Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы клиометрического исследования





Клиометрика- метод, в основе которого лежит использование эконометрики в исторических исследованиях.

Историческое исследование, основанное на применении количественных методов, делится на несколько этапов: 1) постановка исследовательской задачи и формулировка содержательной гипотезы относительно ее разрешения; 2) отбор источников и формирование системы достоверных и репрезентативных конкретно-исторических данных; 3) выбор количественного метода, позволяющего формализовать содержательную гипотезу и дать четкую математическую постановку задачи; 4) математическая обработка и анализ количественных показателей;

5) интерпретация полученных результатов, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

На каждом из этих этапов необходимо соблюдать определенные конкретно-методологические принципы.

После постановки исследовательской задачи происходит выявление исторических источников, содержащих данные, которые могут быть использованы для ее решения. Но прежде чем переходить к обработке и анализу этих данных, необходимо установить их достоверность и репрезентативность.



Достоверность - точность измерения соответствующих признаков изучаемых явлений и процессов. Эта точность может варьировать от весьма приблизительных количественных оценок до полного соответствия действительным размерам явлений.

Для определения достоверности конкретно-исторических данных, зафиксированных в источниках, необходимо установить:

- каковы были представления о сущности изучаемых явлений в период создания исторических источников; - кто (учреждение или лицо) и с какой целью проводил сбор;

- по какой программе проводился сбор; - как был организован сбор; - откуда поступали сведения; - кто непосредственно собирал их; - как обрабатывались и обобщались первичные данные; - какова была система проверки данных и т.д.

Кроме выявления достоверности конкретно-исторических данных, необходимо решить вопрос об их репрезентативности, представительности. Качественная репрезентативность определяется тем, в какой мере показатели, на основе которых изучаются соответствующие явления и процессы, отражают именно те черты и свойства, которые характеризуют внутреннюю суть этих явлений и процессов. Поэтому важно на основе содержательной интерпретации исследовательской задачи отобрать именно такие, представительные, показатели, без которых нельзя правильно раскрыть суть исследуемых явлений и процессов. При этом в исследовании, основанном на привлечении источников, содержащих большое число данных, эффективным является выявление наиболее существенных из них путем предварительной экспериментальной обработки небольшой выборочной совокупности объектов. Количественная репрезентативность выражается в том, что показателей должно быть достаточно для получения надежных, т.е. имеющих необходимую точность, численных значений признаков, характеризующих изучаемые явления и процессы. После формирования системы достоверных и репрезентативных конкретно-исторических данных выбирается количественный метод, позволяющий решить поставленную задачу. Главным требованием, предъявляемым к выбранному методу, является его адекватность сущности изучаемых явлений и процессов.



Вопрос 11

Многомерный статистический анализ

Многомерный статистический анализ - раздел математической статистики, посвященный математическим методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака и предназначенным для получения научных и практических выводов.
По содержанию многомерный статистический анализ может быть условно разбит на три основных подраздела:
1. Многомерный статистический анализ многомерных распределений и их основных характеристик охватывает ситуации, когда обрабатываемые наблюдения имеют вероятностную природу, т.е. интерпретируются как выборка из соответствующей генеральной совокупности. К основным задачам этого подраздела относятся: оценивание статистическое исследуемых многомерных распределений и их основных параметров; исследование свойств используемых статистических оценок; исследование распределений вероятностей для ряда статистик, с помощью которых строятся статистические критерии проверки различных гипотез о вероятностной природе анализируемых многомерных данных.
2. Многомерный статистический анализ характера и структуры взаимосвязей компонент исследуемого многомерного признака объединяет понятия и результаты, присущие таким методам и моделям, как регрессионный анализ, дисперсионный анализ, ковариационный анализ, факторный анализ и т.д. Методы, принадлежащие к этой группе, включают как алгоритмы, основанные на предположении о вероятностной природе данных, так и методы, не укладывающиеся в рамки какой-либо вероятностной модели (последние чаще относят к методам анализа данных).
3.Многомерный статистический анализ геометрической структуры исследуемой совокупности многомерных наблюдений объединяет понятия и результаты, свойственные таким моделям и методам, как дискриминантный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование. Узловым для этих моделей является понятие расстояния, либо меры близости между анализируемыми элементами как точками некоторого пространства. При этом анализироваться могут как объекты (как точки, задаваемые в признаковом пространстве), так и признаки (как точки, задаваемые в объектном пространстве).
Прикладное значение многомерного статистического анализа состоит в основном в решении следующих трех задач:
· задача статистического исследования зависимостей между рассматриваемыми показателями;
· задача классификации элементов (объектов или признаков);
· задача снижения размерности рассматриваемого признакового пространства и отбора наиболее информативных признаков.



