Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика изучения документов





Использование документальных источников информации в исследовании по социальной работе позволяет:

– быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования;

– узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

Анализ документов – метод, широко используемый в социологии, который применяется для сбора первичной информации. Социологи считают документом любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения информации. К основным функциям документов можно отнести: ознакомительную; коммуникативную; директивную. В документах используются различные способы закрепления информации – с помощью слов, цифр, символов, рисунков.

По способам фиксации информации документы подразделяются:

1) на письменные (печатные или рукописные), в которых информация изложена в виде буквенного текста;

2) статистические (таблицы, диаграммы, графики), содержащие информацию в числовой форме;

3) иконографические (картины, фотодокументы), излагающие информацию в виде изображения;

4) фонетические (грампластинки, магнитофонные записи), дающие информацию в звуковой форме;



5) видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), содержащие информацию в комбинированных формах, наглядно фиксирующих ее динамику.

Документы могут, в зависимости от статуса, носитьофициальныйи неофициальныйхарактер. К официальным документам чаще всего относятся: административные инструкции, распоряжения, указы, законы, статистическая информация. Неофициальными документами считаются личные архивы, дневники, воспоминания, личные фотографии и др. Многочисленные документальные данные можно почерпнуть из сообщений средств массовой информации. Документы, исходя из источника информации, подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (переписка, записи, результаты наблюдений) и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.). При анализе документов учитываются: степень их подлинности и достоверности, мотивы «создателей» документов, условия их составления.



В социальной работе используются документы, позволяющие выявить основные медицинские, социальные, экономические характеристики клиентов. С их помощью можно узнать сведения о социальном работнике, указывающие уровень его профессиональной подготовки; изучить особенности вузов, где осуществляется подготовка социальных работников.

Изучение документов является методом, позволяющим дать не только количественный, но и качественный анализ.

Принципиальное значение для социального работника имеют официальные документы, которые преимущественно отражают общественные связи. Эти документы составляются государственными или официальными органами и включают законодательные материалы, приказы и распоряжения административных учреждений. Ведущее назначение этих документов – управленческое, их основная функция – информировать о состоянии дел, о результатах социальных служб. Ценной информацией обладают отчеты социальных служб и их текущая документация, которые позволяют дать оценку их деятельности.

Особую ценность в социальной работе имеют неофициальные (личные) документы – это незаменимый источник изучения мнений, которые позволяют вскрыть глубинные социальные механизмы формирования ценностных ориентаций на индивидуальном уровне. Важнейшим источником информации являются средства массовой информации: они позволяют выявить общественное мнение, показать результативность государственной деятельности в социальной политике. Анализ документов позволяет собрать первичный анализ, необходимый для выдвижения гипотез исследования, а также проверить информацию, полученную с помощью других методов.



К социологическим методам анализа документов относятся: традиционный, формализованный, комбинированный.

Традиционный анализ документовпредполагает известный всем способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания и просматривания.

Перечислим этапы традиционного анализа документов.

1. Внешний анализ, цель которого – определить состояние и подлинность документа, для этого необходимо установить:

– автора и адресата;

– каковы обстоятельства создания документа и как он согласуется с другими источниками информации;

– какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;

– отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы в социальной работе.

2. Внутренний анализ (изучение содержания документов):

– что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;

– кому он понадобился, зачем, его контекст;

– какие выводы можно сделать из анализа документов.

Главное в правилах работы с документами – определить, каким образом он будет использоваться в исследовании, чтобы отдать предпочтение определенному его виду.

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документа, там же указываются сведения о месте и времени проведения исследования, оценивается надежность собранных данных, отмечается возможность их использования в исследовании, приводится фамилия регистратора, выполнившего эту работу.

К достоинствам традиционного анализа документов относят его относительную простоту. Недостатками является субъективный характер оценок содержания документов, трудность использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов, характерных для контент-анализа.

Методика контент-анализа.Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующего обобщения.

