Сделай Сам Свою Работу на 5

Та же самая ин-ция у Девятко см. С. 29 пдф





Семинар: «Социологические методы к комплексном регионоведении»

Социологические методики

***

Включенное наблюдение (наблюдающее участие):наблюдатель — участник изучаемых собы­тий — провоцирует нестандартные ситуации и исследу­ет реакции объекта наблюдения на свои действия или стимулируемые им действия других. Качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях.

Наблюдение со стороны (простое наблюдение) предусматривает постепенное вхождение в изучаемый объект так, чтобы люди привыкли к наблюдателю, пере­стали его замечать или же, зная о нем, не испытывали недоверия. Исследователи принимают непосредственное участие в деятельности той организации или коллектива, которые они изучают.

Область применения: полевые исследования(работа Уильяма Уайта – изучение жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль))

 

Девятко, С. 6 пдф

Под «включенным наблюдением» в социологии обычно подразумевают либо особый метод сбора социологических данных (1), либо целостную исследовательскую стратегию, т. е. методологию социальных и гуманитарных исследований, качественно отличную от методологии естественных наук (2).



Преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью.

Включенное наблюдение основывается на широком круге источников информации. Наблюдатель «явно или неявно соучаствует в повседневной жизни людей в течение достаточно продолжительного времени, наблюдая за происходящим, прислушиваясь к сказанному, задавая вопросы. В сущности, он собирает любые доступные данные, которые могут пролить свет на интересующие его (или ее) проблемы»". Задача ученого, ведущего включенное наблюдение,—«показать, как социальное действие в одном мире может быть пвнято (осмыслено) с точки зрения другого мира». Конечным результатом является слияние двух или более культурных традиций — этнографа, изучаемого им сообщества, аудитории.



В общем случае, включенное наблюдение чаще основано на неформализованных интервью, менее репрезентативных данных, нестатистическом подходе к обоснованию выводов и причинных моделей (малая доля теоретизированности - мое прим.) В отличие от эксперимента или опроса включенное наблюдение редко предваряется явной формулировкой гипотез, признаков, типологий.

Критики методологии «анализа случая» и соответственно включенного наблюдения подчеркивают возможность систематических смещений и необоснованных обобщений, выводимых из исследования единичного явления. Особую остроту, таким образом, приобретает проблема отбора — случаев, ситуаций, групп—и обоснования переносимости результатов включенного наблюдения в более широкий контекст.

Проблемы объективности и роли исследователя (совпадение личностной идентичности исследователя и исследуемых). Возможные роли исследователя (С.16):

1) полный участник (статус и цели исследователя в тайне)

2) участник как наблюдатель;

3) наблюдатель как участник;

4) полный наблюдатель (типа скрытой камеры).

 

Семенова, С. 14:

Наблюдение (вообще) понимается как долговременное рассмотрение объекта в естественных для него обстоятельствах.

Включенное наблюдение — это наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними наблюдают. Метод особенно продуктивен при исследовании труднодоступных общностей. Применяется в основном в кейс-стади закрытых сообществ и этнографическом исследовании. Применение этой техники требует больших временных затрат.



 

Климантова, с.141:

наблюдение- метод сбора первичной соц-й инф-и об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия изучаемого объекта, регистрации всех изменений и факторов, влияющих на объект исследования.

 

Ядов, с.127 пдф:

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

В варианте "наблюдающего участия", разработанном А. Н. Алексеевым, наблюдение напоминает натурный эксперимент, в котором исследователь вводит экспериментальные факторы изнутри самой ситуации и нередко импровизирует в зависимости от развития событий.

 

***

Фокус-группа (фокусированное интервью):квазиинтервью, глубинное интервьюирование представителей целевой аудитории;интервьюер выступает инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (напри­мер, переход к рыночной экономике или качества не­которого товара в прикладных исследованиях рын­ка).

Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

Методу присущи следующие характеристики:

● численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

● группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;

● длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

● дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог.

 

Семенова, С. 15:

Это способ призван выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей.

Фокус-группы широко используются в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы.

Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (скажем, сторонники и противники некоторой политической партии, любители жанра в искусстве и равнодушные к нему), гомогенная группа (студенты, пенсионеры, военные), «целевая» (слушатели, читатели некоего источника массовой информации), «случайная» группа (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Численность таких групп — от 5 до 15 человек.

 

Ядов, с.267 пдф:

Групповая дискуссия, или метод "фокус-группы", — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.

 

 

***

Опрос, анкетирование:почти универсальный метод,прием получения информа­ции о субъективном мире людей, их склонностях, моти­вах деятельности, мнениях. Опрос позволяет мысленно моделировать лю­бые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека.

 

** Климантова, с.126: анкетирование - разноваидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Два вида: групповое и индивидуальное. Эффективен для сбора первичной эмпирической инф-и.

** у Ядова про анкетирование - на с.152 пдф.: Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

 

Мангейм, С. 115

Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то из проводящих опрос.

Опросное исследование включает 14 основных видов процедур.

1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе (операционализация).

2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально- технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, описанных в гл.5, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

7. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов. [c.185]

8. Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с

применением пилотажного инструментария.

