Темы докладов и сообщений
Культурология, русский язык
И культура речи
Часть I. Культурология
Методические указания к семинарским
занятиям и самостоятельной работе студентов
Омск 2011
Составители:
Е.А. Мезенцев к. филос. н. Тема: 3, 4, 7, 14, 16, словарь терминов, справочные материалы и ресурсы Интернет.
Рыбакова Н.В., к. филол. н. Введение, тема: 10, 11, 12, 13, 15
Нагапетян Е.Н. к. филос. н. Тема: 1, 2, 5, 8, 9, 15
Методические указания по дисциплине «Культурология, русский язык и культура речи» Часть I «Культурология» включают основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских занятиях, терминологический аппарат, тематику докладов и рефератов, библиографию к каждой теме, контрольные вопросы, методические указания, а так же задания для самостоятельной работы студентов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
Введение
«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией, – писал Д.С. Лихачёв в статье «Культура как целостная среда». – Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями. Культура — это святыни народа, святыни нации». Возможностью целостно осмыслить явления культуры и общества на разных этапах и уровнях развития, осознать место и роль личности в историко-культурном движении становится появление культурологии как синтезной области знания.
Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания, стала необходимым элементом всякого серьезного образования, и прежде всего, университетского. Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием признания того, что чем бы не занимался человек, какому бы виду деятельности он себя не посвятил, и какой бы профессии не готовился без знания и понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества невозможно стать компетентным специалистом.
Студент должен научиться самостоятельно анализировать проблемы современного социокультурного развития, видеть роль науки и техники в формировании культуры общества; понимать и объяснять новые общественные, культурные феномены; владеть способностью вести культурный диалог с различными социокультурными группами логически верно аргументировать и доказывать, опираясь на современные научные данные; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Вследствие этого, культурология – как гуманитарная интеграционная область знания, как учебная дисциплина – становится базовым предметом в системе образования и профессиональной подготовки современного специалиста.
В целом, курс "Культурология" имеет своей задачей сформировать у студентов понимание базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу проблематики культуры, изложение которой носит комплексный, системный характер.
Разработанный авторами курс включает планы семинарских занятий, темы докладов и сообщений, словарь терминов. Для самостоятельного и углубленного изучения тем предлагается перечень видеоматериалов и ссылки на ресурсы Интернет. К каждому занятию прилагаются методические рекомендации, которые позволяют ориентироваться в логике предложенного семинара, выборе компетентных источников для подготовки. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает студенту возможность самостоятельного усвоения материала.
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с повторения материала, изученного на лекции, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу. К каждому занятию приведен список докладов и сообщений, помогающий более глубоко изучить данную тему. Контрольные вопросы детализирует и конкретизирует аспекты тем и проблем занятия, обучают способности обобщения, анализа информации. Предложенный список источников включает работы известных исследователей разных областей знания, что создаёт условие для компетентной и продуктивной проработки материала.
В течение семестра предполагается выполнение студентами творческих заданий, написание статей, подготовки докладов, публичных выступлений на конференциях.
Актуальность и значимость курса «Культурология» обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов. Система семинарских занятий составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
I. Планы семинарских занятий и методические указания
Семинар1.
Культурология в системе современного знания
1. Предмет и структура культурологии.
2. Понятие «культура». Культура и природа.
3. Культура и цивилизация.
Основные понятия:культурология, культура, черты культуры, аксиология, деятельность, цивилизация, культурные конвенции.
Основная литература
К вопросу 1.
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.8-31.
2. Культурология: Учеб. Пособие / под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С. 9-21.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.5-10.
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТу, 2005. – С.4-6.
5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С.5-81.
6. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №2. – С. 103-111.
К вопросу 2.
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С.31-47.
2. Культурология: Учеб. Пособие/ под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.21-31.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.10-23.
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С.7-10.
5. Культурология: Учеб для вузов / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2010. – С.60-134.
К вопросу 3
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.54-76. Кравченко, А.И.
2. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.7-50.Культурология: Учеб. Пособие/ под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.98-105.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.421–430.
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С.10-12.
Дополнительная литература
1. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо тринадцатое. О культуре/ Н.А.Бердяев. – М.: Има-пресс, 1990. – http:www.vehi.net/Berdyaev/neraven/13.html.
