А5 (указать предложение с грамматической ошибкой, а именно с нарушением синтаксической нормы)
А1 (указать слово, в котором верно выделен ударный звук)
1. Слова, которые могут быть использованы в задании:
А) Августовский, агЕнт, алкогОль, алфавИт, анАлог, аристокрАтия, адресА, апострОф, афЕра, арАхис, аэропОрты;
Б) балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров баллотИровать, блуднИца, бОчковый, бомбардировАть, белЁный, берЁста, буксИровать, бюрокрАтия, бряцАнье;
В) вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт вЕчерня, вЕресковый, вояжЁр;
Г) гналА, гналАсь, граждАнство, гололЕдица, гофрирОванный, гастронОмия, гЕнезис, гренадЕр, гамбИт, грОмок, грОмко, грунтовАя;
Д) давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дохвонИтся, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, дОнизу, досУг, дОсуха, донЕльзя, диоптрИя, дИкторов, дьЯволица, допризЫвник, дОгмат, догматИзм, догмАтик, дремОта, договОр, двИжимый, добЫча, духовнИк, дЕшев, дОлог;
Е) еретИк;
Ж) жалюзИ, ждлА, жилОсь;
З) завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, закУпорить, зАнял, занялА, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, зимОвщик, зАсветло, завИтый, завсегдАтай, зубчАтый, завИдно,знАмение, заплЕсневеть;
И) избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать, исковОй, инжинЕры, изЫск, испокОн, исподнИзу, Иконопись, индустрИя, Изредка;
К) каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кормЯщий, корЫсть, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИтся, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный, крАлась, кОмпас, кОжанка,клялАсь, квАшанье, кредитОр, кедрОвый, кренИть, кулинАрия, кОрмленный, козырнОй, кОлледж, крОви;
Л) лгалА, лЕкторы, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ, ломОта, ломОть, лЮмпен;
М) мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд, мышлЕние, мастерскИ, медикамЕнт, мАльчиковый;
Н) навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, назвалАсь, накренИт, налилА, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвший, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, начАв, начАвшись, нАчатый, начАть, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя, несвЕдущий, нарочИтый, начЕрпать, нАголо, нормировАть, несессЕр;
О) обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, болилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, оборенА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИт, опломбировАть, опОшлят, определЁн, оптОвый, освЕдомишься, освЕдомиться, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество, отчАсти, овЕн, отбЫвший, опЕка, Окон;
П) партЕр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИть, полИла, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт, пепелИще, премировАть, приобретЕние, подведенА, повторИт, понЯть, пЕрчить, приговОр, платО, пИхта, подключИться, пулОвер, пОстфикс, пАсквиль, патриАрхия, поУтр;
Р) рвалА, ржАветь, ракУшки;
С) свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, сиротА, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв, соболЕзнование, склАды, сильнА, созЫв, сегмЕнт, , семинАрия, соглядАтай, согнУтый, степенЕй;
Т) тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас, тЕфтели, тиранИя, танцОвщик, тотЕм, тУфля;
У) убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт, украИнский;
ф) фОрзац, фетИш, филантрОпия, фОрум, флюорогрАфия;
Х) харАктерный, характЕрный, ходАтайство, хозЯева, христианИн;
Ц) цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка;
Ч) чЕрпать, чИчтильщик;
Ш) шАрфы, шофЁр;
Щ) щавЕль, щемИт, щЁлкать;
Э) экспЕрт, эпилОг;
Я) языкОвая.
2. Слова, в которых чаще всего делаются ошибки:
портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас, киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль.
А2 (указать пример, где допущено неуместное употребление слова)
1. Определить значения слов в конкретных контекстах.
2. Если дано слово в задании, то подстановка данного в задании слова в каждое предложение.
3. Следи за смыслом предложений!!!
А3 (указать пример с ошибкой в образовании формы слова)
1. Обращать внимание на склонение числительных:
· Порядковые числительные склоняются как прилагательные, в составных меняется только последняя часть слова
(пример: две тысячи двадцать второй).
· В составных количественных числительных при склонении меняется каждая часть каждого слова
(пример: (к) двум тысячам двадцати двум (форма дательного падежа)).
· Особо склоняются три числительных: сорок, девяносто, сто; формы именительного и винительного падежей совпадают, во всех же остальных формах они имеют окончание а.
Таким же образом склоняются полтора и полтораста.
