Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация функциональных стилей





 

Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка или, иначе говоря, макростили подвергаются внутренней дифференциации. В каждом из этих пяти стилей выделяются подстили или иначе микростили. Соответственно, каждый из функциональных стилей можно делить на более частные разновидности.

Дифференциация функциональных стилей лишена единого основания, то есть такая дифференциация базируется на дополнительных для каждого стиля факторах.

Наиболее четко в этом смысле звучат официально-деловой стиль.

В официально-деловом стиле в зависимости от назначения текстов выделяются:

· законодательный;

· дипломатический;

· канцелярский (административно-канцелярский).

 

Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения. В нем сложились:

· собственного научный;

· научно-учебный;

· научно-популярный подстили.

 

Особенности публицистического стиля определяют спецификой СМИ. В зависимости от этого можно выделить:

· газетно-публицистический;

· радио-тележурналисткий;

· ораторский подстили.

 

В разговорном стиле выделяются разновидности, которые обусловлены постановкой общения:



· официальный подстиль (разговорно-официальный);

· неофициальный (разговорно-бытовой).

 

Каждый из подстилей реализуется в соответствующих текстах, различных жанров. Каждый текст на основе содержания, композиции, специфики и отбора и реализации нем языковых средств можно отнести к определённому стилю, подстилю и жанру. Границы между стилями переходные, особенно в современном мире, в современных условиях общения, так как газетная статья может содержать черты и публицистического, и научного и официально-делового.

 

Официально-деловой стиль очерчен наиболее четко, обслуживает правовую и административную деятельность при обращении в государственной деятельности в суде при дипломатических и деловых переговорах и обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Реализуется этот стиль в текстах законов указов, приказов, инструкций, договоров, соглашений, распоряжений, актов, в деловой переписке учреждений и в справках юридического характера. Особенности это стиля: стандартизация (стандартные языковые единицы: словосочетания и отдельные слова).



Письменная деловая речь может стать синонимом официально-делового стиля. Это письменные тексты, имеющие юридическую значимость.

Основные требования предъявляются к языку служебных документов.

Первое: строгое соответствие нормам литературного языка.

Второе: соответствие традициям официально-делового стиля, который помогает выразить мысль четко, полного и по возможности кратко.

 

Особенности языка служебных документов - это готовые речевые формулы, клише, такие как "согласно чему, в подтверждение чему". Документы должны составляться в соответствии с правилами, которые изложены в единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Формулы разных деловых документов унифицированы, то есть, сведены к единым требованиям. Обычно в тексте деловых документов выделяются две смысловые части (композиция документов). В одной части излагаются причины, в другой - выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Документ нужно начинать с изложения существа вопроса (просьба, предложение) и подкреплять их обоснованиями. Деловые документы обычно состоят из двух частей, но заявление, письмо, приказ может состоять из одной части. Одна группа документов составляется по единообразной форме и с единым содержанием (паспорт, дипломы, аттестаты об окончании учебного учреждения, бухгалтерские счета). Другие документы более частного характер имеют унифицированную форму, то отличаются по имеющейся информации.



 

Виды официально-деловых документов

 

Биография – документ, содержащий запись из чьей-либо личной жизни или деятельности, непременно в хронологическом порядке. То же самое касается и автобиографии.

 

Деловое письмо – документ, служащий средством общений между учреждениями, а также учреждениями и частными лицами.

 

Объяснительная записка - тоже документ, который поясняет содержание отдельных положений основного документа. Это также документ, объясняющий причины какого-либо события, какого-либо факта поступка. (ПРИМЕР ЗАПИСКИ!!!)

Постановление – правовой документ, правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач.

Постановление - документ, который отражает результаты деятельности коллегиальных органов.

 

Приказ - это документ, содержащий официальное распоряжение органов власти или руководителей учреждения.

 

Протокол - это тоже официально-деловой документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решения на собрании, заседаниях коллегиальных органов.

 

Расписка - это документ, подтверждающий получения чего-либо. (ПРИМЕР РАСПИСКИ!!!)

 

Решение - это практически, то же самое, что и постановление во втором значении, то есть документ, отражающий результаты деятельности коллегиальных органов.

 

Справка – документ, содержащий краткие сведения о ком или о чем-либо.

 

Отчет – документ, отражающий сведения о положении дел, выполнение какого-либо задания, который представляется вышестоящему учреждению или должностному лицу.

Бывает прямой отчет - это сжатый пересказ выступлений участников публичного мероприятия. Он содержит цитирование, сочетание элементов делового стиля плюс эмоциональная окраска.

Аналитический отчет - тоже о публичном мероприятии, но отчет журналиста. Отличительна характеристика выступлений, комментарии автора. Также содержит оценку происходящего.

Есть еще проблемный отчет – он выходит за рамки события, ставит перед читателем актуальные или общественно-важные вопросы. В этом виде отчета автор свободен в выборе стилистических средств для оценки сообщаемого.

 

Тематический отчет - посвящен актуальной в данный момент теме.

 

Автобиография – документ, который содержит социально-значимые сведения из жизни автора, включает следующие элементы– наименование документа, строгие требования: текст написанный от руки, подпись составителя и дата написания. Указываются ФИО, место рождения число место год, сведения об организации «где», и «как», и «когда» учился; о составе семьи и их краткую историю жизни краткую; также добавляет информация о трудовой деятельности. Брак, дети. Автобиография может быть написана как служебный документ, так и как литературное жизнеописание.

 

Доверенность - документ дающий право кому-либо действовать от имени лица или имени организации его выдавшего.

Структура: наименование документа; содержит ФИО доверителя, ФИО доверенного лица, сам текст, подпись доверителя (справа от доверенности), дата написания (слева от текста). Подпись доверителя должна быть заверена должностным лицом. После этого должна быть обозначена дата удостоверения подписи, а также печать учреждения. (ПРИМЕР ДОВЕРЕННОСТИ!!!)

 

Написать объяснительную записку?

Объяснительная записка представляет собой деловой документ, который находится во внутреннем обращении организации. Содержание документа предполагает объяснение причинно-следственной связи между событием, поступком или фактом, обычно негативного свойства, который уже произошёл. Объяснительная записка может быть сопровождением основного документа, тогда в её содержании будут даны пояснения отдельных положений этого документа.

 

Предназначение объяснительной записки – прояснение ситуации человеком, который является главным лицом в произошедших событиях, возможно, их виновником; цель объяснительной записки – провести внутреннее расследование причин происшествия, разобраться в них, сделать правильные выводы.

В ст. 193 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязуется истребовать написание объяснительной записки у сотрудника в случае предполагаемого совершения дисциплинарного проступка. Работник вправе отказаться писать объяснительную записку, закон это предусматривает, у работодателя в этом случае возникает право применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику, без наличия его объяснительной записки.

 

Форма, шаблон объяснительной записки включает в себя обязательные реквизиты:

§ - наименование организации;

§ - указание должностного лица, к которому обращена записка, его ФИО;

§ - наименование документа – «Объяснительная записка»;

§ - дата составления и № регистрации записки;

§ - заголовок к тексту («Касательно…», «О…»);

§ - текст пояснения;

§ - составитель, его подпись.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.