Тема №2. Экономические и правовые основы налогов и принципы налогообложения
Москва 2016
Содержание
Аннотация. 3
Тема №1. Налоги и их роль в современном обществе. 5
Тема №2. Экономические и правовые основы налогов и принципы налогообложения. 10
Тема №3. Налоговая система государства. 17
Тема №4. Налоговая политика государства. 25
Тема №5. Акцизы.. 29
Тема №6. Налог на добавленную стоимость. 35
Тема №7. Налог на прибыль организации. 49
Тема №8. Налог на имущество организации. 62
Тема №9. Налогообложение природопользования. 70
9.1. Водный налог. 70
9.2. Налог на добычу полезных ископаемых. 75
9.3. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 81
Тема №10. Налог на доходы физических лиц. 89
Тема №11.Налог на имущество физических лиц. 101
Тема №12. Другие налоги и сборы.. 105
12.1. Государственная пошлина. 105
12.2. Налог на игорный бизнес. 108
12.3. Земельный налог. 111
12.4. Транспортный налог. 115
Тема №13. Специальные налоговые режимы.. 123
13.1 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 123
13.2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог). 127
13.3. Патентная система налогообложения. 133
13.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделении продукции. 137
13.5. Упрощенная система налогообложения. 142
Темы рефератов. 149
Темы эссе. 150
Глоссарий. 151
Нормативно-правовая база. 151
Перечень основной и дополнительной литературы и ресурсов информационной сети «Интернет» 151
Комплект вопросов промежуточного контроля. 155
Аннотация
Налоги — это важнейший инструмент осуществления экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, если в обществе создана атмосфера уважения к налоговому обязательству, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установления государством правил взимания конкретных налогов. Непременным условием формирования налоговой культуры у каждого члена общества является знание налогового законодательств, порядка и условий его функционирования.
Налоговая грамотность – необходимое условие успешного осуществления экономических реформ. Финансовая система и прежде всего ее государственная и муниципальная сферы, оказывает существенное воздействие на развитие экономики, рост национального дохода и, следовательно, повышение эффективности народного хозяйства и благосостояния населения.
Целью изучения дисциплины является, освоение студентами теоретических и практических основ построения налоговой системы государства.
На основе полученных знаний, студенты должны уметь анализировать тенденции в развитии налоговой системы. Особое внимание уделяется экономическому содержанию и функциональному назначению налоговой системы, методам формирования налоговых доходов бюджета, основным направлениям бюджетной и налоговой политики государства, методам проведения общегосударственного контроля за эффективностью аккумуляции финансовых ресурсов.
Предметом изучения дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» является система экономических отношений, связанных с формированием и распределением налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы государства.
На основе изучения теоретических и практических вопросов построения и функционирования налоговой системы, студенты осваивают особенности налогообложения в Российской Федерации.
Дисциплина «Налоговая система Российской Федерации» ориентирует студента на необходимость свободно владеть методами формирования налоговых доходов государства, специальной терминологией, планировать и прогнозировать бюджетные потоки в связи с потребностями финансовой политики государства.
Практическая часть курса рассчитана на формирование полномасштабных навыков постановки цели и формулировании задач, связанных с функционированием налоговой системы государства.
В качестве законодательной базы, используемой при изучении данной дисциплины, служат правовые (законодательные) акты государства, такие как Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, другие подзаконные акты и правовые нормы.
Учено-методическое пособие по дисциплине «Налоговая система РФ» рекомендовано для студентов очной и заочной формы обучения.
Тема №1. Налоги и их роль в современном обществе.
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
— причины возникновения и развития налогов;
— экономическую природу налогов;
— правовое определение налогов и сборов;
— специфические черты налогов, отличающие их от других видов финансовых платежей;
— функции налогов;
— роль налогов в современном обществе;
Уметь
— анализировать причины повышения роли налогов в ходе исторического развития общества;
— собирать и обобщать исходные данные, необходимые для понимания и иллюстрации роли налогов в социально-экономическом развитии российского общества;
Владеть
— культурой мышления;
— способностью к экономическому образу мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Почему в процессе исторического развития налоги превратились из дополнительного источника доходов государства в основной источник доходов бюджета?
2. Может ли современное общество отказаться от налогов и формировать бюджет за счет других видов доходов?
3. Перечислите черты, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей.
4. Какие производственные отношения отражают налоги?
5. В чем заключаются экономические интересы участников налоговых отношений и почему возникает противоречие этих интересов?
6. Объясните, в чем состоит различие налогов и сборов.
7. Какие функции присущи налогам?