2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер. – М., 1977. – С. 224-231, 247.
3. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. – №5. – С. 48-63.
4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. – М., 1991. – С. 88-109, 472.
5. Тойнби, А. Постижение истории/А.Тойнби. – М., 1991. – http://lib.ru/HISTORY/TOYNBEE/history.txt.
6. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. – М., 1977. – С.101-119.
7. Шпенглер, О. Закат Европы – М.,1993. – Т. 1. – С. 3-18, 150-153.
Методические указания
Целью изучения темы «Культурология в системе современного знания» является знакомство с основными этапами становления и развития культурологии. Культурология является наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность. Культурология выполняет интегративную функцию для систем гуманитарных знаний и связана с искусством, просветительством (в России), социологией и этнографией. Предметом культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в универсалиях, традициях, нормах, обычаях и законах. Главной целью культурологии является достижение культурного совершенства человека.
В данном семинарском занятии студенты должны получить представление о культурологии как науке, ее месте в системе гуманитарных дисциплин и современного знания, изучение предмета культурологии, ее структуры, а также связи с природой, цивилизацией и этносом. Необходимым условием является усвоение студентами основных понятий культурологии, отражающих ее глубинные проблемы и характеристики.
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с определения понятия «культурология», ее предмета и структуры. Для этого необходимо рассмотреть два основных подхода к изучению культурологии (интегративистский и изоляционистский). Говоря о становлении культурологии как науки, необходимо обратиться к первым культурологическим проблемам, возникшим в эпоху Просвещения (соотношение естественного и искусственного, природного и неприродного) и рассмотреть теорию И.Г.Гердера, изучившего культуру как систему, выделившего основные черты культуры, раскрывшего цель существования культуры и ее воспитательную функцию. Для более точного понимания данного вопроса нужно опираться на дополнительную литературу, представленную в первоисточниках (Дж. Вико, И.Г.Гердера).
Дайте определение понятия «культура», покажите природу его многозначности. Рассмотрите две основные концепции культуры (аксиологическую и деятельностную), укажите на роль ценностей в культуре.
Вопрос «Культура и природа» необходимо рассмотреть, опираясь на работу П.А.Флоренского, подчеркивающего взаимосвязь между природой и культурой. Расскажите о культурной форме, через которую мы воспринимаем природу. Укажите на роль человека как связующего звена между природой и культурой. Выделите наиболее существенное при переходе от природы к культуре. Отметьте, что культура создается в процессе свободной, творческой деятельности, направленной на преодоление природы.
Сложность рассмотрения вопроса о соотношении понятий культура и цивилизация заключается в многозначности толкования этих понятий. Существующие различные точки зрения на цивилизацию (цивилизация – это синоним культуры, цивилизация – это высший этап развития общества, следующий за варварством, цивилизация – это высшая ступень развития общества, материальной и духовной культуры, цивилизация – это период деградации, упадка культуры) необходимо сравнить и проанализировать. Для этого нужно использовать работы О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского и А.Тойнби. Рассмотрите различное понимание цивилизации, выделите ее критерии, сопоставьте культуру и цивилизацию.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1 Что изучает культурология?
2 В какую эпоху начала формироваться культурология как наука?
3 Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»?
4 Что входит в состав культурологического знания?
5 Какое место занимает культурология в системе наук?
6 В чем суть изоляционистского подхода к изучению культурологии?
7 В чем преимущество интегративистского подхода?
8 Перечислите основные методы культурологии.
9 Что является предметом изучения культурологии?
К вопросу 2
1. Дайте определение понятию «культура».
2. В чем причина многозначности понятия «культура»?
3. Какого человека можно назвать культурным?
4. Как соотносятся между собой культура и природа?
5. Кто является связующим звеном между культурой и природой?
К вопросу 3
1. Дайте определение понятию «цивилизация».
2. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»?
3. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?
4. Назовите основные критерии цивилизации?
5. Вечны ли цивилизации?
Темы докладов и сообщений
1. Становление культурологии как науки (И.Г.Гердер)[2].
2. Осмысление феномена культуры (Н.А.Бердяев) [1].
