Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные модели отношения общества к природе. Экологическая проблематика в философии.





Экология - наука, изучающая закономер-ти взаимод. живого с внешними усл-ми его обитания с целью поддерж-я динам. равнов. сис-ы “общ-во-прир”.

Развитие ч-ства, его производ. сил столкнули ч-ка с пробл. огран-ти прир. ресурсов, возможного наруш. динам. равновесия сис-ы общ.-прир. “Не стоит обольщаться победами над прир. За каждую победу она мстит. Каждая из побед имеет в 1-ю очередь те последствия, на кот. мы рассчитывали, но во 2-ю и в 3-ю очередь совсем непредв. последствия, кот. часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с прир., а надо мирно существовать в ней.

Ч-к, превращая все большую часть прир. в среду своего обит., расширяет границы своей свободы по отношению к прир., что должно обострять в нем чувство ответств-ти за преобразующее возд-вие на нее. Здесь находит отраж. общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В наше время глобальность эколог. проблем требует от ч-ка иного способа мышления, новой формы самосознания – Экологич. сознания. Это означает, что ч-ство должно осознать себя как единое целое в своем отношении к прир. Первое и глав. условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем. обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно.



Человек как объект философ анализа. Осн подходы к пониманию природы человека.

Представление о чел постоянно меняется. В антич философии-образ космоцентричного чел отрыл для европейцев душу, но это понимание чел души отличалось от восточного. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в поним др греков чел мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому др греки большое значение уделяли тренировке тела. Платон опред чел, как воплощ бессмертной души. Аристотель: чел-политич животное (соц компонента чел). В средневековой философии: образ чел-теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Чел-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.



В эпоху нового времени чел-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.

Проблема становления человека в условиях развития-проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога.

Природа и сущность человека

1.Субъективистский подход: человек-его внутренний субъективный мир.

2.Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

3.Синтезированный подход: субъективный и объективный.

1.Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь ,борьба и т. д. 2.Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет сознание. 3.Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.

Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:

1.Общая космологическая теория эволюции. 2.Синтетическая теория эволюции.

1,-разработана в рамках синергетики. Ч-к сам является проц-м эволюции социального мира. 2,-ч-к - продукт естеств. отбора и мутаций. Возникновение человека связано с возникновением жизни.



Трудовая теория антропосоциогенеза. труд создал человека.

Проблема антропогенеза в философии и науке.

Проблема антропогенеза – происхождения человека.

Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская концепция. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Генетически закрепленными признаками нового вида стали прямо хождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры.

Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека – игровая модель. Хейзинга предпринял попытку реконструкции архаической культуры и таких известных форм культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и т. п., исходя из принципа игры. Все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, но игре, порождая в своей совокупности органично-условный континуум духовной культуры. При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека. Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке. Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире. Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического. Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными. Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение. Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать вышеназванные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.