Сделай Сам Свою Работу на 5

Познавательная деятельность





Виды познавательной деятельности: обыденно-практическое, мифическое, религиозное, художественное, философское познание. Каждый вид познавательной деятельности имеет свое толкование истины, свой способ раскрытия истины и свое специфическое знание.

1) Обыденно-практическое познание. Оно базируется на повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом. Результатом выступают привычки, убеждения, верования. Через обыденно-практическое познание человек усваивает язык, ценности, обычаи. У него складывается нравственность.

2) Мифическое познание. Формируется через мифы, придания. Человек совершает обряды, ритуалы. В обряде, ритуалах человек имитирует действие мира. Через повторение, имитацию мифических действий человеку раскрывается истина.

3) Религиозное познание. В нём истина - Бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере.



4) Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство это овеществление души. Истина отождествляется с красотой. Своеобразие художественного познания кроется и в особенности языка искусства.

5) Философское познание. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум, а также переживания, тревоги, эмоции.

Вопрос № 30

В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание основано на аксиомах и постулатах.

Эмпирики предпочитают индуктивные методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Индукция - это обобщение опытных данных. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных.



Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания.

Проблема – то, что не познано и что нужно познать, знание о незнании.

В качестве форм научного познания отмечают: вопрос - это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.

Типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности.



Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.

Вопрос № 31

Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны.

Понятие «относительная истина» служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считаютчувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступаютясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности, согласно которой критерием истины являетсясогласованность рассуждений с общей системой знаний.
  • Сторонники прагматизма считают критерием истиныэффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляетсяпрактика . Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма критерием истины являетсявсеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Вопрос № 32

Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию и т.д..

В современной западной философии проблема роста, развития знания представлена в двух течениях: эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Эволюционная эпистемология – направление в западной философской мысли. Она пытается объяснить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т.е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психологических механизмов его возникновения.

Постпозитивизм. (60-е гг. 20в. К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).Обратили внимание на историю, развитие науки.
Новым в постпозитивизме является постановка проблемы понимания роста, развития знания и соответствующее обращение к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Знание рассматривается как развивающаяся система.


Т.Кун выдвинул идею о том, что новые теории не связаны с предыдущими, и ввел понятие парадигмы. Под парадигмой главным образом он понимал научную теорию, которая в определенный исторический период выполняет функцию образца научного исследования. Исследуя историю науки, Т. Кун выделяет 2 этапа развития науки: нормальный и революционный.

Стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведет к революции в науке, которая выражается в смене парадигмы.

П. Фейерабенд привел идею о несоизмеримости новых и старых теорий к логическому завершению. Рост знания осуществляется в соответствии с принципом пролиферации (размножения). Научные концепции возникают хаотично, подчиняясь почти биологической установке создавать как можно больше разного.

Вопрос № 33

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторая концепция - реляционная. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.
В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Вопрос № 35

Понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов, потребностей, единства языка, взглядов, устоев, традиций, происхождения, идеологии, религии.

Важным элементом формирования общества является единство, солидарная связь людей. Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношения людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на общей основе, в качестве которой обычно рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности».

Общество неоднородно и включает в себя различные явления и процессы. Составными элементами общества являются люди, социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к сумме отдельных людей. Вследствие этого общество приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельный способ развития.

Структура общества рассматривается в различных ракурсах. Обычно выделяются такие сферы жизнедеятельности общества как материально—производственная, социальная, политико—управленческая и духовная.

Другой подход к структурированию общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития.

Функционирование общества выражается в таких социальных явлениях как социализация, формирование социальных институтов, социальная стратификация и мобильность, социальная организация и социальный контроль.

Развитие находит свое выражение в изменениях путем эволюции или революции.

Вопрос № 36

Концепция метаистории

Если обобщить и выделить общее из различных древних традиций, то концепцию метаистории можно сформулировать следующим образом.

Мы живем в многомерной реальности, где существует множество взаимосвязанных миров, как «плотных» (состоящих из вещества), так и тонкоматериальных, состоящих из полей (энергетических, квантовых). Отдельные группы миров образуют «сгущения» или кластеры, в которых взаимосвязи намного сильнее. Именно в каждой из таких групп и разворачиваются метаисторические взаимодействия, когда события в одном мире невозможно понять без учета влияния других. Собственно, сама концепция метаистории и заключается в необходимости учета информационно-энергетических связей между мирами многомерной реальности для понимания исторического процесса, прогнозирования путей развития человеческой цивилизации. Для описания групп миров, охваченных тесными метаисторическими связями, Даниил Андреев ввел термин сакаула, он же предложил и сам термин «метаистория».

Компоненты метаисторического описания:

Основными элементами общества как системы являются индивиды, социальные группы, общности, продукты материальной и духовной деятельности людей (социальные институты, нормы, обычаи, традиции, ценности), виды действий и взаимодействий индивидов, коллективные представления, народ, этнос, нация, государство.

Одной из задач философского познания общества является выявление

действующих в нем законов.

Законы, действующие в обществе, могут быть классифицированы:

• на общесистемные и предметные,

• количественные и качественные,

• оформленные в виде юридических норм национального и международного права (Конституция, уголовное и гражданское законодательство) и неоформленные в виде юридических норм (традиции, обычаи),

• не зависящие от времени и географического расположения общества и

относящиеся к определенному периоду времени и территориальным

границам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.