Вопрос 12

Методы дескриптивной (описательной) статистикиДля анализа статистической совокупности прежде всего используются обобщающие количественные показатели, которые позволяют описать изучаемое явление или процесс в целом, показывая тенденцию его развития. Основными описательными характеристиками статистической совокупности являются средняя арифметическая, дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Для анализа статистической совокупности удобно ее упорядочить в возрастающем или убывающем порядке, такая совокупность называетсявариационным (ранжированным) рядом, а единицы совокупности – вариантами. Изменение (вариация)признака, по которому обследуются объекты, может быть дискретным или непрерывным. При дискретной вариации значения варианты отличаются на некоторую конечную величину и вариационный ряд называется дискретным. При непрерывной вариации отдельные значения признака могутотличаться на сколь угодно малую величину и вариационный ряд называется интервальным. Существуют две группы характеристик вариационного ряда: средние величины и меры вариации (рассеяния) признака. Средняя представляет собой количественную характеристику качественно однородной совокупности. Наиболее распространенными средними являются средняя арифметическая, мода и медиана. Мода – варианта, которая чаще всего встречается в данном вариационном ряду. Медиана используется, когда изучаемая совокупность неоднородна. Размах вариации (R) – это разность между наибольшим и наименьшимзначениями признака. Дисперсия – абсолютная мера вариации (колеблемости) признака в статистическом ряду - средний квадрат отклонения всех значений признака ряда от средней арифметической этого ряда. Для представления меры вариации в тех же единицах, что и варианты, используется среднее квадратическое отклонение. Среднее квадратическое отклонение (σ) – это квадратный корень из дисперсии.

Вопрос 13

Выборочный метод

Множество всех единиц статистической совокупности называется генеральной совокупностью.Из генеральной совокупности особым образом отбирается часть элементов - формируется выборка, и результаты обработки выборочных данных распространяются на всю генеральную совокупность. Теоретическойосновой выборочного метода является закон больших чисел. Однако для характеристики всей генеральной совокупности могут служить лишь репрезентативные (представительные) выборки, т.е. выборки,которые правильно отражают свойства генеральной совокупности. В статистике доказано: чтобы выборка была репрезентативной, она должнабыть случайной, т.е. каждая единица генеральной совокупности должна иметь равный шанс попасть в выборку.Существует несколько видов выборочного изучения, позволяющих формировать репрезентативные выборки: случайный, механический, типический и серийный отбор. Случайным является такой отбор, при котором все элементы генеральной совокупности имеют равную возможность быть отобранными. На практике случайный отбор производится с помощью жеребьевки или использования разработанных в статистике таблиц случайных чисел. При жеребьевке может осуществляться бесповторный отбор (когда выбранный элемент больше не участвует в выборке) или повторный (когда ему предоставляется шанс еще раз быть выбранным). Механический отбор сводится к тому, что генеральная совокупность разбивается на равные части и из каждой части берется одна единица. Например, 7, 17, 27, 37 и т.д. Необходимо проанализировать изучаемую совокупность и применять механический отбор лишь в том случае, если элементы генеральной совокупности расположены случайным образом. Типический отбор заключается в том, что генеральная совокупность разбивается на типические группы, образованные по какому-либо признаку. Затем из каждой выделенной группы отбираются единицы либо случайно, либо механически. Серийный отбор предусматривает разбиение всей генеральной совокупности на группы (серии), из которых путем случайного или механического отбора выделяется их определенная часть, которая и подвергается сплошной обработке. Фактически, серийный отбор представляет собой случайный или механический отбор, произведенный для укрупненных элементов исходной совокупности.

Ошибки, возникающие при использовании выборочных данных для суждения обо всей генеральной совокупности, называются ошибками репрезентативности. Они бывают систематическими и случайными. Систематические ошибки – ошибки, возникающие при использовании выборочных данных, если не выполняются условия случайного отбора. Случайные ошибки – ошибки, возникающие при использовании выборочных данных за счет того, что для анализа всей совокупности используется только ее часть. Величина ошибки выборки – это разность между генеральной и выборочной средними.

