Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменение роли развивающихся стран в мировой торговле.





Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети. Этот подъем был связан с резким изменением структуры экспорта - переходом от аграрного и минерального сырья к мануфактуре и услугам, так что теперь экспорт из развивающихся стран на 4/5 состоит из промышленных товаров. В прежней модели мировой экономики Север-Юг, в рамках которой страны третьего мира преимущественно обменивали первичные ресурсы на продукты переработки, произошли коренные перемены. Эта смена парадигм является также причиной того, что развивающиеся страны сегодня намного активнее, чем прежде, участвуют в системе многосторонней торговли.

Параллельно с растущим удельным весом развивающихся стран в мировой торговле с начала 90-х годов удвоилась доля торговли Юг-Юг в глобальном товарообмене: с примерно 6% до приблизительно 12%. Так что уже 2/5 объема международной торговли развивающихся стран приходится на товарообмен между ними. При этом львиную долю занимают промышленные товары, более интенсивный обмен которыми происходит как горизонтально, т.е. внутри отдельных отраслей (отраслевая торговля), так и вертикально - в рамках международных производственных цепочек (сетевая торговля).



Борьба за изменение положения развивающихся стран на мировом рынке носит потенциальный характер. Одним из способов такой борьбы является воплощение в жизнь системы многосторонней торговли в рамках ВТО.

Система многосторонней торговли способствует интеграции развивающихся стран в мировой рынок в трех аспектах:

- снижение внутренних и внешних торговых барьеров;

- упорядочение внутренней и внешней торговой политики;

- техническая помощь при наращивании торговых инфраструктур.

Следующее направление, которое развивающиеся страны воплощают лишь частично, это направление к наибольшей открытости рынков, устранения торговых барьеров.

В промышленно развитых и развивающихся странах имеется большой потенциал, что касается выгодных для обеих сторон шагов к либерализации. Развивающиеся страны сильно выиграли бы, если бы в промышленно развитых странах были снижены пошлины на импорт сельхозпродукции. Их негативное влияние на аграрный экспорт из развивающихся стран оценивается выше, чем влияние аграрных субсидий, выплачиваемых в промышленно развитых странах. Что касается трудоемкой промышленной продукции, то в промышленно развитых странах по-прежнему существуют высокие таможенные барьеры, которые тем выше, чем глубже переработка. Их устранение способствовало бы значительному росту экспорта из развивающихся стран. Кроме того, развивающиеся страны выиграли бы от дальнейшей либерализации сектора услуг в промышленно развитых странах. Это относится, прежде всего, к «четвертому сектору» международного обмена услугами и соответствующей либерализации движения неквалифицированной рабочей силы. В то же время барьеры, ограждающие доступ на рынок в самих развивающихся странах, как правило, существенно выше, чем в промышленно развитых странах, причем развивающиеся страны ограничивают импорт - в частности, в аграрном секторе - из других развивающихся стран зачастую еще сильнее, чем импорт из промышленно развитых стран. Снижение собственных торговых барьеров (собственная либерализация), включая упрощение торговых формальностей, в общеэкономическом плане было бы не менее полезным, чем облегчение доступа на экспортные рынки.



Собственная либерализация началась в развивающихся странах в середине 80-х годов в первую очередь в рамках односторонних реформ торговли и продолжилась во второй половине 90-х годов в ходе реализации результатов уругвайского раунда. Эти тенденции в значительной мере способствовали уже отмеченному оживлению торговли Юг-Юг, а также - наряду с получением более широкого доступа на рынки промышленно развитых стран - общему наращиванию товарооборота развивающихся стран.



Также, одним из методов борьбы развивающихся стран за мировые рынки, является политика интеграции в мировой рынок

При введении и применении многосторонних правил на национальном уровне следует различать меры, которые могут быть введены росчерком пера (например, снижение таможенных пошлин), и меры, которые включают в себя институциональные изменения и требуют значительных ресурсов (которые можно было бы использовать в других целях).

Поэтому ресурсоемкое регулирование торговой политики - и повышение соответствующей компетентности развивающихся стран - является важной задачей в сфере технической помощи, направленной на развитие торговли. Благодаря кооперации при разработке технических правил можно было бы, например, избежать такого положения, когда фирмы из развивающихся стран не могут выйти на рынок промышленно развитых стран из-за барьеров в виде предписаний по защите потребителей, животных или окружающей среды. Таким образом, преимущества, которые развивающиеся страны могут получить, участвуя в регулируемой системе многосторонней торговли, реализуются лишь через международное сотрудничество. То же самое относится и к другим видам «aid for trade», таким как поддержка развития торговли (например, с помощью анализа рынков) и торговых инфраструктур (транспорт, складское хозяйство, связь, энергоснабжение и т.д.).

На внутренних рынках либерализация торговли вызывает необходимость адаптации. Поэтому здесь необходимы сопровождающие меры, которые, в частности,

- (частично) компенсировали бы в рамках реформирования систем социального обеспечения негативные последствия для доходов и занятости населения;

- способствовали бы в рамках реформирования образовательной системы повышению квалификации работников наемного труда;

- повышали бы в рамках программ технического развития технический уровень предприятий.

Хорошая политика в целях развития - это, однако, не просто следствие торговой политики или интеграции той или иной страны в систему ВТО. Решающую роль играет создание соответствующих («первоклассных») институтов в развивающихся странах. В первую очередь речь идет о надежном урегулировании прав собственности и обеспечении стабильного правопорядка. К созданию институтов относится также институционализация в соответствующей стране эффективного механизма принятия решений в сфере торговой политики. Лишь при наличии этих предпосылок многосторонние торговые правила приводят к прогрессу развития и успехам в борьбе с бедностью. Одним, из действенных методов, также является сокращение торговых издержек путем улучшения международных транспортных услуг, работы таможни и портов, а также управления материально-техническим обеспечением - то есть содействие торговле - требует существенных новых инвестиций, дополнительного технического содействия и скоординированных многосторонних усилий. Содействие торговле имеет фундаментальное значение для реализации возможностей расширения торговли в рамках переговоров в Дохе, однако повестка дня ВТО служит лишь небольшим элементом решения общей задачи.Таким образом, для того, чтобы развивающимся странам занять должное положение на мировом рынке, необходимо проводить ряд мероприятий. На современном этапе страны третьего мира проводят их в рамках ВТО. Сюда включается система многосторонней торговли, разработанная совместно с Всемирной Торговой Организацией, помогающая дальнейшей интеграции развивающихся стран на мировой рынок. Также можно отметить систему преференциальных торговых соглашений, которая путем снижения торговых барьеров, непременно способствует развитию торговли. Но, тем не менее, такие соглашения заключаются преимущественно между самими развивающимися странами, именно поэтому многие из них добиваются заключению подобных соглашений и в отношении индустриально развитых стран. Сами же развитые страны в ряде случаев не соглашаются на односторонние уступки, тем самым не допуская развивающиеся страны на общемировой рынок. В таком положении страны третьего мира вряд ли в ближайшей перспективе смогут добиться больших изменений своего положения на мировом рынке.Либерализация торговых отношений и снижение торговых пошлин также может дать хорошие результаты. Но, тем не менее, развивающиеся страны, которые требуют от развитых снижения в их отношении торговых пошлин, сами имеют очень высокие показатели.Разработка общих технических правил во многом поможет развивающимся государствам выйти на мировой рынок многих товаров, которые до прежнего момента времени были им недоступны из за не соответствия их товаров общемировым стандартам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.