И=В
| сорок
| девяносто
| сто
| полтора
| полтораста
| Р=Д=Т=П
| сорока
| девяноста
| ста
| полутора
| полутораста
| · Склонение обе (ж.р.) и оба (м.р. и ср.р.).
И.п.
| Обе
| Оба
| Р.п.
| Обеих
| Обоих
| Д.п.
| Обеим
| Обоим
| В.п.
| Обеих
| Обоих
| Т.п.
| Обеими
| Обоими
| П.п.
| Об обеих
| Об обоих
| 2. Обращать внимание на избирательную сочетаемость следующих собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, одиннадцатеро:
· Сочетаются с сущ. только мужского рода (двое мужчин, но две женщины).
· С сущ., обозначающими детенышей животных и человека (двое детей, трое лисят).
· С сущ., имеющими форму только множественного числа (двое ножниц).
· С личными местоимениями (их двое, вас трое).
3. Обращать внимание на склонение сущ. м. р. с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих), а именно на форму Род. п. мн.ч.:
· Названия предметов, которые употребляются парами: ботинок, валенок, мокасин, носков, НО: сапог, эполет, погон, чулок.
· Названия некоторых национальностей с основой на р и н: англичан, армян, болгар, грузин, турок, хазар, цыган, НО: монголов, киргизов, калмыков, негров.
· Названия воинских групп: партизан, солдат; но: минеров, саперов; при собирательном значении: рота кадет, эскадрон гусар; при обозначении отдельных лиц: пяти гусар, кадетов, гардемаринов.
· Некоторые названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт; возможность двойной формы (по значению): граммов - грамм, килограммов - килограмм, каратов - карат, кулонов - кулон;
· Окончание ов - абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов.
НЕТ ЧЕТКОГО ПРАВИЛА! НАЦЕЛЕНО НА ЗАПОМИНАНИЕ!
А4 (указать пример, являющийся грамматически правильным продолжением предложения)
1. Задание на логику (обычно с использованием деепричастного оборота).
2. Следи за совпадением субъектов.
А5 (указать предложение с грамматической ошибкой, а именно с нарушением синтаксической нормы)
1. Ставь вопрос к сомнительным связкам словосочетаний (обычно управления и примыкания), проверяй окончания существительных и причастий, согласованность слов и наличие предлогов, учитывай смысл и значение.
2. Примеры связок, которые могут встретиться в задании (некоторые синтаксические нормы):
· Абонемент (на что?) - абонемент на цикл лекций.
Абонент (чего?) - абонент телефонной сети.
Аннотация (на что?) - аннотация на монографию;
(чего?) - аннотация опубликованных статей.
Анонс (о чем?) - анонс о бенефисе артиста.
Апеллировать (к кому – чему?) - апеллировать к слушателям, их мнению.
· Баллотировать (кого – что?) - баллотировать кандидатов, баллотировать внесенное предложение.
Баллотироваться (куда?; в кого?) - баллотироваться в депутаты.
Беспокоиться (о ком – чем?) - беспокоиться о дочери.
Благо: на благо (кому?)- на благо человеку;
(чего?) - на благо науки.
Благодаря(кому – чему?) - благодаря друзьям.
· Венец (чего?) - венец искусства;
(чему?) - делу венец (конец).
Верить (во что?) - верить в успех;
(чему?) - верить слухам.
Взаимодействие(кого – чего?) - взаимодействие трех кафедр;
(между кем – чем?) - взаимодействие между кафедрами;
(кого – чего с кем – чем?) – взаимодействие школы с институтом.
Возразить (против чего?) - возразить против поездки в горы;
(на что?) - возразить на замечание учителя.
Вопреки (чему?) - вопреки ожиданиям.
Восхищение (кем – чем?) - восхищение ребенком;
(от чего?) - восхищение от прочитанной книги;
(перед чем?) - восхищение перед красотой природы.
Вслед (кому – чему?) - вслед ушедшим;
(за кем – чем?) - выступать вслед за докладчиком.
Выжидать(что?) - выжидать удобный момент;
(кого – чего?) - выжидать удобного случая.
· Гарантировать (кому и что?) - гарантировать отдыхающим хорошую погоду;
(кого и от чего?) - гарантировать путешественников от несчастных случаев.
Голосовать (кого – что?) - голосовать каждого в отдельности;
(за кого – что?) - голосовать за кандидатов.
