|
Психодиагностика как метод сбора эмпирической информации.
Термин «психодиагностика» появился в 1921 году и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширилось. Под психодиагностикой начинают понимать все, что связано с изменением индивидуальных различий. Психодиагностика синоним психологического тестирования.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – дисциплина о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. Это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты индивидуально-психологических особенностей личности. Области практического применения знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная работа.
ОТРАСЛИ ОБЩЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1. Образовательная (школьная) психодиагностика – использует разнообразные психологические методики; тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями и предназначены для измерения успешности учебного материала (тесты успешности). 2. Клиническая психодиагностика – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.). 3. Профессиональная психодиагностика – применяется для определения профориентации и при профотборе.
Б.Г. Ананьев делит приёмы, способы, методы познания и влияния на методы исследования и методы воздействия.
Методы исследования делятся на методы сбора информации и методы обработки информации.
Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, изучение документов (напр. биографический метод, контент-анализ), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный, сплошной, выборочный, индивидуальный, групповой, очный, заочный), интервью, анкетирование, беседа, психодиагностические методы (разнообразные психологические тесты и тестовые методики).
Методы обработки информации: методы, приемы статистической обработки данных и методы, приемы, способы качественного анализа информационных данных.
Методы, выделяемые по форме проведения исследования: экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские.
Методы, выделяемые по содержанию, по научной направленности исследования: 1. исследование человека как индивидуальности; 2. исследование человека как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3. исследование человека как личности в целом.
Методы, способы и приемы эмпирических и психодиагностических научных психологических исследований.
Также, в методологии психологии особо выделяются, изучаются и используются эмпирические, т.е. практические методы научного исследования.
В рамках эмпирических, практических методов отдельно выделяются обсервационные методы исследования, – наблюдение и самонаблюдение, а также метод эксперимента.
Наблюдение как метод исследования может быть различно: внешнее наблюдение или самонаблюдение, свободное или стандартизированное, включенное или невключенное, систематическое или несистематическое, сплошное или выборочное.
Важнейшим эмпирическим, практическим методом исследования в психологии, как и во множестве наук, является эксперимент. Эксперимент, по своему содержанию и виду, подразделяется следующим образом. Основные этапы экспериментальных исследований такие. Пилотажный (критический, предварительный). При пилотажном эксперименте гипотеза или отсутствует, или производится уточнение смысла общей гипотезы. Решающий, - выбор одной конкретизированной гипотезы из нескольких. Контрольный, - проверка зависимостей, выявленных ранее. Констатирующий, - уточнение причинно-следственных связей в уже обозначенном и изученном явлении. Формирующий, например, психолого-педагогический. По условиям проведения практического исследования выделяются такие виды экспериментов как: естественный или лабораторный.
В методологии психологии, в психологических исследованиях значительное, особенное место занимают психодиагностические методы. Психодиагностические методы исследования бывают двух основных видов: тест и опрос.
Тесты, тестовые методики имеют следующий характер: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты
В методологии психологии выделяется проблема валидности теста и его надежности. Валидность теста, - соответствие методики тому, что она призвана изучать. Валидность это точность, объективность тестовой методики. Надежность теста это устойчивость, схожесть результатов теста при тестировании разных групп людей. Также, в данном контексте рассматривается проблема репрезентативности. Понятие репрезентативность понимается как представленность, представительность результатов исследования, теста, опроса. Объективность репрезентативности заключается в репрезентативности выборки, т.е. в количестве и качественном разнообразии людей, исследованных одним и тем же способом, методом. В связи с этим выделяется случайная или типичная выборка.
Опрос и его виды: устный или письменный, свободный или стандартизированный; сплошной или выборочный, индивидуальный или групповой, очный или заочный.
В методологии психологии, в психологических исследованиях значительное, особенное место занимают психодиагностические методики. Психодиагностические методики исследования, по содержательной форме предъявления психодиагностического теста испытуемым, бывают двух основных видов: тест-опросник (тестируемый отвечает на вопросы теста или оценивает применительно к самому себе утверждения, приведённые в тесте) и тест-задание(тестируемый выполняет тест в качестве выполнения какого-либо одного большого задания, или тестируемей выполняет комплекс заданий, имеющиеся в тесте).