Вопрос 14Корреляционный анализВ реальной исторической действительности существует диалектическое взаимодействие и взаимообусловленность во всех явлениях и процессах. При этом часто воздействие одних признаков на другие осуществляется столь скрыто и опосредованно, что уловить его без специального методического инструментария практически невозможно. Решить эту задачу позволяют хорошо разработанные в статистике методы корреляционного и регрессионного анализа.

Зависимости, которые присущи объективным явлениям природы и общества, делятся на функциональные и статистические.

Функциональная зависимость – это взаимосвязь между признаками, при которой каждому значению одного признака соответствует единственное значение другого признака.

Статистическая (корреляционная) зависимость – это взаимосвязь между признаками, при которой одному и тому же значению одного признака могут соответствовать различные значения другого признака. Для выявления степени статистической зависимости между признаками используются методы корреляционного анализа.

Корреляционный анализ – совокупность методов математической статистики, позволяющих обнаружить корреляционную зависимость между случайными величинами или признаками и оценить значимость этой связи.

Коэффициент детерминации – показатель, определяющий долю (в %) изменений, обусловленных влиянием факторного признака, в общей изменчивости результативного признака.

Вопрос 15

Кластерный анализ

Важнейшей задачей исторической науки является классификация изучаемых объектов и явлений. Традиционно такая классификация сводится к группировке объектов на основе одного (двух-трех) признаков. Однако современные методы многомерного статистического анализа и компьютерные технологии позволяют учитывать при группировке все существенные структурно-типологические признаки. Методы, на основе которых все схожие объекты можно собрать в одну группу, и при этом объекты из разных групп будут существенно отличаться, составляют совокупность методов автоматической классификации (кластерного анализа, таксономии).

Кластерный анализ – совокупность методов, составляющих раздел многомерного статистического анализа, с помощью которых осуществляется построение многомерной классификации объектов. Основная идея кластерного анализа заключается в последовательном объединении группируемых объектов по принципу наибольшей близости – схожести свойств. Процедура построения классификации состоит из последовательности шагов, на каждом из которых производится объединение двух ближайших групп объектов (кластеров).

Регрессионный анализ

Анализ статистической зависимости предполагает не только оценку тесноты связи между признаками, но и выявление ее формы. Эта задача решается методами регрессионного анализа. Регрессионный анализ – это совокупность методов математической статистики, позволяющих определить форму связи между результативным и факторным признаками, установленной корреляционным анализом. Корреляционная связь описывается с помощью уравнения регрессии.

Уравнение регрессии – это описание корреляционной связи с помощью подходящей функции.

Факторный анализ

Факторный анализ – раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы анализа структуры множества признаков, характеризующих изучаемые явления и процессы, и выявления обобщенных факторов. Основное предположение факторного анализа заключается в том, что корреляционные связи между большим числом наблюдаемых показателей определяются существованием меньшего числа гипотетически наблюдаемых показателей или факторов.

Основными характеристиками факторного анализа являются факторные нагрузки и факторные веса.

Факторные нагрузки - это значения коэффициентов корреляции каждого из исходных признаков с каждым из выявленных факторов. Чем теснее связь данного признака с рассматриваемым фактором, тем выше значения соответствующих факторных нагрузок. Положительный знак факторной нагрузки указывает на прямую (а отрицательный знак – на обратную) связь данного признака с фактором. Значение факторной нагрузки, близкое к нулю, говорит о том, что этот фактор практически не влияет на данный признак.

Факторные веса – это количественные значения (мера проявления) выделенных факторов для каждого из n имеющихся объектов. Объектам с большими значениями факторных весов свойственна большая степень проявления свойств, присущих данному фактору, т.е. большая степень их развития в соответствующем фактору аспекте. В большинстве методов факторного анализа факторы определяются как стандартизированные показатели со средним арифметическим значением 0 и средним квадратическим отклонением 1. Поэтому положительные факторные веса соответствуют тем объектам, которые характеризуются степенью проявления свойств больше средней, а отрицательные факторные веса соответствуют тем объектам, в которых степень проявления свойств меньше средней.

Факторные веса могут быть основой для классификации исследуемых объектов. Примером эффективного использования факторного анализа в историческом исследовании служит работа И.Д.Ковальченко и Л.И.Бородкина, посвященная изучению аграрной структуры районов Европейской России на рубеже XIX-XX веков.

