Сделай Сам Свою Работу на 5

Сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).





Данный вид тренинговой работы берет начало в практике зарубежной социальной психологи конца 50-х. В СССР его элементы использовались педагогами (Канн-Калик, В.А. Сухомлинский В.А.), режиссерами, психотерапевтами (Добрович А.Б., Леви), а также психологами при обучении руководителей трудовых коллективов.

Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основная роль ведущего — быть катализатором процессов взаимодействия в группе. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры.

Участники, попадая в социальный вакуум, вынуждены сами организовывать взаимоотношения, разрабатывать технику и процедуры коммуникативной деятельности.

АСПО здесь – скорее результат проб и ошибок, чем усвоение принципов.

Его трудно рационалистически описать, т. к. метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта; на обмене участников обратной связью — информацией о том, как их воспринимают окружающие, что позволяет корректировать свое поведение в межличностных ситуациях, изменять устоявшиеся стереотипы восприятия и так далее.



Занятия, дополняющие аффективные события СПТ, имеют лекционный характер, либо это лабораторные занятия, включающие элементы теории поведения.

Лекции и даже самостоятельное чтение материала – только создание фона для сессий сензитивного тренинга.

Группы варьируют по:

- численности (6-15 человек),

- продолжительности занятий (от 2 суток до 4 недель);

- по составу участников (различных профессий, возраст…).

Обстановка должна быть далека от привычной, тренировочная сессия проводится вне обычных условий – в специальных центрах. Желательно, чтобы ученики друг друга заранее не знали.

Не должно быть никаких попыток структурировать группу по признаку образования, должности и т. п.

Бывает, что такие группы, достигнув сплоченности, сохраняются и впоследствии.

Основная цель сензитивного тренинга.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели (в отличие от групп умений и т.п.). В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием. Основная роль тренера – быть катализатором группового процесса взаимодействия, агентом групповой динамики, но не лектором. Только естественное протекание интерперсональных процессов, тактично регулируемое тренером, может дать положительный эффект.



Основная цель сензитивного тренинга, таким образом, заключается в развитии и совершенствовании способности индивида понимать себя и других. Большинство людей решают эту задачу рационалистически, меньшинство эмпирически. Между этими гносеологическими полюсами располагаются все индивидуальные стратегии. Крайний рационалист действует так, словно его субъективные впечатления являются знанием более высокого порядка, чем эмпирические факты.

Рационалистическое понимание эмоционально, субъективно и самонадеянно.

Эмпирик, напротив, верит только тому, что можно видеть, слышать и осязать. Для него характерно принижение рационального познания и абсолютизация чувственного опыта. Сензитивность, исходящая из опыта более объективна. Основной критерий при этом – степень овладения умением прогнозировать чувства, мысли, поведение др. человека.

Виды сензитивности.

В группе сензитивного тренинга участник корректирует свои субъективные взгляды, развивает следующие компоненты сензитивности (Г. Смит):

1) наблюдательная сензитивность — способность воспринимать всю совокупность вербальных и невербальных сигналов, поступающих от окружающих (в том числе и навык самонаблюдения). Наблюдению подлежат речевые акты, выразительные движения, перемещения, позы и т. д.



2) теоретическая сензитивность — способность выбирать и принимать теории для более точного понимания и предсказания чувств, мыслей и действий других людей;

3) номотетическая сензитивность — способность понимать типичных представителей той или иной социальной группы, используя это знание для предсказания поведения других представителей данной группы;

4) идеографическая сензитивность — способность понимать своеобразие и неповторимость каждого человека.

Обратная связь.

Онаможет быть не только спонтанна. Например, при сформировавшейся на достойном уровне групповой взаимной поддержке, применим метод «ГОРЯЧЕЕ КРЕСЛО».

 

32 Группы встреч.

То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. Многие из них получили название группы встреч.

Первое использование термина встреча приписывают Я. Морено, основателю психодрамы. Современное определение понятия встреча дано Уильямом Шутцем "Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я ", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип "здесь и теперь". Именно это определение мы и будем использовать для описания групп встреч.

В групповом движении существует разделение на Западное и Восточное направление.

Центры личностного роста на Востоке США предпочитают группы, которые ориентируются на определенную задачу и направлены на такие темы, как коммуникация, решение проблем и лидерство (Карл Роджерс и Уильям Шутц). Группы на Западе в большей степени " ориентированы на чувство общности" и развивают способности членов группы к близким межличностным отношениям.

Карл Роджерс осуждал чрезмерно рационалистические и бюрократические аспекты современной культуры, которые отчуждают нас друг от друга и от самих себя, приводят к потере контакта с реальностью, Роджерс предсказал (Rogers, 1968, р. 268 - 269): "Есть все возможности для быстрого развития близости между людьми, не искусственной близости, а настоящей и глубокой, которая хорошо приспособится ко все увеличивающейся мобильности нашей жизни. И временные взаимоотношения смогут достичь такой глубины и значимости, которая ранее ассоциировалась лишь с подлинной дружбой". Вкладом Роджерса в движение групп встреч стала концепция основной встречи, разработанная им в Западном институте поведенческих наук и Центре изучения личности в г. Ла-Йолле, штат Калифорния. Роджерсовская концепция групп встреч была тесно связана с гуманистической ориентацией в индивидуальном консультировании, которую он разрабатывал в 40-х и 50-х годах 20 века.

Психологи обращают свое внимание на навыки общения клиента, проявляют эмпатию по отношению к нему без навязывания своих оценочных суждений и поощряют клиента к реализации своего собственного потенциала развития. Роджерсовская концепция основной встречи содержит веру в рост личности, так как члены группы в общении свободно выражают свои чувства и принимают чувства других. В отличие от Т-групп группы основной встречи фокусируются не на групповом процессе или на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, а на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. Лидер пытается создать атмосферу безопасности, доверия и помогает ее развитию с целью поощрения свободы выражения членами группы интимных мыслей и чувств. Роджерс избегает включать запланированные процедуры и упражнения в процесс группового взаимодействия и ориентируется на безусловное позитивное принятие другой личности для того, чтобы сломить сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех членов группы .

Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Уильям Шутц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шутц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шутц стал "гуру" в движении групп встреч, назвав свою форму обучения "открытой встречей". Используя изучения Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, всех тех телесных терапевтов, Шутц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шутц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Гештальт-группы и группы психодрамы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками групп встреч. Многие лидеры групп встреч основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.