Сделай Сам Свою Работу на 5

Различные определения культуры





Культура понимается как…

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»

«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»

«общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

«вся совокупность внебиологических проявлений человека»

признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.

«Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);



В латинском языке слово имеет несколько значений:

возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);

земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;

воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);

поклонение, почитание (potentis amici H)[5].

 

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);

Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;

Культура Средних веков (V—XIV вв.);

Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);



Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);

Культура как нормы поведения

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.

2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.

4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.

6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.

7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них.

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Первоначально (к. 20 — нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”.



Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт.

1.1 Формы преемственности культуры

Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.

Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это -ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам.

Обряд - это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу "так было от века" и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку.

Таким образом, и ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта

Слово "традиция" происходит от лат. traditio ("передача") и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия.

Многие исследователи считают, что традиция - это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия. В этом смысле традиция есть передача "в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры".

Итак, традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

Традиция - это не все наследие народа, но его некоторая часть - та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И, кроме того, традиция - это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры.

1. Соотношений понятий культура и общество

Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее.

Причем такое положение характерно, конечно, не только для термина «культура». Термин «наука», к примеру, тоже имеет очень большое количество определений. Бывает такое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это все лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:

- результат

- процесс

- деятельность

- способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)

- отношения

- норма

- и, наконец, система.

Таким образом, традиционный подход в культурологи отождествляет культуру и общество, как сущностно сходные понятия: нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному. Однако существует и иная точка зрения на соотношение понятий науки и культуры, например, культурологические концепции Л.Уайта. Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношения понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культур, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и др. Значительное место в ней занимает теория символов. Л. Уайт, так же, как М. Херсковиц и другие антропологи, рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений. Общество трактуется им как скопление живущих вместе организмов, обладающих социальной организацией, которая есть аспект питательного, защитного и воспроизводящего поведения. Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида.

1. Понятие "культура" семантически шире, чем понятие "цивилизация". Оно применимо как к небольшому племени, так и к целым континентам (например, "культура Европы", "африканская культура" и т. п.).

2.Понятие "культура" включает в себя как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии "цивилизация" явно ощущаются материально-производственные приоритеты.

3. Понятие "культура" тесно связано с национально-этнической спецификой человеческих групп, в то время как понятие "цивилизация" тяготеет к общечеловеческим, глобальным масштабам.

В отличие от бытующего на Западе (на уровне повседневного сознания) отождествления культуры с цивилизацией для россиян культура - явление в основе своей идеальное, а цивилизация в конечном счете - материальное, связанное с бытовыми удобствами и потребительством. Мы придерживаемся первоначального, идущего от античности понимания культуры как "возделывания" души и духа человека, в то время как цивилизация является возделыванием лишь среды и условий обитания.

Субкультура -понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж (англ.)русск. своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».

Хиппи (англ. Hippy — «понимающий, знающий»)- молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Распространяйте любовь вместо войны!» Хиппи носят нарочито старые и рваные майки, рубашки и платья, джинсы клеш.

Панк (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной)- молодёжная субкультура, возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма (лат. Progressio- течение или идеология

Рокеры, появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х – начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры – выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и “проблемных” семей. Одежды рокера – кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – Мотоцикл – символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения.

Gansta Rap- разновидность стиля хип-хоп, тексты в которой посвящены жизни криминального мира. Начал своё развитие в конце 80-х годов. Gansta Rap-направление берет начало в hardcore rap. Стиль gansta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким, как и грубые небылицы рэпперов о городских непорядках. В процессе своего становления gansta rap стал причиной значительных разногласий, так как некоторые консервативно

Эмо (от англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - это особый образ жизни и мышления человека. Субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как «День моя собака поехала в город». Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему

Скинхеды (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений. Первые упоминания о скинхедах в прессе встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Носят они поло и свитеры Fred Perry, джинсы Levi's, классическое пальто Crombie и ботинки Dr.

Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. У готов преобладают интересы к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ бессмертия), черепа, кресты и т.п.[5] Некоторые готы предпочитают одежду,

Аниме (от англ. аnimation – оживление, музыка) японская анимация. История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе. Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы.

Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Само происхождение слова возводят либо к английскому glamour («очарование»), либо к французскому glamour («яркий, блестящий»).

Фрик - (англ. freak — странный человек, устаревш. инвалид, урод, выступающий в цирке или шоу) — направление в молодёжной культуре конца XX, начала XXI века. Они стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Часто течение freak представляют творческие люди: писатели, художники, актеры, певцы5.

Металлисты - это субкультура, вдохновлённая музыкой стиле металл, появившаяся в 1970 г. Слово «металлист» – русское, изначально оно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков». Металлистов также называют жаргонными словами hanger - «головотряс» и mosher- «толкающийся». Преимущественно чёрный цвет в одежде, кожаные браслеты с заклёпками или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Тяжелая обувь, кожаные штаны, армейские штаны, джинсы. Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии

Chik. Этот стиль возрождается каждые несколько лет, причем последний из которых еще в полном разгаре, Джонни Депп и Джастин Тимберлейк – яркие представители, клетчатые брюки кроссовки и футболка заправленная в брюки.

Новые Романтические (Glam Rock),

Музыкальное движение, возникшее в Великобритании начала 80-х годов и (как часть новой волны) оказавшее заметное влияние на развитие английской поп-и рок-сцены. «Новая романтика» возникла как альтернатива аскетизму панк-культуры и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) «воспевала гламур».

Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований.

Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Богатство русской мысли этого периода поражает воображение и является важной составной частью и одним из ярчайших выражений мирового уровня, достигнутого великой русской культурой. Из всего этого богатства мы возьмем только то, что свидетельствует о возникновении самостоятельных и значимых для мировой мысли культурологических теорий, а также является отражением главных идейных течений в русской общественной мысли. На наш взгляд, это:

1) теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, возникшая в рамках «почвенничества», продолжившего в ряде отношений славянофильскую линию в развитии отечественной мысли;

2) научно-историческая цивилизационная теория С. М. Соловьева, представляющего умеренное крыло либерального западничества пореформенной эпохи;

3) философско-историческая цивилизационная теория Б. Н. Чичерина — одного из крупнейших мыслителей России XIX в., видного идеолога и теоретика либерализма с консервативной окраской;

4) универсальная философская теория истории и культуры, созданная величайшим русским мыслителем В. С. Соловьевым, резко выразившего стремление к синтезу западнических и славянофильских идей и универсальному культурно-историческому синтезу вообще;

5) марксистская теория истории и культуры, представленная на рубеже XIX—XX вв. Г. В. Плехановым.

2.1 Характерные черты первобытной культуры

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). Первобытная социально-культурная система владеет собственной динамикой развития, которая служит воссозданию существующей структуры. Эта система из-за отсутствия действия внешних факторов не подвластна никаким существенным изменениям, которые периодически повторяют ритуалы обновления, позволяют избежать нагромождения напряжения и регенерируют свой социальный состав с помощью инициирующих церемоний. Описание и анализ первобытной культуры доказывают, что в поведении человека получения еды, размножения, и самозащита нераздельно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой с жестокими правилами, которая регулировалась этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье информационное развитие (восприятие чувственными органами разных раздражителей, их оценка и использование) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, то есть на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовала свое поведение.Другой особенностью первобытной культуры, является ее конкретизационный характер, который воплотился в тотемизме. Настоящая фундаментальная черта этой культуры заключается в том, что она идентифицирует общину и ее членов с животными, которые нужны для питания, с тотемными животными. Фундаментальное положение тотемистического мировоззрения по своей сути грубо натуралистическое ("человек является тем, что он съедает"), являет собой закон тотемизма, который оказывается и в классовом обществе. Можно сказать, что "идеологическая" идентификация с тотемными животными является выразителем факта неспособности первобытных людей с помощью рациональных средств труда определить иррациональное поведение объекта труда и животных, потому они пытались компенсировать это иллюзорно-магическими средствами. Грубое натуралистическое содержание этой формы таково: превращение животного в человека и следующая трансформация человека в религиозный фетишизм на более высоком уровне.Третья особенность первобытной культуры заключается в том, что она является культурой табу. Обычай табу возник одновременно с тотемизмом и являл собой важный механизм контроля и регуляции социальных отношений. Половина вековое табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер еды, назначенной вождю, воину, женщине, детям. Другие табу были связаны с неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Определенные вещи, в том числе и еда, что принадлежали вождю, также были подданными табу. В литературе приводятся примеры, как воспринимались нарушения табу в некоторых племенах.