Вопрос 16

Контент-анализ

Контент-анализ(contents – англ.: содержимое)научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей. Суть контент- анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. Описывая процедуру контент- анализа, можно выделить несколько этапов, а именно: Начальный этап исследования:На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальная конфигурация в процессе предстоящей работы. Операциональный этап исследования:На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.Этап счета:На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ.То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, применение контент-аналитических процедур завершается, и исследование начинается с начала.Остаточный анализ данных.На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.Для того, чтобы применение контент-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, если понадобится, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.Обычно выделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых массивов: формулятивный, описательныйи экспериментальныйпланы. В исторических исследованиях чаще всего используют описательныйплан, целью которого является системное качественно – количественное описание источника.

 

Вопрос 17

Выбор темы. Выбор темы — методологическая проблема. Историк как будто может взяться за исследование любой темы, на практике же выбор ее обусловлен тремя мотивами: актуальностью, наличием доступных источников, интересом к ней исследователя.

Под актуальностью темы понимается ее общественная полезность, политическая и научная . Избранная историком тема должна стоить того, чтобы о ней писали. Слово «актуальный» (от лат. actualis – деятельный) трактуется словарями как насущный, назревший, важный, особо значимый в настоящее время, для данного момента. От актуальных тем надо отличать конъюнктурные темы. Конъюнктурщина — аморальная форма приспособления науки к текущим условиям для получения автором и его заказчиками сиюминутных выгод: «...сиюминутные приоритеты побуждают вас высвечивать в прошлом одно и не видеть другого» [1]. Словарь синонимов определяет конъюнктурщика не требующим расшифровки презрительным словом «приспособленец».

Приводим расшифровку конъюнктурности академиком Ю. Л. Поляковым: «Ее можно определить как стремление — в соответствии с не всегда правильно понимаемыми задачами дня выпячивать одни исторические события и отодвигать на второй план другие, не менее важные, преувеличивать историческую роль одних деятелей, напротив, преуменьшать значение других, а то и вовсе оставлять явления, факты, людей за бортом книг и статей».

Существенной предпосылкой, с которой историк практически начинает работу, является наличие доступных источников — доступных в разных планах. Очевидно, не стоит изучать тему, если источники находятся в архиве зарубежной страны, доступ в который практически невозможен, как и историю региона, с языком которой потенциальный автор незнаком.

Постановка проблемы. Лишь изучив литературу по избранной им теме, историк может определить цель (и вытекающие из неё более узкие задачи) своего исследования, или, другими словами, выдвинуть (поставить, сформулировать) проблему или вопрос. Изучая литературу, исследователь выясняет, какие вопросы данной темы освещены должным образом, а какие вовсе не осмыслены или решены неправильно. Отсюда и вытекает постановка проблемы, или постановка вопроса (проблема – нерешенный, не до конца решенный, неправильно решенный вопрос).

Постановка проблемы должна быть сформулирована лаконично и предельно четко, поскольку от этой чеканности зависит вся дальнейшая работа.

Составление плана.Когда исторические факты извлечены из источников и критически проанализированы, исследователь переходит к составлению плана и написанию текста работы.

К этому времени у него уже сложился определенный взгляд на исследуемую проблему. Нередко во время собирания фактов он набрасывал вчерне план работы, фиксировал возникавшие мысли. Эти эскизы теперь используются. Если исследователь при отборе материала делал тематические выписки на карточках (на отдельных листах), то, разложив их теперь в определенном порядке, он облегчит себе написание труда.

Нецелесообразно браться за написание его до того, как изученный материал источников отстоится, закрепится в сознании, и станут ясны взаимосвязи явлений. Преждевременное изложение неотстоявшихся мыслей может привести к созданию не удовлетворяющих самого исследователя и не используемых им впоследствии вариантов труда, а в худшем случае — к опубликованию научного брака.

Сбор материала

Эвристика(от греч. разыскание). Избрав тему исследования, историк должен составить предварительный библиографический список, причем он будет состоять из двух частей: источников (документов, прессы, мемуаров и т. д.) и литературы (коллективных трудов, монографий, статей и др.).Для составления перечня существующих но данному вопросу источников и литературы исследователь обращается к библиографическим пособиям разных видов: тематическим, региональным, авторским, интересуясь в первую очередь последними, новейшими изданиями.

Первоочередное изучение литературы. Обнаружив в результате эвристических процессов литературу и источники, исследователь начинает изучение литературы.