· Дискутировать (что?) - дискутировать сложный вопрос;
(о чем?) – дискутировать о новой литературе.
Договор (о чем?) - договор о сотрудничестве;
(на что?) - договор на поставку новых книг.
Долг (кому?) - старый долг приятелю;
(перед кем – чем?) - долг перед коллективом.
Достигнуть (достичь) (чего?) - достичь берега.
Думать (что?) - думать думу;
(о ком – чем?) - думать о работе;
(над чем?) - думать над задачей;
(на кого?) - думать на друга что-то.
· Естественный (для кого – чего?) - естественный для студента вопрос.
· Заведующий (чем?) - заведующий отделом.
Задуматься (над чем?) - задуматься над проблемой;
(о чем?) - задуматься о жизни.
Заслуживать (чего?) - заслуживать доверия.
Заслужить (что?) - заслужить доверие.
Заявить (что?) - заявить свои права;
(о чем?) - заявить о своем согласии.
Играть (чем?) - играть словами; реже
(с чем?) - играть с огнем.
Идти (при указании пространства) (чем?) – идти полем (направление движения в пределах указываемого пространства, непрерывность линейного движения);
(по чему?) – идти по полю (движение в отдельных местах указываемого пространства; указание на характер поверхности, по которой совершается движение).
· Избегать (избежать) (чего?) - избегать опасности.
Интервьюировать (кого?) - интервьюировать художника.
Исполненный (чего?) - исполненный энергии;
(чем?) – исполненный достоинством.
Исследование (чего?) - исследование космоса;
(о чем?) - исследование о развитии общества.
· Комментарий (кого – чего?) - комментарий оппонента;
(к чему?) - комментарий к тексту.
Контроль (за чем?) - контроль за выполнением задания;
(над кем – чем?) - контроль над финансами;
(чего?) - контроль деятельности профсоюза.
· Монополия (чего?) - монополия внешней торговли;
(на что?) - монополия на торговлю чем-либо.
· Наблюдать (кого – что?) - наблюдать закат солнца;
(за кем – чем?) - наблюдать за движением машин.
Надеть (что?) - надеть пальто;
(что и на что?) - надеть наконечник на карандаш.
Наломать (что?) - наломать прутья;
(чего?) - наломать прутьев.
Намек (на кого – что?) - намек на музыку.
Намекать (о чем?) - намекать о встрече;
(на кого – что?) - намекать на обстоятельства.
Намерить (что?) - намерить сахар;
(чего?) - намерить сахара.
Наперерез (кому – чему?) - наперерез машине;
(кого – чего?) (встречается редко) - наперерез дороги.
Напортить (что?) - напортить массу вещей;
(чего?) - напортить бумаги.
Начать (приступить к чему-то) (чем?) - начать речь приветствиями;
(с чего?) - начать с приветствия.
Невежественный (в чем?) - невежественный в медицине.
Недоговорить (недоговаривать) (что?) - недоговаривать мысль;
(чего?) - многого недоговаривать.
Недоучесть (что?) - недоучесть глубину проблемы;
(чего?) - недоучесть важности события.
Незадолго (до чего?) - незадолго до отпуска;
(перед чем?) - незадолго перед отпуском.
Неприступный (для кого – чего?) - неприступный для врага город.
Неприятный (кому?) - неприятный мне разговор;
(для кого?) - неприятные для друзей воспоминания.
Неудачливый (в чем?) - неудачливый в работе;
(на что?) - неудачливый на друзей.
· Обвинять (в чем?) - обвинять в измене;
(за что?) - обвинять за провал операции.
Облечь (облекать) (чем?) - облечь властью;
(чем и во что?) - небо облекло облаками;
(во что?) - облечься в старый халат;
(во что?) (воплотить в какую-то форму) - облечься в образ волшебника.
Облокотиться (на что?) - облокотиться на стол;
(обо что?) - облокотиться оспинку стула.
Объявить (что?) - объявить благодарность;
(о чем?) - объявить о свободном дне.
Объявление (чего?) - объявление решения кафедры;
(о чем?) - объявление о конкурсе.
Объяснение (чего?) - объяснение задания;
(чему?) - объяснение поступку.
Одеть (кого – что и во что?) - одеть ребенка в пальто;
Оплата (чего?) - оплата труда;
(за что?) - оплата за выполненную работу.
Осведомленный (в чем?) - осведомленный в разных вопросах;
(о чем?) - осведомленный о других мнениях.