Количественные методы, как правило, успешно применяются для исследования текстовых документов. С их помощью исследуются коммуникации, установки массового и индивидуального сознания, образы различных явлений и др. Для анализа того или иного документа формулируются смысловые единицы, которыми могут быть: отдельные понятия, проблемы, темы, имена и фамилии, события и отношения к ним. Смысловые единицы соотносятся с единицами счета, которыми могут выступать частота употребления и использование смысловых единиц в текстах, а также объем материала, соответствующего им. Для иерархизации смысловых единиц по частоте их употребления и значимости используется формула, предложенная российским социологом А.Н. Алексеевым:

где – удельный вес данной смысловой единицы; – число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; – число случаев, когда смысловая единица оказалась второстепенной; – сумма анализируемых документов (текстов).

Контент-анализ начинается с выделения единиц анализа, которыми могут выступать:

– понятия, выражаемые в словах и отдельных терминах, например: наркомания молодежи, молодежная безработица, женское предпринимательство и т. д.

– тема, выраженная в целом смысловом абзаце, например: социокультурные проблемы молодежи, выступления молодежных команд КВН в клубах и т. д.;

– целое общественное событие, официальные документы и т. д., которые несут смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа;

– имена политиков, лидеров общественных движений.

Для перевода качественной информации в количественную выделяют два типа единиц: смысловые (те, которые названы выше) и единицы счета (количественные). Единицы счета могут совпадать и не совпадать с единицами анализа. При их совпадении процедуры подсчета сводятся к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы; при несовпадении единицей счета может стать физическая протяженность или площадь текста, заполненного смысловыми единицами. Второй из вариантов чаще возникает при анализе тематики газетных публикаций и встречается реже. Таким образом, в качестве единиц счета могут выступать: слова, словосочетания, абзацы, квадратные сантиметры.

Применение контент-анализа связано не только с выявлением достоверности анализа печатных документов в социологическом исследовании, но и при структурировании визуальной информации психологами и анализе элементов рисуночных текстов.

Контент-анализ также широко используется при обработке ответов, полученных на открытые вопросы или незаконченные предложения.

Контент-анализ предполагает квантификацию смысловых данных, т. е. выявление или представление свойств и отношений объектов в количественной форме.

Процедуры контент-аналитического исследования:

1. Разработка методологических вопросов программного характера. В качестве основы выборки в данном случае выступают документы, из которых необходимо отобрать достаточное количество для репрезентации признаков объекта.

2. Выделение категорий анализа, обозначающих эмпирические признаки предмета исследования, которые предполагается регистрировать в процессе сбора информации.

3. Определение единиц анализа (слово, имя, факт, высказывание – то есть смысловых единиц анализа), а также интенсивность тех или иных признаков, их значимость, направленность (качественные единицы анализа).

4. Определение единиц счета, которые могут быть не только числом знаков, количеством квадратных сантиметров, но и, например, продолжительностью времени передач на радио.

5. Фиксация единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов, составляемых произвольно или в матрицах контент-анализа (табл. 3.2).

6. Обобщение результатов контент-анализа.

7. Формулировка практических выводов.

Матрица контент-анализа

Единицы анализа Номера изучаемых документов
N Sn
             
             
             
             
N              

 

Для повышения эффективности метода анализа документов следует использовать метод комбинированного анализа документов.

Метод комбинированного анализа документов включает в себя достоинства и недостатки традиционного и количественного методов. Комплексное совмещение двух способов изучения документов предполагает применение подходов, свойственных обоим методам. Поэтому комбинированный метод анализа документов, в силу повышенной сложности, требует для своего осуществления более строгого планирования и четкой организации работ. При разработке программы предусматривается составление классификатора – методического документа, включающего перечисление всех видов анализа.

Успешное использование метода предполагает учет объективных и субъективных требований. К объективным требованиям следует отнести выделение этапов работы над документами, составление инструкций регистратору. Кроме того, необходимо проверить профессиональные знания участников исследования: умение выбирать документы, выделять единицы анализа, заносить их в бланки. Также следует учитывать личностные особенности: остроту зрения, способность аккуратно работать с документами.

Причины низкого качества информации во многом зависят от субъективных факторов: неквалифицированного инструктажа регистраторов, недостаточного количества инструментария: протоколов, бланков, необходимых для работы, плохого планирования работ и нескоординированности действий участников исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.