3. Кризис европейской культуры (О.Шпенглер «Закат Европы»)[7].
4. Культура и культура – единство или противостояние? (П.Флоренский)[3, 6].
5. Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер)[4, 5, 7].
Семинар 2.
Культура и общество
1. Соотношение культуры и общества. Социальные институты культуры.
2. Социологические школы в культурологии.
Основные понятия: общество, наука, религия, искусство, мифология, ценность, оценка, система, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации.
Основная литература
К вопросу 1
1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – С. 15- 70.
2. Гуревич, П. С. Культурология/П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2002. – С.167-184.
3. Ерасов, Б. Г. Социальная культурология/Б.Г.Ерасов.— М.: Аспект-Пресс,2000. – С. 112-150.
4. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. – М., 1996. – С. 3-44.
5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.120-132.
К вопросу 2
1. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. — М.: Гардарики 1999. – 216с.
2. Гуревич П. С. Культурология/П.С. Гуревич. — М.: Гардарики,2002. – С. 63-72.
3. Матецкая, А.В. Социология культуры: Учеб. пособие/ А.В. Матецкая. – М., 2006. – С.100-150.
4. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1996. – С. 258-259.
Дополнительная литература
1. Анализ текста Н.А. Бердяева «Человек и машина». – http//www.russia_diplom.ru/math/7-analiz-texta-na-berdyaeva-chelovek-i-mashina.html.
2. Бердяев, Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989. – №2. – С.147-148, 153-156.
3. Девдарадзе, Е.А. Понятие красоты в различных системах ценностей (П.А. Сорокин). – http://ww.promgupss.ru/publisher/txt1/more.php?more=10.
4. Петруня, О.Э. Современный кризис в свете социокультурной теории Питирима Сорокина / О.Э. Петруня, Е. В. Говорков. – http://www/hypostasis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61&temid=1.
5. Сорокин, П. Социокультурная динамика//П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218, 429 - 434.
6. Сорокин, П. Кризис нашего времени//П.Сорокин. Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С.356-371.
Методические указания
Целью изучения темы «Культура и общество» является определение роли социальных институтов культуры и взаимосвязь культуры и общества. Культура охватывает все общество, все группы и всех индивидов. Культурологическое образование призвано не только готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, но и способствовать осмыслению его культурных достижений, взаимопониманию и общению представителей различных культур. В ходе подготовки данной темы студенты должны не только получить представление о многообразии и самоценности различных культур, но и уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.
Необходимо сопоставить понятия «культура» и «общество», дать определение понятию «социальные институты культуры», назвать их и выявить их специфические особенности. Для этого необходимо подчеркнуть их роль в развитии и формировании культуры. Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей, которые первоначально включаются в контекст культуры, но постепенно становятся относительно самостоятельными структурами (мифология, религия, искусство, наука).
Миф – это самая древняя система ценностей. Расскажите, какую роль он играет в современной культуре. Религия начинает доминировать в культуре вслед за мифом. Обратите внимание на религиозные ценности, на веру в сверхъестественное, на то, что непостижимо рациональным путем. Искусство существовало параллельно с мифом и религией. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к творческому осмыслению явлений окружающего мира. Наука – это сложный социальный институт культуры. Подчеркните специфические особенности науки, ее роль в развитии современной культуры.
При рассмотрении вопроса «Социологические школы в культурологии» необходимо использовать такие понятия, как «ценность, человек, мифология, наука, религия, искусство», рассказать о социализации человека в обществе, рассмотреть этот процесс сквозь призму теорий социологической школы (опираясь на работы П.Сорокина). Необходимо помнить, что культура – это система ценностей, которая предопределяет всю палитру человеческой активности и проявляется во всех его достижениях.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Как связаны между собой общество и культура?
2. Назовите основные социальные институты культуры.
3. Дайте характеристику основным социальным институтам культуры.
4. Почему рождение культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей?
К вопросу 2
1. Как объяснить многообразие подходов, школ, направлений, существующих в культурологии?
2. В чем суть концепции представителей «социологической школы»?
3. Как определяет смысл и происхождение культуры П. Сорокин?
4. Какие типы культуры выделяет П. Сорокин?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|