Ознакомление с литературой необходимо по ряду очевидных причин. Надо ценить труд своих предшественников, продвигавших изучение данного предмета в прошлом. Надо представить себе общие контуры сюжета, обезопасить себя от работы вхолостую «изобретения велосипеда», «открытия Америки». Главная же причина заключается в том, что, если бы исследователи игнорировали достижения своих предшественников и каждый раз начинали изучение темы сызнова, с того же старта, наука топталась бы па одном месте.

Изучаемую литературу надо кратко конспектировать и давать ей оценки, помня, что при переходе к написанию собственного исследования эти оценки должны будут лечь в основу историографической части введения.

Вопрос 18

Структура исследования. Текст любого исследования должен включать введение, главы, заключение (выводы), библиографию.

Необходимыми составными частями введения должны быть: обоснование актуальности темы, характеристика использованной литературы (историография), постановка проблемы, обзор источников. Обычно самой обширной частью введения является анализ литературы, самой короткой, но принципиально важной — постановка проблемы. Количество и объем глав зависят от ценности собранного фактического материала и от потребности в аргументации содержащихся в исследовании выводов.

Выводы должны быть сжатыми и чеканными и содержать ответ на выдвинутую во введении проблему. Приводимая в конце исследования библиография обычно не совпадает с первоначально составленным списком литературы и источников, так как он пополнялся в ходе исследования. Правильно оформленный труд должен также иметь титульный лист, оглавление, ссылки на использованные источники и литературу.

Изучение литературы и составление библиографии – важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации. Справочно- библиографический аппарат научной работы включает библиографический список и библиографические ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Список использованных документов:
• является органической частью любой научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;
• позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность цитируемых материалов (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов памятников и документов);
• характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;
• представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.

Рекомендации по оформлению библиографических списков:

-Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Примерное количество источников для дипломной работы - 30.
-Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, включенных в него.
-Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа.
Не стоит забывать и о способах группировки источников.
-Наиболее распространенным способом является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей.
-В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии.
-В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.
-Описания произведений авторов - однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов.
-Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов.
-Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования.
-Если Вы использовали в своей работе электронный документ из Интернета, в источнике опубликования укажите адрес сервера или базы данных.
-При оформлении списка к научной работе необходимо соблюдать основные правила библиографического описания документов, закрепленные ГОСТами.

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографический список к научной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках:
• алфавитная (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей)
• по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке)
• систематическая (по отдельным отраслям знания, вопросам и темам)
• топографическая (по местностям, которым посвящена литература: по странам, областям, городам...)
• хронологическая (хронология публикации документов или хронология событий)
• по видам источников (официальные документы, исторические источники, научная литература, справочная литература, т.д.).
Сведения об издании следует приводить с титульного листа документа. Каждая область описания отделяется условным разделительным знаком.

 

 

19. Методика поиска исторической информации в Интернете

 

Поиск необходимой информации в Интернете можно осуществлять различными способами:

· Поиск с помощью поисковых машин по ключевому слову

· Поиск с помощью классификаторов поисковых машин

· Каталоги и коллекции ссылок (более общие понятия)

· Рейтинги (самые популярные ресурсы)

· Конференции, чаты

· Страницы ссылок (“Links”) на тематических сайтах (редкие, специализированные вещи)

· Несетевые способы (советы друзей, знакомых; реклама в печатных изданиях)

В начале поиска информации необходимо определить ее тип. Условно можно выделить 4 типа информации.

1 тип — общая (например: история Российской империи),

2 тип — менее общая (например: император Александр II),

3 тип — конкретная (например: реформы Александра II),

4 тип — более конкретная (например: отмена крепостного права).

В зависимости от типа информации определяются и пути поиска.

Информация 1 типа ищется с помощью классификаторов поисковых машин (из российских — рекомендуется Яндекс www.Yandex.ru ). Если сразу сайты с требуемой информацией не находятся, то следует просматривать найденные по классификатору каталоги и страницы ссылок (“Links”), которые находятся сайтах подобной тематике. Эти сайты приводятся в классификаторе по теме и найденных каталогах.

Информация 2 типа ищется подобно поиску для 1 типа, но с преимуществом поиска по каталогам и страницам ссылок.

Информация 3 типа — по ключевым словам, которые вводятся в строку поиска поисковых машин, каталогам, страницам ссылок

Информация 4 типа — по подробным данным, которые вводятся в строку поиска. Данные находятся согласно способам поиска изложенных для 2 и 3 типов.