Тесты, тестовые методики имеют следующий характер: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты.
В эмпирическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Программа социологического или психологического эмпирического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий, формирование гипотезы); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа разнообразных данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.). Методы исследования – это апробированные в науке способы получения нового знания. В них реализуются те методологические принципы, на которые опирается проводимое исследование.
Все исследовательские методы, применяемые в психологии, можно разделить на следующие группы:
1) методы сбора теоретической информации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, моделирование и пр.;
2) методы сбора эмпирической информации – наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе документов, и др.;
3) методы обработки полученных данных – количественные методы (в том числе методы математической статистики) и методы качественного анализа.
Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже определенные приемы и техники – в психологии их называют методиками, в которых конкретизируется отдельный метод, – определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования.
Таким образом, имеем следующую классификацию психологических методов, объединяющую в себе одновременно два основания: 1) операции, которые производит психолог при проведении эмпирического исследования, и 2) степень стандартизации, формализации используемого метода, а как следствие, и объективности получаемых с его помощью данных.
1. Обсервационные методы – наблюдение (всевозможные его разновидности) и самонаблюдение.
2. Экспериментальные методы (или метод эксперимента) – лабораторный, естественный, формирующий (развивающий).
3. Психодиагностические методы. Согласно современной классификации, различают следующие психодиагностические методы.
3.1. Объективные тесты – те, в которых возможен правильный ответ (заранее заложен среди прочих вариантов ответа) и проводится объективная количественная обработка данных, не зависящая от позиции психолога. Эти тесты полностью стандартизированы. Пример – известные тесты интеллекта.
3.2. Методы стандартизированного самоотчета – обширная группа методов, включающая в себя: а) тесты-опросники (опросники-анкеты, биографические опросники, личностные опросники); б) открытые опросники (не предусматривающие стандартизованного ответа испытуемого, однако их стандартизация достигается путем применения при обработке данных контент-анализа); в) методы шкалирования (иногда называют еще методами субъективной классификации) – предполагают оценку испытуемым различных объектов с использованием разных шкал (пример – Семантический дифференциал в его разнообразных модификациях, методика САН); г) методы оценки сходства-различия или, как их еще называют, индивидуально-ориентированные методы (пример – психосемантические методы, репертуарные решетки Дж. Келли).
3.3. Проективные методы – обширная группа методов клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее подвержены непосредственному наблюдению или изучению с помощью опроса, то есть неосознаваемых (слабо осознаваемых) личностных особенностей. Особенностью этих методов является использование в них неопределенных, неструктурированных стимулов, дополняя, интерпретируя которые испытуемый проецирует на них, как на «экран», собственные неосознаваемые личностные особенности. Проективные методы делятся на вербальные, изобразительные (в качестве стимульного материала используются изображения, то есть картинки), рисуночные (испытуемый сам производит рисуночную продукцию).
3.4. Диалогические (интерактивные) методы – интервью, беседа, диагностические игры.
3.5. Психофизиологические методы – аппаратурные и бланковые.
4. Праксиметрические методы – методы анализа различных продуктов деятельности человека. Будучи самостоятельным психологическим методом, анализ продуктов деятельности предполагает изучение письменных документов (дневников, сочинений, ученических тетрадей и др.) или же продукции, произведенной самим испытуемым (различных поделок, аппликаций, ручных моделей, художественных произведений и пр.). При этом, в отличие от проективного метода, анализ продуктов деятельности не ставит своей целью изучить неосознаваемые стороны личности. В этом случае его нельзя путать с анализом проективных рисунков как методом обработки данных, полученных в проективном исследовании. К методам анализа продуктов деятельности может быть отнесен также контент-анализ – именно как метод обработки психологических данных, извлекаемых при анализе продуктов человеческой деятельности (но контент-анализ может быть и самостоятельным методом исследования, например, в социальной психологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|