Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация и проведение психолого-педагогического тренинга. Основные этапы тренинга.





Работа практического психолога при организации и проведении психолого-педагогических тренингов включает ряд основных моментов. Это, во-первых, подготовка тренинга, выбор формы организации тренинговых занятий, планирование основных этапов тренинга. Во-вторых, проведение процедуры знакомства, работа с ожиданиями, формирование норм и правил в группе, инструкции в упражнениях, завершение процедур, проведение дискуссии в группе,... Наконец, обратная связь, ритуалы в тренинговой группе, завершение тренинга.

Тренинговые методы и техники, используемые в тренинге, диагностические процедуры включают ряд разновидностей: информационные техники, имитационные и психогимнастические упражнения, упражнения по развитию профессиональных навыков, групподинамические, ролевые игры, психодраматические приемы, метод фиксированных ролей, групповую дискуссию, мозговой штурм, анализ ситуаций, проективное рисование, элементы музыкотерапии, приемы активизации и управления вниманием. Обращение к актуальным проблемам и событиям. Обращение к авторитетным источникам. Использование юмора. Техники активного слушания. Практика использования вопросов.



 

8.3. Практические рекомендации по развитию компетентность педагога в общении.

В первую очередь, будущему психологу следует закрепить знакомство с конкретными техниками из области психологии общения, педагогического общения с учащимися. Для этого необходимо осуществить обзор практической литературы по проблеме коммуникативных техник и тактики [7, 11].

Студентам предлагается подбор упражнений для отработки в учебной группе и дальнейшей реализации на практике по нижеследующим темам.

1) освобождение от мышечных напряжений («зажимов»);

2) сосредоточение, переключение, привлечение внимания;

3) развитие невербальных средств коммуникации (жесты, движения, мимика, позы, пантомимика).

Особое внимание следует обратить на так называемые «разогревающие процедуры» как вариант начала любого урока общения, опосредованный путь к освобождению от психологических «зажимов».

Представления о возможностях психологического раскрепощения следует формировать и укреплять путем проведения серии упражнений: «Атмосфера», «Чувствующее пространство». Понимание и осознание состояний напряжения и расслабления. Упражнения из тренинга по развитию пластики тела: «Перекат напряжения», «Огонь-лед», «Ртуть», «Зажимы по кругу», «Центр тяжести», «Растем», «Потянулись-сломались», «Насос и надувная кукла», «Марионетки» и т.п. [4, 8, 13].



Работа в группах по 7-10 человек. Анализ коммуникативных и личностных качеств педагога с опорой на схему: «Что для меня наиболее важно?»

Совместный анализ и обсуждение в группах способов и приемов невербального общения. Формирование и анализ опорных схем по следующим темам: «Наблюдение за сигналами невербального общения», «Что мешает нормальному общению», «Пять ступеней к постижению искусства общения», «Техники в общении», «Обратная связь для исправления недостатков в общении».

Характеристика поз человека. Анализ схематических изображений поз. Упражнения на изменение и анализ поз человека: «Скульптор и глина», «Групповая скульптура», «Тень», «Зеркало», «Оправдание позы».

Осанка человека: хорошая, непринужденная, напряженная, малоподвижная, «вялая». Походка: медлительная, подчеркнуто широкая, напряженная, расслабленная, раскачивающаяся.

Эмоции. Анализ эмоциональных профилей. Специфика и вариативность работы с использованием символов-обозначений эмоциональных состояний человека. Типичные ошибки в интерпретации эмоциональных состояний, чувств и качеств личности человека. Упражнения на понимание эмоционального состояния партнера по общения: «Передача чувств по кругу», «Испорченная видеокамера», «Мимические маски».



Игры на развитие общих способностей невербального общения: «Уверенность – беспокойство», «Верю – не верю», «Симпатия – антипатия» и т.д.

Согласно названным задачам и плану изучения темы, предлагается следующее практическое занятие.

 

Вопросы к зачетупо дисциплине «методы активного социально-психологического обучения».

1. Проблема активности личности в обучении.

2. Методы активного социально- психологического обучения как учебная дисциплина.

3. Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического обучения.

4. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

5. История возникновения и развития МАСПО.

6. Что такое СПТ и для чего предназначен.

7. Методические приемы СПТ.

8. Принципы работы в группах СПТ.

9. Этапы СПТ.

10. Преимущества групповой формы работы.

11. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

12. Пять основных ролей группового руководителя по С. Кратохвилу и стили руководства группой.

13. Групповая динамика.

14. Преимущества групповой формы работы.

15. Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

16. Групповая динамика.

17. Общая характеристика, виды групповой дискуссии.

18. Основные цели и психологические эффекты групповой дискуссии.

19. Условия успешности групповой дискуссии.

20. Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

21. Стимулирования творческой активности с применением АСПО.

22. Возможности проектной деятельности.

23. Применение проектного метода в активном социально- психологическом обучении.

24. Проектный подход в социально-психологическом тренинге по развитию профессиональных представлений старшеклассников.

25. Классификация тренингов в психологии.

26. Поведенческие тренинги – общая характеристика.

27. Группы тренинга уверенного поведения.

28. Тренинг ассертивности (психологической самозащиты).

29. Т-группы.

30. Сензитивный тренинг.

31. Группы встреч.

32. Приемы и упражнения, используемые в групповых поведенческих тренингах.

33. Специфика деловой (имитационной) игры, ее отличие от других.

34. Этапы конструирования деловых игр.

35. Определение и базовые элементы сюжетно-ролевой игры.

36. Способы разыгрывания ролей.

37. Технологии создания ролевых игр.

38. Основные виды и формы АСПО в образовательных учреждениях.

39. Психолого-педагогический тренинг, его цели, задачи, виды.

40. Методы активного социально-психологического обучения педагогов и родителей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.