Периодизация

Периодизация, деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Научная П. строится в соответствии с объективными закономерностями природы и общества (например, П. истории по общественно-экономическим формациям).

Культура Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э. ), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э. ), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э. ). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения. Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей. Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Культура Месопотамии

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э. Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты). Жрецы вычислили длину года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного. Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш". Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная (хотя и далекая от истины) картина развития природы и общества. Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий: из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии. Далее рождаются (в шумерской версии) или создаются (в вавилонской версии) небесные светила, растения, животные и люди. Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. 11111111122222222222222

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.

Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые оказывают серьёзное влияние не только на Индию, но и весь мир. После Исламского вторжения и последующего иностранного господства с десятого века, на культуру Индии сильно повлияли персидская, арабская и тюркская культуры.

Индия -- страна с ярко выраженными чертами многообразия культуры. Новейшие достижения науки и техники уживаются здесь с древними философскими и мистическими представлениями. Крупные города и атомные электростанции соседствуют с маленькими деревушками и племенными сообществами с тысячелетним укладом. По сути своей Индия -- это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий. Сам индийский народ отражает все многообразие своей страны, ее природы и климата, языков и жизненных укладов, религий и памятников культуры. Этнический состав населения современной Индии необычайно разнообразен, что объясняется историческими факторами -- нашествиями и завоеваниями, которым сопутствовали миграционные потоки, ассимилировавшиеся и определившие этническую пестроту. Это также послужило основой лингвистического многообразия Индии. На сегодняшний день насчитывается 14 основных языков и около 250 региональных диалектов. Эти языки принадлежат в основном к двум абсолютно различным языковым семьям -- индоевропейской на севере Индии и дравидской на юге. Многообразие индийской культуры проявляется также и в ее религиозной жизни: помимо основной автохтонной религии -- индуизма, со всеми его многочисленными сектами и течениями, в Индии существуют также ислам, христианство, сикхизм, джайнизм, буддизм и зороастризм, а также различные племенные культы. Чтобы понять весь комплекс многообразной культуры сегодняшней Индии, необходимо проследить исторические этапы становления основ индийской цивилизации.

Принципы периодизации китайской культуры, связанные с особенностями ее генезиса и развития. Становление цивилизации, факторы, обусловившие ее особенности. Культуры китайского неолита. Эпоха Шан-Инь. Начало письменности, развитие техники обработки бронзы, керамика, шелк, резьба по нефриту. Культ предков, начало формирования концепции Неба. Царство Чжоу. Значение чжоусской культуры для становления традиций Китая. «Ши цзин» и ее значение для китайской культуры. «И цзин» как мантический и философский текст. Зарождение философских традиций, литературного языка, научных знаний, техники. Конфуцианство и даосизм, их роль в культуре Китая. Рисование кистью, лак. Великие цивилизации древности. Династия Цинь. Становление централизованного государства, административная реформа Цинь Ши Хуан-ди. Развитие письма. Начало строительства Великой китайской стены. Династия Хань. Возрождение и развитие культурных традиций. Великий шелковый путь и культурные контакты Китая. Переводы буддийских текстов и распространение буддизма. Исторические исследования. Изобретение бумаги и развитие живописных и каллиграфических стилей. Усиление влияния буддизма в период Троецарствия и Суйских династий. Деятельность Бодхидхармы и возникновение китайских школ буддизма чань. Первые дошедшие до нас эстетические трактаты. Се Хэ «Шесть канонов живописи». Династия Тан и расцвет китайской культуры. «Золотой век» изящных искусств. Императорская Академия живописи и художники-интеллектуалы. Сунская керамика и фарфор. Объединение страны под властью иноземных правителей. Культурные традиции Китая и новые влияния соседних цивилизаций. Знакомство с европейской культурой. Маттео Риччи. Парадное искусство минской династии. Развитие науки, ремесла и техники. Издание многотомных энциклопедий. Династия Цинн. Расширение контактов с Западом. Культура Китая в XX веке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.