|
Общенаучные методы исследования
Вопрос 1. Предмет и функции исторической науки.
Понятие и предмет. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
В рамках настоящего курса термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической наукиможно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.
Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.
Специфика и принципы исторического познания
Историческое познание специфично, что объясняется
рядом причин, но прежде всего особенностями объекта и субъекта познания. История как наука имеет, как известно, своим предметом «дела давно минувших дней». Но это прошлое не оторвано от настоящего, а напротив, теснейшим образом связано с современностью. Это познание всегда как бы пронизано принципом
диахронического подхода историка к объекту исследования в их разновременном уществовании, временных отдаленностях. Но в историческом освоении прошлого используется и принцип синхронического, одновременного подхода, когда прошлое связывается субъектом познания с настоящим, проникает в живую ткань современных событий и даже перебрасывается в идеализированные контуры будущего. Познание прошлого в связи со сказанным зиждется на парадигме антропоморфизма: субъект включается, точнее, вживается в предмет исследования, можно сказать, переносит свои ценностные установки, ориентации в тот открывающийся ему далекий материал. И в силу этого происходит некий синтез современного с прошлым. Предмет же познания (объект) переносится в форме получаемых знаний на субъекта. Прошлое, как только оно становится историческим, вливается п духовный мир историка, окутывает его своим покрывалом, приобретает современное, актуальное значение. В. Дильтей по этому поводу отмечал, что историк не должен давать мертвые знания о фактах прошлого, которые в своей окаменелости не касаются людей. Историк должен вжиться события прошлого, заново пережить их и таким образом сделать их вновь живыми.__
Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования:[7] — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учетом неповторимости его содержания, определенности места и времени развития; — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии; — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; — принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования; — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников); — принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учетом результатов его предшествующего научного изучения.
Вопрос 3-4
Методы исторического исследования
К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:
- историко-генетический метод,
- историко-сравнительный метод,
- историко-типологический метод,
- историко-системный метод,
- метод диахронического анализа,
- метод исторической периодизации,
- ретроспективный метод.
Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.
К нетрадиционным специальным историческим методам относят:
- количественные (математические) методы;
- социально-психологические методы;
- лингвистические методы;
- методы семиотики;
- метод искусствоведческого анализа.
Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.
Общенаучные методы исследования
К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках – метод единства логического и исторического.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|