Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификационные признаки технопарков.

Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах

 

Решение задач, связанных с крупными технологически­ми прорывами путем совместного проведения НИОКР, достигается на основе программно-целевого планирования кооперации научно-технической деятельности инновационных организаций и привлекаемых по контрактам промышленных фирм.

1. В рамках проектного управления создаются научно-тех­нические альянсы, подразделяемые на научно-исследо­вательские и научно-производственные. Альянсы являются промежуточной ступенью, между неформальной кооперацией и полным слиянием. При этом сотрудничество в альянсе различных организаций не исключает усиления конкуренции между ними.

2. Консорциум - когда организации с различными формами собственности сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но подчиняются совмес­тно избранному исполнительному органу. Консорциумы облегчают решение задач по распределению расходов на НИОКР и объединению дефицитных трудовых и материаль­ных ресурсов в рамках осуществления крупных проектов.

Консорциум в инновационной сфере можно определить как временное со­глашение между банками, предприятиями, компаниями, фир­мами, научными центрами для осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.

Пер­воначально международные консорциумы возникли в банков­ской сфере, в послевоенные годы они стали создаваться в дру­гих сферах хозяйственной деятельности, а в 1960-е гг. стали возникать консорциумы нового типа, в которых в качестве уча­стников выступают государства. Объединяясь в консорциумы, их участники преследуют цель повысить свою техническую и коммерческую конкурентоспособность.

Специфика консор­циума состоит в том, что партнеры, входящие в него, сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается це­лей консорциума. Кроме этого, консорциум — это временное объединение, которое прекращает свою деятельность после выполнения поставленных при образовании целей.



3. Концерн объединяет предприятия про­мышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участниками концерна могут быть отдель­ные предприятия, компании, фирмы, которые объединяют свои усилия для решения каких-либо конкретных общих це­лей, в том числе для осуществления наукоемких инноваци­онных проектов. Целью образования концерна предприятиями и организациями может быть: выравнивание определен­ных отраслевых сезонных колебаний и рисков; перемещение капитала из менее перспективных отраслей экономики в бо­лее перспективные.

4. Межфирменное сотрудничество в разработке, производ­стве и маркетинге продукта, которое часто пересекает на­циональные границы, нашло отражение в создании со­вместных предприятий (СП). Причины возросшей попу­лярности СП и мотивы их создания объясняются усиле­нием международного сотрудничества в развитии экспор­та, ростом прямых зарубежных инвестиций, продажей технологий по лицензиям.

5. Холдинговая (или держательская, англ, to hold — держать) ком­пания— это особый тип финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. В настоящее время практически все крупнейшие корпорации Запада имеют холдинговую форму организации, т.е. во главе многочисленных отделений, фирм, заводов, сбытовых подразделений, входящих в современный концерн, находится холдинг, концентрирующий контрольные пакеты акций этих подразделений, что и придает всей корпорации целостность и управляемость.

Холдинговая компания проводит единую политику в области инноваций, осуществляет контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) и ускоряет процесс диверсификации. Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания – это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними.

Контроль пакета акций — ведущая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участ­ников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

6. Финансово-промышленная группа (ФПГ). Актуальные задачи по реорганизации монопродуктовых организационных структур в промышленности и привле­чению инвестиций на эти цели решаются в РФ посред­ством создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Они обеспечивают сохранение научно-технического по­тенциала включаемых в их состав технологических и коо­перативно связанных промышленных организаций, соли­дарную ответственность по контрактам, интеграцию с финансовыми и торгово-сбытовыми структурами. В со­став ФПГ включаются еще и страховые учреждения для управления имеющимися рисками в инновационной де­ятельности.

ФПГ организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки и торговые организации.

Таким образом, крупные инновационные предприятия созда­ют предпосылки для развития малых, так как очень часто но­вовведения, которые используют крупные предприятия, явля­ются результатом инновационной деятельности малых, но по­следующее внедрение осуществляется предприятиями, обла­дающими для этого лучшими финансовыми и материальны­ми ресурсами, хорошей материально-технической базой и со­ответствующим персоналом.

5. Технопарки

Технопарк и его сущность

Впервые интерес к созданию научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов в России проявился в начале 90-х годов. Первые российские бизнес-инкубаторы были созданы в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.) и первоначально опирались исключительно на инициативу предпринимателей и руководства городских университетов и вузов. По мере становления, они стали получать реальную поддержку от Госкомвуза РФ, Миннауки РФ, местных властей и федеральных фондов поддержки. Отдельные инкубаторы дали толчок развитию инновационных центров. Примерно в те же годы начали появляться и другие организации поддержки бизнеса.

Под технопарком понимается организация с правами юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими университетами и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью поддержки и развития инновационной деятельности и малого инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передача их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны[1].

Технопарк представляет собой территорию, как правило, вокруг крупного университета, ГНЦ или предприятия с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой.

С помощью технопарка можно решать следующие задачи:

- оказание содействия университетам и научным центрам в передаче технологий (вернее, для превращения знаний в коммерческий продукт) в экономику и этим самым они выполняют функцию усилителя влияния, например, ГНЦ и университета на экономическое и социальное развитие региона, города;

- поддержка на предначальной и начальной стадии предпринимателей в сфере науки и техники;

- привитие культуры предпринимательствав сференауки и техники в университетах, научных центрах и т. д.;

- экономическое возрождение и появление новых видов производств, структурной перестройки промышленности, научных центров;

- создание новых рабочих мест, особенно в районах с большой безработицей.

Упрощенную обобщенную "классическую" структуру технопарка можно представить с помощью рис. 8[2].

Она условно состоит из двух частей:

- "ядра" технопарка, которое представлено инкубатором начинающих малых инновационных фирм, зрелыми фирмами вышедшими из инкубатора, но пожелавших остаться на территории технопарка, если у технопарка есть такая возможность, и фирмами, которые перешли в технопарк, например, из университета, ГНЦ, промышленного предприятия, города и т. д., а также дочерними фирмами крупных предприятий;

"оболочки" технопарка, которая представлена фирмами сервиса (простого и сложного), необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам, а также командой менеджеров технопарка.

 
 

 

 


Рис. 8. Обобщенная «классическая» внутренняя структура технопарка

 

Технопарки и инкубаторы бизнеса являются интерфейсом, соединяющим учебные, научные, конструкторские учреждения с рынком научно-технической продукции. В них создаются и продаются технологии, материалы и услуги.

 

 


Рис.9. Влияние технопарков на социально-экономическое и технологическое развитие региона

 

Технопарки и ИБ представляют собой своеобразные "фабрики" по созданию и выпуску в экономику новых фирм. Кроме того, это структуры сервиса, которые не только освобождают малые начинающие фирмы от необходимости содержать в своем составе все подразделения, имеющиеся в крупных фирмах, такие как: бухгалтерия, секретариат, информационная служба, служба безопасности, стоянка для автотранспорта и т. д.), но и обеспечивают малые начинающие фирмы простым и сложным сервисом, включая юридические консультации, маркетинговые исследования, оказание помощи в сфере менеджмента и т. д.

Наиболее часто используются услуги, которые технологически не связаны с характеристиками продукции, изготавливаемой и выпускаемой малым инновационном предприятием- социально-бытовые, юридические, патентные, консультационные кадровые, маркетинговые и т.п. Также следует отметить что услуги, предоставляемые малым инновационным предприятиям, обычно не являются постоянной величиной, а их объем зависит от времени (динамические) пребывания предприятия в технопарке.

Классификационные признаки технопарков.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.