Опрос как метод сбора эмпирической информации.
Опрос– самый распространённый вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях).
Каждый день в мире происходит необъятное множество различных явлений, процессов, ситуаций, которые необходимо изучать. Так как ни один процесс не обходится без участия человека, а точнее общества в целом, то важным этапом в изучении того или иного процесса является изучение мнения, поведения, принятия решений, реакции на происходящее, манер общества. Изучением таких явлений является социальное исследование. Социальное исследование -- это система логических последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучении социального явления. Социальное исследование подразумевает использование социальной информации. Выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной информацией социологической понимается информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации социологической. Вторичная информация социологическая это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.
В рамках социологического знания выделяют также информацию более высокого уровня: теоретические концепции, выводы и положения, которые выступают в виде сообщений, сведений и активно используются людьми в их практической деятельности. Содержанием информации социологической является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях.
Особенность информации социологической состоит в том, что определенная ее часть (первичная информация) создается исходя из требований и задач исследователя: социолог опрашивает население, интересуясь подчас тем, о чем респондент не задумывался до участия в исследовании; социолог просит подготовить записи об использовании рабочего или свободного времени, вспомнить о привычках друзей, коллег, записать свои финансовые траты, сообщить о взаимоотношениях членов семей и т.п. Следствием специфических методов и источников информации здесь является не только ее качество, но и содержание, а также особенности отражения действительности. Социолог, таким образом, инициирует создание информации о повседневности, о массовых фактах индивидуального поведения, обыденного сознания. Важно подчеркнуть, что эта часть информации социологической также является научной информацией, поскольку она собирается научными методами по определенной методике и, несомненно, включает анализ массовых фактов, который начинается уже с отбора, выделения тех из них, которые подлежат изучению. Информация социологическая включает результаты исследований, во-первых, сознательных и неосознанных элементов жизнедеятельности людей, во-вторых, проявлений социального и личного опыта, в-третьих, фактов целенаправленной и специально организованной мыслительной деятельности, событий эмоциональной сферы жизнедеятельности больших групп людей.
Существует множество методов социального исследования. Самый частый метод -- опрос. Вообще говоря, такой метод как опрос используется во многих отраслях каждый день. Когда человек приходит к врачу или к юристу, сам того не подозревая человек становится участником социологического исследования методом опроса.
Отличительной и специфичной чертой данного метода является то, что источником первичной информации является непосредственно сам опрашиваемый человек.
Типология опросов.
Существуют две основные разновидности социологического опроса:
• анкетирование,
• интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может бытьиндивидуальным или групповым. Оно может быть также очными заочным (почтовый опрос, прессовый – через газету, журнал).
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при
котором исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым(“лицом к лицу”) и опосредованным (по телефону).
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.
В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.
В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Метод опроса имеет две разновидности: письменный опрос -- анкетирование и устный опрос -- интервьюирование.
Несмотря на поверхностное понимание опроса обычным обывателем, эти методы представляют сложную структуру. Только правильно поставленные вопросы, соответствующее поведение интервьюера может быстро и качественно дать результаты опроса.
Анкетный опрос.
Анкетный опрос - форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.
Социологическая анкета-объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение- дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правили принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов.
Все вопросы можно классифицировать:
. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
. по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
. по функции (основные и неосновные).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не“навязывают”респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду снабором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенногоперечня,респондентупредоставлятсявозможностьвысказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е Соединяются признаки открытости и закрытости.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности ит.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат нет очную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адреса та основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Любая анкета включает в себя три основные части :
1) вводную
2) содержательную (основную) часть
3) заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Заключительная часть содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их
размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов-самый сложный этап составления анкеты.
Интервью.
При интервью мировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени исредств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных засчет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственным или учебными делами.
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью-самая распространенная разновидность
интервьюирования. В этом случае общение интервью ера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначено й для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервью обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью -следующая ступень, ведуща як шению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера.
Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов.
Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Качественные и количественные опросы.
