Роль государства в инновационной деятельности. Формы государственной поддержки
В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса важнейшими ресурсами научного процесса – научными знаниями и людьми.
Основные принципы государственной политики в научной инновационной деятельности:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной и научно-технологической деятельности и образования;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- концепция ресурсов по приоритетным направлениям научного развития;
- стимулирование деловой активности в научной и научно-технической и инновационной деятельности, развитие научно-технического сотрудничества.
Роль государства в инновационных процессах:
· установление «правил игры» (законодательно-правовая база, нормативные акты);
· формирование и регулирование внутреннего рынка через механизмы государственного заказа, квоты, пошлины, тарифы, компенсации, преференции и др.;
· стимулирование социальной ориентации инновационной деятельности;
· целевая поддержка выделенных областей научных исследований, создающих инновационные ресурсы; развитие инновационной инфраструктуры (производственно-технологические объекты, информационные базы / центры \ сети, образовательные центры, фонды, центры
· экспертизы \ патентования \ лицензирования \ консультирования, центры сертификации \ стандартизации \ метрологии \ испытаний).
Механизмы реализации инновационной политики:
· государственные субвенции и гранты для создания объектов инновационной инфраструктуры;
· государственные субсидии — долевое участие в целевом финансировании объектов инновационной инфраструктуры;
· ФЦП, федеральные программы, межведомственные программы;
· конкурсное финансирование программ и проектов для обеспечения государственных нужд и государственных приоритетов;
· передача госимущества в оперативное управление, аренду, лизинг;
· создание ЦКП уникального оборудования, находящегося в собственности государства.
По уровню и формам поддержки в мировой практике выделяют:
1. Государственные стратегии активного вмешательства. Государство признает научную и научно-техническую, инновационную деятельность главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. (Япония, Франция, Нидерланды)
1. Децентрализированное регулирование – государство играет важную роль, но отсутствует жесткая директивная связь – на первое место выходят организации и субъекты хозяйствования. Роль государства сводится к созданию им необходимых экономических и прочих условий (США)
2. Смешанная – к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция, РФ).
К мерам государственного регулирования для промышленности РФ относят:
- согласование целевой политики с принятой государственной структурной политикой – кризис нельзя регулировать без государственного регулирования цен (энергосберегающие технологии);
- формирование ФПГ, крупных корпораций, холдинговых компаний (отрасль должна быть охвачена какой-то финансовой группой со своими интересами, целями, решениями. Тогда ей предоставляются налоговые и прочие льготы);
- распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различных уровней (федеральными, региональными, местными);
- регулирование степени открытости внутреннего рынка.
Государственное регулирование международных связей должно базироваться на ряде принципов:
- взаимовыгоды;
- недопущения дискриминации;
- эквивалентная технологическая зависимость сторон.
Существуют инструменты международного сотрудничества и связей:
- выбор и рационализация приоритетных;
- финансирование кадровых обменов;
- подключение к мировым каналам научно-технической информации;
- поддержка международных контактов малого и среднего бизнеса;
- государственное стимулирование зарубежных инвестиций и аналогичных вложений отечественных инвестиций за границей;
- зарубежное патентование за государственный счет;
- оказание юридических, посреднических и консультационных услуг участникам сотрудничества;
- привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабов прогресса.
Наряду с бюджетным финансированием существует и внебюджетная система поддержки – например, существуют венчурные фирмы на возвратной и безвозвратной основе. Государство оценивает разрабатываемый проект и на конкурсной основе оценивает кому дать безвозвратный капитал.
Таблица 3
Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности
Формы государственной поддержки
| научной деятельности
| инновационной деятельности
| Прямое бюджетное финансирование
| Прямое финансирование
| Льготное налогообложение прибыли, получаемое от реализации научных разработок
| Предоставление индивидуальным предпринимателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд
| Освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящееся к научным организациям
| Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами
| Освобождение от импортного таможенного тарифа на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок
| Совершенствование государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей
|
| Отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим технологиям и изобретениям
|
| Право на ускоренную амортизацию оборудования
|
| Создание сети технополисов и технопарков
|
Финансирование закладывает основу организации бизнеса: оно позволяет обеспечить все необходимые составляющие инновационного процесса – подготовленные кадры, создание материальной базы, доступ к информации и т.п.
Можно выделить следующие источники финансирования инновационного бизнеса в России (рис. 11).
Рис. 11. Источники финансирования инновационной деятельности.
Состояние финансового обеспечения инновационной деятельности определяется востребованностью инновационной продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|