Тестовые задания
1. Налогом признается:
а) принудительный платеж;
б) законодательно установленный принудительный платеж;
в) обязательный, принудительный, индивидуально безвозмездный платеж;
г) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
2. К отличительным (специфическим) чертам налогов относятся:
а) законодательный характер;
б) принудительный характер;
в) безвозмездный характер;
г) индивидуально безвозмездный характер.
3. Налоги как экономическая категория отражают отношения;
а) производства;
б) обмена;
в) производства и распределения обмена;
г) перераспределения.
4. К функциям налогов относятся:
а) фискальная;
б) предоставление общественных благ;
в) регулирование внешних эффектов;
г) регулирующая.
5. Под налогом понимается:
а) коллективно безэквивалентный платеж;
б) индивидуально безвозмездный платеж;
в) индивидуально возмездный платеж;
г) коллективно возмездный платеж.
б. Фискальная функция налогов состоит в:
а) перераспределении национального дохода;
б) перераспределении ВВП;
в) формировании доходной части бюджета;
г) эффективном финансировании государственных расходов.
7. Регулирующая функция налогов состоит в:
а) перераспределении национального дохода;
б) перераспределении ВВП;
в) воздействии государства на воспроизводственные процессы;
г) перераспределении доходов бюджета для поддержки социально незащищенных слоев населения.
8. Регулирующая функция налогов способствует:
а) сглаживанию колебаний экономического цикла;
б) увеличению доходов бюджета;
в) сокращению расходов бюджета;
г) снижению налогового бремени.
Ответы на тестовые задания:
Вопросы для обсуждения
1. Почему в процессе исторической эволюции налоги превратились из дополнительного источника доходов государства в постоянный и основной источник доходов бюджета?
2. Почему необходимо платить налоги?
3. Можно ли спать спокойно, заплатив налоги?
4. Почему люди не хотят платить налоги?
5. Каким образом уменьшение фискального гнета в стране может способствовать росту доходов бюджета?
6. Прокомментируйте высказывания известных экономистов с позиций современности:
а) «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов» (Ф. Нити, итальянский экономист (1868 - 1953));
б) «В установлении налогов нужна очень большая осторожность» (Ф. Канкрин, министр финансов России (1774— 1845»;
в) налогообложение — это искусство общипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» Кольбер, министр Франции (XVII в.))
г) «Всякий налог создает в тех, кто им обложен, новую способность нести его» (Д. Юм, английский экономист 1711-1776)).
Тема №2. Экономические и правовые основы налогов и принципы налогообложения
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
— по признается плательщиками налогов и сборов; состав и назначение элементов налогообложения;
— содержание каждого элемента налогообложения (объект налогообложения. налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы);
— принципы организации налогообложения, методы налогообложения;
Уметь
— выявлять роль отдельных элементов налогообложения и их логические связи;
— понимать причины развития методов налогообложения;
— выявлять роль принципов налогообложения для организации эффективной налоговой системы;
Владеть
— культурой мышления;
— способностью к экономическому образу мышления;
— способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Кто признается налогоплательщиком, налоговым агентом, представителем налогоплательщика?
2. Для чего введен институт налогового агента и институт представительства в налоговых отношениях?
3. Перечислите права, которыми наделены налогоплательщики
4. Какие обязанности возложены на налогоплательщиков?
5. Объясните, какую роль играют элементы налогообложения при установлении налогов.
6. Что такое пеня и в каких случаях ее уплачивают?
7. Для чего необходима налоговая декларация?
8. Почему в ряде случаев налог исчисляет налоговый орган, а не сам налогоплательщик?
9. Для чего необходимы принципы налогообложения?
10. Почему происходило развитие методов налогообложения?
Тестовые задания
1.Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения — это:
а) единица обложения;
б) налоговая база;
в) исчисленная сумма налога;
г) налоговый оклад.
2. Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:
а) налоговое бремя;
б) налоговая ставка;
в) налоговый оклад;
г) единица обложения.
3. Лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения — это:
а) налогоплательщик;
б) носитель налога;
в) налоговый агент;
г) сборщик налога.
4. Период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — это:
а) календарный год;
б) отчетный период;
в) налоговый период;
г) финансовый год.
Расположите представленные элементы налогообложения в колонках таблицы согласно предложенному принципу распределения: а) налоговые льготы; б) налоговая база; в) налоговый период; г) носитель налога; д) источник налога; е) объект налогообложения; ж) ставка налога; з) сроки уплаты налога; и) отчетный период
1.Элементы, отсутствие которых в законе о налоге освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате
| 2.Элементы, отсутствие которых в законе о налоге не освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате
|
6. Сопоставьте метод налогообложения, представленный в левой колонке таблицы, с содержанием метода в правой колонке:
Метод налогообложения
| Содержание метода
| 1.Пропорциональное налогообложение
| а) для каждого плательщика установлена равная сумма налога
| 2.Прогрессивное налогообложение
| б) для каждого плательщика установлена равная ставка налога
| 3.Регрессивное налогообложение
| в) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают
| 4.Равное налогообложение
| г) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются
|
7. Не относится к принципам А. Смита:
а) справедливость налогообложения;
б) определенность налогов;
в) удобность налогообложения;
г) целевое расходование средств.