9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения

методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса; прослушивание телефонных интервью).

10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и

всели из них возвратили анкеты.

11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

12. Обработка – подготовка данных для анализа.

13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

Выделяют перекрестный и лонгитюдный опросы. При перекрестном опросе сбор данных производится всего один раз. При условии наличия репрезентативной выборки это позволяет описывать группы населения и отношения между переменными в этих группах в строго определенный момент времени, но лишает [c. 187] нас возможности видеть развитие этих групп и отношений во времени.

При лонгитюдном опросе сбор данных производится более одного раза. Основные виды лонгитюдного опроса – это трендовое, когортное и панельное обследования. В трендовых обследованиях в разное время опрашиваются члены нескольких разных выборок, составленных из представителей одной и той же совокупности (например, из избирателей штата Канзас). Когортное обследование отличается от трендового тем, что, в то время как последнее репрезентативно по отношению к крупным группам населения или к населению в целом (например, к совокупности американских женщин, французских избирателей, алжирских студентов), первое нацелено на изучение во времени частных, специфических групп. В панельном обследовании используется одна и та же выборка, обследуемая в разные моменты времени, что позволяет увидеть, каких членов группы касаются изменения, и определить те особенности личности или опыта респондента, которые связаны с этими изменениями. Самое сложное и дорогостоящее.

 

Та же самая ин-ция у Девятко см. С. 29 пдф

 

С помощью анкетирования выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействи­ям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с эти­ми факторами, любую разновидность опросных мето­дов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя ра­стягивать опрос на долгое время, так как к концу оп­роса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опра­шиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов. Пример – опросы в сибирских селах.

Может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;

 

***

Структурированное интервью:проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку). Предполагает в каждом из тематических блоков перечень обязатель­ных аспектов, относительно которых должна быть полу­чена информация.

 

Семенова, С. 15:

У нее есть только полуструктурированное интервью(!):

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем.

Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью.

Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать собеседника, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме:

 

***

Климантова, с.148: своя классификация интервью: (то же у Ядова,с.151 пдф)

= формализованное интервью:интервьюер обязан четко придерживаться формулировки вопросов и их последовательности

= фокусированное интервью: главное - узнать ответы на все вопросы, неважно, в каком порядке

= свободное интервью:без заранее подготовленного опросника и плана беседы: определяется только тема

Мангейм, С. 154: своя классификация интервью:

выборочноеинтервью - выборочный опрос респондентов, представляющих население в целом.

направленное интервью - опрос уникальных в своем роде респондентов (элит).

специализированное интервью - любой опрос, при котором наличие у респондента определенных особенностей требует использования иной опросной техники, нежели при стандартном выборочном опросе. Опрос детей, неграмотных взрослых, заключенных, бродяг из трущобных районов, душевнобольных, рабочих- иммигрантов, не владеющих английским языком, – все это примеры специализированного опроса.

 

***

Нарративное интервью -направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни.

Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ас­социативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наибо­лее важные «смыслообразующие» моменты, конструиру­ющие его биографию.

Области применения: биографический метод и исследования личных устных и письменных рассказов о жизни представителей определенных социальных групп. Нарратив по своей форме и содержанию соответствует конструируемой идентичности человека. Основан на представлении об истории жизни как социальном конструкте, охватывающем как социальную реальность, так и переживаемый субъектом мир. При этом жизненные истории, понимаемые как конструкты, не отделяются от интеракционных процессов. Нарратив в исследуемом биографическом интервью также может рассматриваться как результат интеракции между рассказчиком и слушателем.

 

Семенова, С. 14:

Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.

Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ас­социативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наибо­лее важные «смыслообразующие» моменты, конструиру­ющие его биографию. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы». (что особенно трудно для российских граждан)

 

***

Шкалирование -изучения всякого явления или процесса в диалектическом единстве его

качественных и количественных сторон. Выбор наиболее адекватной шкалы представления обусловлен целями социологического исследования и доступностью эмпирических данных. Индексы и шкалы позволяют перейти от многообразия кон­кретных, наблюдаемых переменных-индикаторов, отражающих лишь отдель­ные аспекты теоретического понятия, к более абстрактным переменным теоре­тической модели. Ведет к повышению надежности (устойчивость и воспроизводимость) и валидности (однозначность и правильность результатов) измерения.

ИЛИ – процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую суммарную меру, которая принимается за отображение более широкого основного понятия, частью которого является каждый отдельный признак.

 

Мангейм, С. 250 (157 в док-те ПДФ)

Шкалирование – это процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую суммарную меру, которая принимается за отображение более широкого основного понятия, частью которого является каждый отдельный признак.

 

Толстова, с. 6.

Шкалой мы будем называть правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ста­вится в соответствие некоторое число или другой математичес­кий конструкт. Каждый такой конструкт будем называть резуль­татом измерения объекта, или его шкальным значением. Процесс получения шкальных значений назовем шкалированием.

Виды:

- номинальные шкалы: по ним можем лишь судить о равенстве или нера­венстве

- порядковые шкалы: содержат два отношения — ра­венства и порядка

- интервальные шкалы: обычно считают полученными значения таких признаков, как возраст или зарплата

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.