Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология проблемного обучения.





Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

Положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации.

Неуспевающих в течение 5 лет нет.

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности обучающихся у учителя.

  2011/2012 уч. год 2 кл. 2012/2013 уч. год 3кл. 2013/2014 уч. год 4кл.  
Русский язык 0,51 0,51 0,52
Литературное чтение 0,57 0,57 0,57
Математика 0,50 0,50 0,53
Окружающий мир 0,55 0,55 0,58
Изобразительное искусство 0,74 0,74 0,76
Технология 0,71 0,71 0,74
Среднее значение СОУ 0,59 0,59 0,61

 

Вывод: представленные данные свидетельствуют о положительной динамике начальных и конечных результатов.

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования.

Положительные результаты независимой оценки качества образования по русскому язык (областной уровень)



В 2013 – 2014 учебном году выпускники начальных классов прошли независимое тестирование по русскому языку. Ученики моего класса показали хороший результат, подтвердив свои знания по данному предмету.

Данные по классу представлены в таблице.

 

Количество учащихся в классе Из них прошли тестирование % участвующих в тестировании % выполнения тестовых заданий СОУ % подтверждения
88% 79,5 % 0,66 100%

 

Вывод: тестирование показало, что средний процент выполнения теста по русскому языку выше 70%.

(Приложение №1 к п. 2.1)

 

Положительные результаты независимой оценки качества образования по математике (областной уровень)

В 2011 – 2012 учебном году ученики так же прошли независимое тестирование по математике. Результаты независимой оценки свидетельствует о высоком уровне освоения обучающимися образовательной программы по математике. Данные по классу представлены в таблице.

 

Количество учащихся в классе Из них прошли тестирование % участвующих в тестировании % выполнения тестовых заданий СОУ % подтверждения
88% 76,1% 0,43 100%

 



Вывод: тестирование показало, что средний процент выполнения теста по математике выше 70%.

(Приложение №2к п.2.2)

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Доля обучающихся, вовлеченных учителем в научную (интеллектуальную), творческую, физкультурно-спортивную деятельность, в общей численности обучающихся у учителя.

Проводится интеграция учебной и внеурочной деятельности. В таблице представлен процент учащихся вовлеченных во внеурочную деятельность по учебному предмету.

 

Внеурочная деятельность (с указанием названия, направленности) 2011-2012уч.г. 2012-2013уч.г. 2013-2014уч.г.
Количество обучаемых (всех) Вовлечены во внеурочную деятельность % вовлечённых во внеурочную деятельность Количество обучаемых (всех) Вовлечены во внеурочную деятельность % вовлечённых во внеурочную деятельность Количество обучаемых (всех) Вовлечены во внеурочную деятельность % вовлечённых во внеурочную деятельность
«Геометрия клетчатой бумаги» 100%       100%
«Умники и умницы»                 100%        
Всего 100% 100% 100%

 

Вывод: таким образом, представленные данные свидетельствуют об активном вовлечении учащихся во внеурочную деятельность (более 50%)

(Приложение № 3-4 к п. 3.1)

Разнообразие организованных учителем видов деятельности, в которые вовлечены обучающиеся.



Виды деятельности, в которые вовлечены обучающиеся 2011-2012 уч.год 2 класс 24 человека 2012-2013 уч.год 3 класс 22 человека 2013-2014 уч.год 4класс 25 человек
Кол-во уч-ся, вовлеченных % уч-ся, вовлеченных Кол-во уч-ся, вовлеченных % уч-ся, вовлеченных Кол-во уч-ся, вовлеченных % уч-ся, вовлеченных
Секреты русского языка - - 96%    
«Юные умники и умницы» - - - -
«Геометрия клетчатой бумаги»    
«Развитие познавательных способностей» - - - - 25%
Конкурс «Альбус»2014         20%
Общероссийская олимпиада «Олимпусик»         20%
Всероссийские предметные олимпиады для младших школьников - - - - 16%
Итого:

Вывод: представленные данные свидетельствуют о разнообразии учителем видов деятельности, в которые вовлечены обучающиеся

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (конференциях, конкурсах, концертах, соревнованиях и т.п.) на разных уровнях.

Дети принимают активное участие в конкурсных мероприятиях (конференциях, конкурсах, концертах, соревнованиях и т.п.) на разных уровнях.