Примеры:

Поиск по 1 типу. Требуемая информация: «История Российской империи».

Заходим в Яндекс — Наука и образование / Общественные науки / История. По описанию темы находим сайт http://rus-hist.on.ufanet.ru.. Если в нем нет необходимой информации, то переходим на страницу ссылок этого сайта. На ней имеются ссылки на каталоги ресурсов: www.history.ru, http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm. В них, скорее всего, будут найдены сайты по на заданную тему.

Поиск по 2 типу. Требуемая информация: «Император Александр II».

Поиск осуществляется аналогично предыдущему, но больше внимания уделяется работе с каталогами www.history.ru, http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm .

Поиск по 3 типу. Требуемая информация: «Реформы Александра II»

Здесь появляется новый способ поиска — по ключевым словам. Пишем в строке поиска Яндекса «Реформы Александра II». Результат для просмотра — 1790 страниц, которые находятся на 170 сайтах, в число которых входят и каталоги. Для сужения информации можно добавить новые ключевые слова — дополнительные факты в уже найденном подборе сайтов, например: «1860-1870 гг.» и т. д. В других поисковых машинах набирается полностью «Реформы Александра II в 1860-1870 гг.». Для поиска заданной информации можно еще использовать “Links”, которые приводятся на найденных сайтах

 

Вопрос 28 Новая экономическая история и клиометрика.

Новую экономическую историю иногда называют клиометрикой или эконометрической историей, хотя эти названия редко используются в Ев­ропе. Однако результаты исследования статистических и математических моделей в настоящее время занимают центральное место в американской экономической истории. Влияние этого метода в США иллюстрируется рабо­той Ассоциации по экономической истории.
Развитие экономической истории шло быстрыми темпами. Возможно, по­этому первое выражение нового подхода по-разному сформулировано в статьях, написанных А. Конрадом и Д. Мейером в 1957 г.
Работы по клиометрике велось достаточно, чтобы оправдать конференцию, посвященную ей. В декабре 1960 года Рurduе Университет спонсиро­вал семинар по квантитативным методам в экономической истории. Хотя ор­гани-заторы семинара имели сложность в обнаружении результатов работы степендиатов, заинтересованных привлечь к себе внимание, Университет сделал многое, чтобы стимулировать дальнейшие исследования в примене­нии математических и статистических моделей экономики для исследования истории. Первый семинар был настолько успешным, что он стал ежегодным. 6-е собрание было проведено в январе 1967 года. В это время проблема состояла не в том, как найти участников, а как выбрать 30 участников из списка числа степен-диатов, которые хотели принять учас­тие в семинаре.
Наибольшее впечатление оказал тот факт, что многие из главных американских центров, аспирантских работ в экономической истории пос­вящены или обучению, или исследованию экономической истории. Среди на­иболее известных таких центров можно выделить…
Я не хочу сказать, что новая экономическая история повсеместно приветствуется в США. Растущие дебаты на методологических выводах но­вой работы отражают существование различных мнений. Фриц Редлей, один из критиков, возражает, что многое из экономической истории базируется на предположительных моделях, которые никогда не могут подтвердиться, и что естественные методы являются антиимпирическими и неточными. Следовательно, профессор Редлей заключает, что новые работы часто продуцируют не историю, а квази-историю.
Интересно, что те особенности, к которым профессор Редлей очень критичен, относятся к Джорджу Мерфи, который заявляет, что при тща­тельном развитии гипотетико-дедуктивной модели клеометриканизм обеспе­чивает экономическую историю реально оправдываемыми методами и подхо­дит ближе к тому, что современная эмпирицизм требует от нее.
Сказать, что мнения разделились, не подразумевает того, что амери­канское сообщество ввергнуто в смертоносную войну. В то время как дебаты сильны, они все же имеют под собой мирную основу. Кроме того, даже са­мые суровые критики верят, что экономическая история сделала позитив­ный и длительный вклад в историческое исследование. Несмотря на свои строгие ограничения, Фриц Редлей пишет, что новые подходы остаются и предсказывают растущую зависть между новой и старой работой.

 

Вопрос 29. «Новая социальная история» формируется в западной историографии с середины XX столетия в русле «новой исторической науки», в качестве ведущего направления. От «старой» социальной истории она отличается когнитивной стратегией и ориентацией на аналитический подход, структурный анализ, активное использование теоретических моделе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.