Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, виды, последствия.
Международная трудовая миграция понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне страны своего проживания в течение определенного периода времени. Трудовым мигрантом признается человек, который перемещается в другую страну с целью найма на работу.
Причины миграции:
Миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:
1. неэкономических, например, политико-правовых, религиозных, этнических, семейных. В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать такие факторы, как экологические, образовательно-культурные, психологические;
2. экономических:
• различные в уровне экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы
• состояние национального рынка труда
• структурная перестройка экономики
• НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе
• вывоз капитала, функционирование ТНК. Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Виды миграции рабочей силы:
По времени: постоянная (долгосрочная, безвозвратная, как правило, межконтинентальная), временная (краткосрочная, как правило, внутриконтинентальная), сезонная, маятниковая (приграничная)По степени законности: легальная, нелегальная. По территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная По уровню квалификации мигрантов: высококвалифицированная (интеллектуальная), низкоквалифицированная По направлениям:
- миграция из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в развитые страны
- миграция между развитыми странами
- миграция между развивающимися странами
- миграция высококвалифицированной рабочей силы из экономически развитых стран в развивающиеся страны
Позитивные последствия миграции трудовых ресурсов для экономики стран иммиграции (принимающей страны) в целом:
• облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;
• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов.
• иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.
Позитивные для отдельной фирмы:
• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.
Негативные последствия миграции рабочей силы для экономики стран иммиграции:
• ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест
• происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда
• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Позитивные последствия миграции рабочей силы для экономики стран эмиграции (отдающей рабочую силу страны) в целом:
• эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда
• работники из-за границы возвращаются более обученные и квалифицированные
• переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны
• при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.
Негативные последствия миграции рабочей силы для экономики стран эмиграции:
• страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов
• теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку
• происходит «утечка умов».
32. Формы и методы регулирования внешней трудовой миграции.
Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика.
Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков.
Косвенные методы включают такие, как:
1) средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование (предоставление льгот по валютным вкладам; продажа мигрантам ценных бумаг, необлагаемых налогом; создание благоприятных условий для использования валютных средств на приобретение товаров, земли, производственного оборудования и т.п.);
2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся мигрантов;
3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.
Прямые методы включают такие, как:
1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;
2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран;
3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:
а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;
б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;
в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами:
качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности);
возрастной ценз;
состояние здоровья;
ограничения личностного характера;
прямое квотирование импорта;
финансовые и временные ограничители;
запреты в явной и косвенной формах;
национально-географические приоритеты;
система санкций в отношении нелегалов, посредников, работодателей;
программы репатриации, призванные стимулировать отток мигрантов.
33. Миграционная политика Республики Беларусь.
Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности:
Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Объемы импорта трудовых ресурсов невелики.
Белорусская рабочая сила вполне конкурентоспособна на мировом рынке труда. Наша страна входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и является своеобразным инкубатором высококвалифицированных кадров для всего остального мира. Тем не менее, среди выехавших трудовых мигрантов преобладают, занятые физическим трудом.
Преобладание в структуре трудовой миграции молодежной составляющей (до 24 лет в основном).
Определенная часть предложения рабочей силы нацелена на нелегальный сегмент мирового рынка труда. По разным оценкам, около 50 тыс. белорусских работников трудятся за рубежом нелегально, их не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, консульской защиты, имеют относительно меньшую оплату труда и проблемы с вывозом на родину заработанных денег.
«Утечка умов» из Беларуси не достигла угрожающих размеров. Число мигрировавших научных работников не превышает 0,2% от общего числа научных кадров при среднемировом показателе в 1%. Большее беспокойство вызывает их миграция в другие сферы деятельности.
Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются:
- организация оптимального оттока рабочих рук;
- уменьшение безвозвратной миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические выгоды;
- создание имиджа нашей профессиональной рабочей силе за рубежом;
- защита прав и интересов трудящихся мигрантов за рубежом.
В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются:
- закрепление принципа приоритетности белорусских граждан на занятие вакантных мест;
- удовлетворение потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества;
пресечение нелегальной иммиграции.
В республику на постоянное проживание прибыло в 2012 году 18040 иностранцев, выбыло из республики на постоянное жительство – 8712 лиц, миграционный прирост составил 9328.
Основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ, в том числе России, Украины, на долю которых приходится более 80% от общего числа прибывающих в Беларусь.
Территория Беларуси активно используется в качестве транзитного коридора нелегальными мигрантами, которые перемещаются на запад из Афганистана, Пакистана, Непала и прочих стран. Миграционные потоки, направленные на запад, упираются в хорошо охраняемую границу Польши, Литвы и Латвии, в результате чего на территории Беларуси оседает определенное количество незаконных мигрантов, которые впоследствии оказывают влияние на состояние правопорядка в республике.
На территории Беларуси задержано 12 групп нелегальных мигрантов общей численностью 74 человека, за организацию незаконной миграции возбуждено 7 уголовных дел.
Трудовая эмиграция или выезд на работу в другое государство в настоящее время, по причинам длящегося экономического кризиса, носит ярко выраженный характер в Республике Беларусь. По данным 2010 года основной поток выезжающих белорусов отмечен в Россию (2765 человек), также граждане Беларуси выезжали в США (1387 человек), Польшу (108 человек), Чехию (78 человек) и другие страны. На 1 декабря 2012 г. в Республике Беларусь насчитывалось 9 млн. 465 тыс. человек населения. За 2011 год население официально уменьшилось на 16 тыс. человек (и это не считая неофициальной трудовой миграции в Россию), миграционный же приток населения из других стран компенсировал лишь 38 % убыли населения.
34. Международная экономическая интеграция: понятие, предпосылки, формы, последствия.