Название конкурса Год проведения   Количество обучаемых   Количество участников % вовлечённых
Всероссийские предметные олимпиады для школьников 16%
«Альбус» математика 20%
Общероссийская олимпиада «Олимпусик» 20%
Районная конференция «Наука. Культура. Образование» 4%
Районный конкурс «Логотип детской библиотеки» 4%
Районный конкурс творческих работ «Если бы я был Главой района» 4%
Районный конкурс «Заботливая мама» 4%
Районный конкурс «Подарок маме» 4%

 

(Приложение № 5-12 к п. 3.3)

Наличие призовых мест (1-5) в конкурсных мероприятиях разного уровня.

№ п/п Название Уровень Год Результат
1.   Всероссийский    

(Приложение № к п. )

Личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания.

Знание сущности методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного ( системно-деятельностного) подхода

В настоящее время в школьном образовании применяют самые различные педагогические технологии, с некоторыми я знакомилась в рамках прохождения курсов повышения квалификации, с целью их практического применения, с некоторыми – самостоятельно, в плане самообразования.

За последние 5 лет я прошла следующие курсы повышения квалификации:

 

Название курсов   Объем программы Срок прохождения Организатор курсов
«Содержание и методы учебной, воспитательной и коррекционной работы педагога на уроке » 108 часов С 28.02 .2009г. по 15.03.2011г. НИРО
«Обновление содержания и технологий начального общего образования» 72 часа С 17.02.2014г.по 08.04.2014 НИРО
«Требование к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» 8часа 08.04.2014 ФНМЦ
«Психолого-педагогические и методические средства реализации ФГОС и СФГОС в образовательном процессе СОШ» 72 часа С 06.04.2015-19.06.2015 Образовательный центр «Интеллект»
       

(Приложение № 13-16 к п.4.1.1)

 

Инновационные процессы, столь активно развивающиеся, определяют необходимость поиска наиболее эффективных технологий, методов и приёмов обучения детей. Пройденные курсы помогли углубить и упорядочить знание коррекционно-развивающих, информационных, игровых, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного и дифференцированного обучения.

- Личностно - ориентированная технология

И.Я.Якиманской придает особое внимание такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Очень хорошо использовать эту технологию при работе с одаренными детьми.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

1.способность человека к выбору;

2.умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

3.поиск смысла жизни, творчество;

4.формирование образа “Я”;

5.ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

6.автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъективного опыта учащегося. Главной задачей в технологии, считает И.Я. Якиманская, создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.

Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

 

Метод проектов.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана в 20 веке американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком.

В основе технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Проект – это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: Сами придумывают и планируют свою работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явно значимую форму, которая может быть представлена.

Исходными теоретическими позициями проектного обучения являются:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

 

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорит, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно-ориентированный;

- деятельный;

-обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

-здоровьесберегающий.

 

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».

 

Этапы работы над проектом (по Полат Е.С.).

1. Поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности

2. Аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

3. Практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.

4. Презентационный. Он завершает, подытоживает работу над проектом и важен как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

5. Контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним.

Темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения;

- развивают системное мышление.

Основные требования к проекту:

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Проект - это «пять П»:

-проблема,

-проектирование (планирование),

-поиск информации,

-продукт

-презентация.

 

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1.Поисковые умения:

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи

 

2. умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

3. Коммуникативные умения:

-умение взаимодействовать с взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

- умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс.

 

4. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Технология проблемного обучения.

Цель технологии проблемного обучения - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм - поисковые методы; постановка познавательных задач. В основу проблемного обучения положены исследования отечественных ученых - Б.Г. Ананьева, А.Я. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна. Алгоритм технологии – этапы научного творчества:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск решения.

3. Выражение решения.

4. Реализация продукта.

5. Рефлексия.

 

Выделяют 4 уровня проблемного обучения:

1.Уровень несамостоятельной активности.

2.Уровень полусамостоятельной активности.

3. Уровень самостоятельной активности.

4. Уровень творческой активности.

 

Плюсы проблемной технологии:

1. Самостоятельный поиск обеспечивает более прочные и качественные знания.

2. Развитие интеллекта и творческих способностей.

3. Воспитание коллективизма, активности.

4. Учение с увлечением и интересом снижает нагрузки, способствует здоровьесбережению.

 

Игровая технология.

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Целью игровой технологии является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью - самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизмом - игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.