Качественные:
1)экспертный опрос
2)глубинный опрос
3)фокус группа
Количественные:
1)анкетирование – 1)групповое, индивидуальное; почтовое; опросы в СМИ; интернет опрос
2)интервью – 1)фейс ту фейс; телефонное
Опрос – метод сбора первичной эмпирической информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент)
Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Глубинное интервью — персональная беседа, проводимая по заранее обозначенному плану и основанная на применении методик, побуждающих респондентов к продолжительным рассуждениям по интересующей исследователя сфере вопросов. Глубинный опрос предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.
Фокус группа- Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов
Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка.
Прессовое анкетирование — это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану
Структура опросного листа: Опросный лист – упорядоченный набор вопросов, где логика и формулировка должна четко продумываться.
1.Вводная часть: обращение; кто и с какой целью проводит опрос; мотивация(результаты исследования повлияют на…;гарантия анонимности; интсрукция.
2. Основная часть: вводные вопросы, цель которых заинтересовать респондента; Основные вопросы (основная информация по теме исследования)
3.Заключение( вопросы паспортички)
По характеру получаемой информации опросы принято разделять на статистические и экспертные.
Статистический опрос — опрос, при котором опрашивается определенное число респондентов, на основании ответов которых делаются статистические выкладки относительно количественного преобладания мнений. Например, на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень обслуживания?» 70% респондентов могут ответить: «Как высокий».
Экспертный опрос — опрос, при котором происходит съем мнений экспертов. Эксперты — это специалисты в той или иной области, в рамках которой лежит цель вашего исследования. Как правило, из 2—3х экспертных оценок составляется «усредненное мнение». Например, один эксперт может считать, что в следующем году рынок вырастет на 5% (спрос вырастет на 5%), второй — что на 3%, а третий — что рынок останется на прежнем уровне. На основании таких экспертных оценок исследователь может сделать вывод, что рынок в следующем году, скорее всего, вырастет. Величину процента при этом оставив «за скобками».
· По форме проведения опросы принято разделять на письменные и устные.
При письменном опросе респондент самостоятельно заполняет анкету без участия интервьюера. Например, при визите в фитнес-клуб посетителю могут предложить заполнить анкету. Заполнив, он возвращает ее администратору или уполномоченному лицу.
При устном опросе интервьюер заполняет анкету со слов респондента. Например, на улице к прохожему может подойти интервьюер, задать несколько вопросов и со слов респондента сам заполнить анкету.
· По типу связи с респондентом опросы принято разделять на личные, телефонные, почтовые и компьютерные.
При личном опросе происходит очное общение интервьюера с респондентом. Этот тип опроса самый распространенный ввиду своей простоты и очевидности.
При телефонном опросе общение между интервьюером и респондентом происходит по телефону.
Почтовый опрос — опрос, при котором респондент получает список вопросов по почте, а затем по почте отправляет ответы. К почтовым опросам также относятся опросы, проводимые в газетах и журналах.
При компьютерном опросе вопросы выводятся на экран ПК, а ответы респондента сохраняются в памяти компьютера или передаются интервьюеру через Интернет. К компьютерным опросам также относятся опросы, при которых пользователь попадает на сайт и заполняет на нем специальную опросную форму.
· По структуре опросы принято разделять на структурированные и неструктурированные.
Структурированный опрос проводится согласно заранее составленной схеме (списку вопросов).
При неструктурированном опросе происходит отклонение от заранее составленной схемы. Например, если респонденту не понравился какой-либо вопрос, или опрос пошел не по заранее составленному сценарию, интервьюер может задать несколько успокаивающих вопросов или досрочно завершить опрос. Кроме того, каждый последующий вопрос может задаваться в зависимости от ответа на предыдущий. Тогда опрос будет считаться неструктурированным.
· По частоте проведения опросы принято разделять на однократные и многократные.
В однократном опросе респондент принимает разовое участие. Однократные опросы проводят, как правило, «под проблему», т.е. для решения оперативной задачи.
Многократный опрос происходит на регулярной основе. К многократным опросам может относиться, например, ежемесячный опрос зрительской телевизионной аудитории относительно предпочтений в ТВ-программе.
· По числу респондентов опросы принято разделять на групповые и индивид
В групповом опросе одновременно принимают участие двое или более респондентов. Такие опросы проводят, как правило, для экономии времени в закрытых помещениях с группой с респондентов.
В индивидуальном опросе респонденты принимают участие по одному.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|