8. Принцип "горизонтальной справедливости" означает, что:
а) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;
б) налогоплательщики с одинаковым экономическим, потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя;
в) налогоплательщики с одинаковым доходом должны облагаться по одинаковым ставкам.
9. Принцип "вертикальной справедливости" означает, что;
а) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;
б) налогоплательщики с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя,
в) налогоплательщики с разным доходом должны облагаться по разным ставкам.
10. Согласно принципу получения услуг от государства:
а) от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства;
б) личный доход налогоплательщика должен соответствовать его вкладу в достижение хозяйственного результата;
в) должны быть установлены равные налоги на равновелики объекты обложения.
11. Согласно принципу платежеспособности:
а) от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства;
б) личный доход налогоплательщика должен соответствовать его вкладу в достижение хозяйственного результата;
в) должны быть установлены разные налоги на разновеликие объекты обложения.
Ответы на тестовые задания:
Задачи
1. В налоговом периоде у Иванова были следующие доходы:
заработная плата, начисляемая в соответствии с трудовым договором — 70 000 руб. в месяц;
начислены дивиденды в сумме 300 000 руб.; получен приз в рекламной акции стоимостью 60 000 руб.; начислены проценты по банковскому вкладу — 100 000 руб. Для справки. Заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13%. Стоимость приза, полученного в рекламной акции, облагается НДФЛ по ставке 35%. Дивиденды облагаются по ставке 9%. Проценты по банковскому вкладу у Иванова не облагаются. Определите законодательную, фактическую и экономическую ставку НДФЛ для Иванова.
2. Петров и Сидоров работают на одном предприятии. Заработная плата у Петрова и у Сидорова одинаковая и составляет 50 000 руб. в месяц. У Петрова есть взрослый сын, который работает на этом же предприятии. У Сидорова есть сын 8 лет и дочь 20 лет (учится в вузе на дневной форме обучения). Сидоров оплатил в отчетном году обучение дочери в сумме 60 000 руб.
Для справки. Сидоров имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб. ежемесячно на каждого ребенка. Также Сидоров имеет право на социальный налоговый вычет на обучение дочери в размере 50 000 руб. в год. Налоговые вычеты уменьшают доходы, которые облагаются НДФЛ. Рассчитайте эффективную налоговую ставку по НДФЛ для Петрова и Сидорова.
3. Рассчитайте фактическую ставку налога на прибыль, исходя из следующих данных, доход, полученный налогоплательщиком, - 4 500 000 руб., расходы налогоплательщика составили - 3 200 000 руб., налоговая база по налогу на прибыль - 920 000 руб., сумма уплаченного налога — 172 000руб.
4. Допустим, что в стране установлен косвенный налог - налог с продаж. Ставка данного налога 5% от стоимости реализованных товаров и услуг. Гражданин А получил годовой доход в размере 120 000 руб. Весь доход был потрачен на покупку товаров, оплату услуг, которые облагаются налогом с продаж. Гражданин Б получил годовой | доход 700 000 руб. На потребление гражданин Б потратил 300 000 руб. (купил товары, оплатил услуги, облагаемые налогом с продаж) и 400 000 руб. направил на сбережения (сбережения не облагаются косвенными налогами).
Определите законодательную и эффективную ставку, налога с продаж для гражданина А и гражданина Б. Докажите, что в косвенном налоге с продажи присутствует скрытая регрессия.
5. Физическое лицо А получило в отчетном году совокупный доход в виде заработной платы 400 000 руб. Физическое лицо Б в отчетном году получило совокупный доход в сумме 980 000 руб, из которого 400 000 руб. составила заработная плата и 580 000 руб. — процентный доход по вкладам в банках (который не облагается подоходным налогом с физических лиц).
Предположим, что в стране действует прогрессивный подоходный налог с физических лиц. Установлены следующие ставки прогрессивного подоходного налога с физических лиц (сложная прогрессия).
Совокупный годовой доход
| Ставка налога (%)
| До 120 000 руб.
|
| 120 000 руб. - 240 000 руб.
|
| 240 000 руб. – 360 000 руб.
|
| 360 000 руб. - 480 000 руб.
|
| Свыше 480 000 руб.
|
| Определите законодательную и эффективную ставку подоходного налога для гражданина А и гражданина Б. Докажите, что в прогрессивном подоходном налоге может присутствовать скрытая регрессия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|