру-гим видам реальности.
• Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.
• Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.
• Социальные факты — особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида. Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:
• 1) его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;
• 2) принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.
• Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».
• Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи.Однако это вещи, принципиально отличные от всех вещей, существующих в природе.
• Сами люди, их объединения, отношения, действия— это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя.
ü Общество как социальная система. Система-этоупорядоченная совокупность элементов, которые находятсявовзаимных связяхиобразуют единое целое.
ü Система социальная-структурный элемент социаль-ной реальности, определенное целостное образование, основными элементамикоторойявляются люди,ихсвязи, взаимодействияиотношения.
ü Социальная система складывается на базе той или иной общности людей (соц. группа, соц. организация). Её эле-ментами являются люди, чьё поведение определяется социальными позициями (статусами), которые они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, а также социальными ценностями и нормами.
ü Суперсистемой или социетальной системой(которая включает в себя все другие) является общество.
ü В сложноорганизованном обществе выделяют под-системы, которыми являются сферы общественной жизни:
1) экономическая (материальное производство и отношения);
2) социальная (состоит из классов, социальных слоев, нации);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право);
4) духовная (культура, религия, образование, наука).
Природа и общество.
Когда говорят об отношении общества к природе, то слово «природа» при этом может употребляться в двух смыслах: во-первых, как синоним понятия «материальный мир», и, во-вторых, как обозначение «природной среды» или «естественных условий», в которых общество возникает и существует.
В первом смысле общество есть частьприроды. Во втором смысле общество выделяется из природы как внеприродное образование.
Именно этот второй смысл имеют в виду, когда ставят вопрос об отличии общества от природы, об их взаимодействии, о «гибели природы» в результате пагубных последствий человеческого вмешательства в естественный ход природных процессов и т. д. Следует всегда учитывать контекст, в котором идет речь о природе, чтобы не смешивать разные смыслы этого слова.
Характеризуя общество как часть природы (понимаемой в первом из указанных смыслов), приходится считаться с тем, что оно есть часть совершенно особого рода. Это такая часть природы, которую — в отличие от всех других — нельзя представить в виде некоего множества материальных объектов. Несомненно, она включает в себя материальные объекты: люди, созданные ими предметы и сооружения, отходы производства и многие другие продукты человеческой деятельности. Но общество не есть просто множество человеческих тел и вещественных результатов человеческих действий. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем, кроме того, есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни — невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.
Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.
Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|