Понятие "международная экономическая интеграция" можно определить как объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, и в основе которого лежит экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. Тем самым отрицается понимание интеграции, как только сознательно регулируемого или только стихийного рыночного процесса. Это две неразрывные стороны одного и того же процесса.
Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность).
Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется, прежде всего, в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.
Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.
К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции -- зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные тарифы и квоты. При этом в отношениях с третьими странами - у каждого своя политика.
Другая форма -- таможенный союз -- предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства, а также согласование экономической политики, включающее выравнивание экономических показателей. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы и одновременно идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.
Валютный союз - форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:
Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.
Полная экономическая интеграция - единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы, которая проводится в условиях общей налоговой системы, наличия единых стандартов, единого трудового законодательства и т.д.
Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.
К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
развитие инфраструктуры стран-участниц;
стимулирование НИОКР;
постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.
35. Основные региональные интеграционные объединения.
Региональные интеграционные объединения появились в середине XX в. и в настоящее время их насчитывается более 60.
Наиболее развитой интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС). В настоящее время участниками ЕС являются 25 государств Западной, Центральной и Восточной Европы.
На Американском континенте в 1994 г. появилось новое интеграционное объединение НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли, в которую вошли США, Канада и Мексика, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика.
В Азии на протяжении последних лет действует АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. АСЕАН стремится к созданию зоны свободной торговли. Основными направлениями его деятельности являются: сотрудничество в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.
АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - создана в 1993 г. АТЭС объединяет страны, значительно отличающиеся друг от друга уровнем развития, структурой экономики, традициями и культурой. В нее входит 21 страна, в том числе такие промышленно развитые, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада. Одной из задач АТЭС является сокращение разрыва в уровнях экономического развития стран-членов, достижение ими устойчивого экономического роста.
В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. Все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки своей конечной целью имеют создание общего рынка.
В качестве примера можно привести следующие объединения.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.). В ассоциацию входят: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. ЛАИ находится на этапе общего рынка.
Центрально-американский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 г. Его членами являются Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.
В Африке идея межгосударственного интегрирования чрезвычайно популярна, и на континенте существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными являются следующие группировки.
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. В него входят 16 стран-участниц. Сообщество представляет собой экономический союз.
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 г. В него входят 6 государств. Целями ЮДЕАК являются поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление действующего таможенного союза.
Особую роль на африканском континенте играет Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. и имеющая как экономические, так и политические цели и консультативный статус. ОАЕ объединяет 53 страны. Целями сообщества являются координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе формирования Африканского экономического сообщества, создание которого намечено к 2025 г.
Процессы экономической интеграции развернулись и на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. Объективной основой для объединения республик бывшего Советского Союза стали разделение труда и региональная специализация, сформировавшаяся в советской плановой экономике.
В январе 1995 г. было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией.
36. ЕС: этапы эволюции, механизм функционирования.
Возникновение и развитие Европейского союза прошло все этапы интеграции, последовательно переходя ко все более высоким типам группировок.
На этапе Зоны свободной торговли (1958-1966 гг.) были отменены таможенные пошлины и все количественные ограничения на пути движения товаров внутри сообщества, введен общий таможенный тариф и принята единая торговая политика в отношении третьих стран; кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.
На этапе Таможенного союза (1968-1986 гг.) общая аграрная политика дополнилась единой политикой в области исследований и технологического развития и в сфере охраны окружающей среды. К этому времени относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система, применяющая единую расчетную единицу - ЭКЮ.
На этапе Общего рынка (1987-1992 гг.) были введены свободное движение между странами факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.
Этап Экономического союза начался с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Он ведет свое начало с подписания в 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 октября 1993 г.). Этот этап характеризуется усилением интеграции в экономической и политической сферах, развитием валютного союза. С января 1999 г. евро появились в обращении в безналичных расчетах параллельно с национальными валютами, а с 2003 г. - в наличной форме. При этом понятия «Европейский союз» (ЕС) и «Европейский валютный союз» (ЕВС) не являются синонимами. ЕВС действует внутри ЕС и имеет свои критерии для вступающих стран:
1) уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5%;
2) дефицит в бюджете не должен быть более 3% ВВП, а государственный долг - не более 60% годового объема ВВП;
3) процентные ставки в стране не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень ставок, средних для стран с наиболее низкими темпами инфляции;
4) в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.
Этим критериям не соответствуют показатели новых членов ЕС - восточноевропейских стран и Балтии. Поэтому, став членами ЕС, они пока не приняты в ЕВС. По состоянию экономики ближе всех к вступлению в валютный союз находятся прибалтийские страны.
Дальнейшее развитие ЕС может двигаться в направлении политического союза, однако этот механизм пока не отработан. Институциональный механизм управления интеграционными процессами в ЕС основан на системе управления, включающей как элементы национального государственного регулирования, так и межгосударственные органы. Высшим законодательным органом ЕС является Совет министров государств ЕС, исполнительный орган - Комиссия европейских сообществ, контролирующий орган - Европарламент, высшим судебным органом является Европейский суд.
Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
- Совет Европейского союза (СЕС). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
- Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями.
- Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах -- членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения.
- Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
- Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.
- Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).
- Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
- Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.
37. Валютная система: понятие, формы, элементы.
Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы. Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права. функции: формирование и использование валютных ресурсов; обеспечение внешнеэкономических связей страны; обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства.
Мировая и региональная валютные системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик. Региональная валютная система - это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов (Европейская валютная система). Мировая валютная система (МВС) - это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны — валютный механизм. Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международ. уровнях.
Основные функций МВС: опосредование МЭО; обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках МХ; обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров; регламентирование и координирование режимов национальных валютных систем; унификация и стандартизация принципов валютных отношений. МВС включает в себя следующие элементы: валюта, в том числе резервные валюты и международные счетные валютные единицы; режимы валютных курсов; межгосударственное регулирование валютных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|