Отсыпать (что?) - отсыпать сахар (полный охват предмета действия);
(чего?) - отсыпать сахара (частичный охват предмета действия);
Отчет (о чем?) - отчет о научной работе;
(в чем?) - отчет в своих поступках.
Отчитаться (в чем?) - отчитаться в изменениях плана;
(о чем?) (встречается редко) – отчитаться о проделанной работе.
· Памятный (кому?) - памятный мне день;
(для кого?) - памятный для учеников вечер.
Платить (чем и за что?) - платить добром за добро (поступать таким же образом, делать что-л. в ответ на то или иное отношение с чьей-то стороны, воздавать).
Подивиться (кому – чему?) - подивиться успехам;
(на кого – что?) - подивиться на дружный коллектив.
Полезный (кому – чему?) - эти занятия полезны ученикам;
(для кого – чего?) - встречи с друзьями для меня полезны.
Понимать (что?) - понимать искусство (быть сведущим в чём-то, быть знатоком, ценителем чего-то);
(в чем?) - понимать в животных.
По приезде.
Потребность (в чем?) - потребности в друзьях;
(чего?) - потребность понимания.
Предостеречь (от чего?) - предостеречь от ошибок;
(против чего?) – предостеречь против ненужных скандалов.
Предпосылка (чего?) - предпосылка успеха.
Представитель (кого – чего?) - представитель истца;
(от кого – чего?) - представитель от кафедры.
Преемник (кого?) - преемник известного художника;
(кому?) – преемник исследователю.
Преисполненный (чего?) - преисполненный решимости;
(чем?) – преисполненный доверием друзей.
Приговорить (к чему?) - приговорить к заключению.
Придать (что?) - придать в помощь новые силы (дать в дополнение, прибавить);
(чего?) - придать храбрости (увеличить, усилить какое-то качество).
Пример (чего?) - пример мужества;
(чему?) - примером тому является выступление ученого.
Прислать (что?) - прислать деньги (при указании на определенную меру или количество);
(чего?) - прислать денег (при указании на неопределенную меру или количество).
Приятный (кому?) - приятная друзьям встреча;
(для кого?) - приятное для зрителей выступление.
· Раздражаться (чем?) - раздражаться пустыми разговорами;
(на что?) - раздражаться на грубые шутки.
Репетировать (кого?) - репетировать ученика;
(что?) - репетировать спектакль.
· Свидетельство (факты, обстоятельства, подтверждающие, удостоверяющие что-то)
(чему?) - оценка была тому свидетельством (при выражении зависимого слова указательным местоимением);
(чего?) - свидетельство победы (при выражении зависимого слова именем существительным).
Скучать (о ком – чем?) - скучать о школе;
(по кому – чему?) - скучать по детям;
(по ком – чем?) (с личными местоимениями 1 и 2-го л. мн. ч.) - скучаем по вас.
Совещание (о чем?) - совещание о результатах сессии;
(по чему?) - совещание по изменению плана работы.
Сообразно (чему?) - сообразно убеждениям;
(с чем?) - сообразно с разработанным планом.
Сообщить (что?) - сообщить новость;
(о чем?) - сообщить о приезде артиста.
Соотношение (чего?) - соотношение сил;
(между чем?) - соотношение между командами.
· Талант (к чему?) - талант к актерству;
Тормозить (что?) - тормозить работу.
· Уверенность (в чем?) - уверенность в положительных результатах.
Удивляться (кому – чему?) - удивляться поведению детей;
(на кого – что?) - удивлялся сам на себя.
Указать (что?) - указать темы дипломных работ (показать, привести, установить, назвать для сведения);
(на что?) - указать на новое здание (обратить внимание, движением, жестом показать на кого-то, что-то).
Уплатить (что?) - уплатить долги;
(за что?) - уплатить за квартиру.
Управляющий (чем?) - управляющий производством.
Устоять (против чего?) - устоять против лести;
(от чего?) - устоять от искушения.
· Факт (чего?) - факт халатного отношения к работе.
· Характеристика (кого?) - характеристика студента (официальный документ, содержащий отзыв о чьей-то служебной и общественной деятельности)
Характерный (для кого – чего?) - для него характерна исполнительность (являющийся отличительной особенностью кого-то, чего-то, свойственный кому-то, чему-то).
Ходатайствовать (о ком – чем?) - ходатайствовать о расширении штатов;
(за кого – что?) - ходатайствовать за выпускника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|