Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и глобальные проблемы современности.





Преобразовательная деятельность человека породила глобальные проблемы современности, которые требует от человечества решения следующих задач:

Ø предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия, сохранение и упрочение мира;

Ø установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;

Ø преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;

Ø обеспечение сбалансированного роста народонаселения;

Ø защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;

Ø обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.

В 1968 г. возникла международная организация, объединившая ученых разных стран, стремившихся предпринять попытку осмысления глобальных проблем современности, получившая название Римский Клуби попытавшаясяв глобальном масштабе моделировать перспективы развития человечества. Возглавил клуб итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. В оценках ситуации, связанной с глобальными проблемами человечества, выделились два направления:



· социальные пессимисты, которые в докладах «Пределы роста», «Оптимизация современной цивилизации» предлагали стабилизировать численность населения, сократить потребление ресурсов на душу нас., снизить загрязнение окружающей среды и др;

· социальные оптимисты, предлагавшие в докладе «Человечество у поворотного пункта»уделить внимание улучшению «человеческого качества», сознательному выстраиванию отношений с природой (замкнуты циклы и использование достижений НТР для предотвращения загрязнений окружающей среды).

Своеобразное учение, направленное на разрешение глобальных проблем, создал В. И. Вернадский. Исходя из того, что человечество в 20 в. стало единым, что произошло преобразование средств связи и обмена, открытие новых источников энергии, он сделал вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, которая своей мыслью и трудом преобразует лик планеты. Соответственно, в целях своего сохранения человечество должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу. Это потребует от него определенной социальной организации и новой, экологической и гуманистической этики.



Таким образом, формирование гуманистической, технологической, экологической культуры в современных условиях является насущным условиям сохранения человеческой цивилизации.

 

49.Народ, этнос, нация. Мировая культура состоит из множества национальных культур. Все они имеют свой антропологический тип, свой язык, свои обычаи и традиции, национальный костюм и национальную кухню, отличаются способами ведения хозяйства. Носителем каждой уникальной культуры является народ.

Народ – понятие, используемое для общего наименования таких социальных групп как племя, народность, нация.

В качестве условий, объединяющих людей в народ называют:

· Единство происхождения;

· Единство исторической судьбы

· Единство места проживания;

· Единство языка;

· Единство культуры;

· Единство психологического склада и самосознания

Но: каждое из этих условий не может быть необходимым и достаточным. Например, люди, проживающие в разных местах земного шара, могут осознавать себя принадлежащими к одному народу. Народы возникали из смешения разных этнических компонентов: англичане из племен англов, саксов, ютов и др. Чилийцы, аргентинцы, мексиканцы, проживающие в Латинской Америке, говорят на испанском языке, но являются разными народами. Люди христианской культуры не составляют единого народа.



Понять, что объединяет народ в единое целое можно на основе исторического подхода, который требует различать: 1) народ как этническую общность (этнос); 2) народ как этносоциальную общность (нация).

Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этниче­ское самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадле­жавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действитель­ная генетическая связь, сколько представление о ней. Этническое са­мосознание определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологиче­ским фактом – тем, что индивид думает о своем происхождении, чьим потомком себя считает. Дело в том, что любой этнос объединяет в себе генетически разные семьи, роды, племена и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов. Поэтому расистские попытки делить людей по «чистоте крови» не состоятельны.

Этнические культуры возникли в древности вместе с этносами. Их первая историческая форма – племенная культура. Этническая культура охватывает в основном сферу труда и быта. Она тесно связана с обычаями и традициями предков (особенности пищи. Одежды, народных промыслов, медицины и т.д.) Специфика этнической культуры тесно связана с природной средой (тип хозяйства), сохранением устной традиции. Этническая культура консервативна, ориентирована на сохранение «корней». Элементы этнической культуры нередко становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: сарафан и самовар у русских, овсяная каша и легенды о замках с привидениями у англичан, спагетти у итальянцев и т.д.). Этническая культура сохраняет свое бытование в деревне. Этническая культура тяготе­ет к замкнутости, она страдает ксенофобией — неприязнью ко всему чу­жому и незнакомому.

Процесс эволюции этносов переплетается с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в мировой истории. В результате над этносами надстраиваются этно­социальные общности – нации. Народ может складываться из одного или не­скольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве: общность территории, социально-политической и социально-экономической жизни и других. Становление совре­менных наций в начале Нового времени связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры, образованием нацио­нальных государств. Для каждой нации характерно создание едино­го семиотического поля – системы общеизвестных всем ее представи­телям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, сим­волика), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Национальная принадлежность человека также определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное – от его вклю­ченности в семиотическое поле национальной культуры и чувства при­частности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко этническое и национальное самосознание не совпадают. Попадая в иную этниче­скую среду, например в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культу­ры и обрести новое национальное самосознание. В современных на­циях есть множество людей разного этнического происхождения: «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи» и т. д.

Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность». На­циональная культура не сводится к этнической. Она развертывается на основе письменности и образования, воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологи­ческом развитии общества. Лучшие достижения национальной куль­туры – это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой достигается на основе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий. Национальная культура открыта для контактов с другими культурами, становясь лишь богаче оттого, что впитывает в себя их достижения. Различия между особенностями быта, поведения, произношения, свойственными отдельным группам населения, в национальной культуре нивелируются и с ее развитием постепенно исчезают.

В истории наций были периоды, когда расхож­дение между этнической культурой «низов» и культурой образован­ных слоев доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в 18-19 вв. между культурой дворянской знати и культурой «про­стого народа» образовалась настоящая пропасть. Иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственного крепостно­го. Многие представители высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись по-русски. Понадобился гений А.С. Пушкина, сумевшего в своем творчестве сочетать «простонародное» начало с аристократической образованностью, страстные выступления славянофилов в защиту «русского народного духа», «хождение в на­род» интеллигенции, чтобы навести мосты через эту пропасть.

Современный мир не дает возможности людям разных национальностей существовать изолированно, потому что сильна миграция, интенсивно смешение рас и народов, взаимозависима экология, экономика и т.д. Поэтому народы вынуждены уживать­ся друг с другом и вырабатывать в каждом человеке толерантностьтерпимость к «инаковости», уважение к правам живущих рядом людей другого язы­ка и другой культуры. Принцип равноправия народов в повседневной жизни гражданского общества означает, что каждый его член не только должен быть лоялен к людям других национальностей, но и осознавать общую опасность иного отношения.

Культурный прогресс сближает народы и выравнивает, унифицирует и стандартизирует, условия их культур­ной жизни. Техника производства и быта, основные права личности и принципы правопорядка, научные знания и многое другое – в этом стра­ны с развитой современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целе­сообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации.

Этнокультурные стереотипы.Этнокультурный стереотип – это упрощенное, нередко искаженное представление о типических чертах, характеризующих какой-либо народ.

Выделяю два вида этнокультурных стереотипов:

1. Автостереотипы – представления о своем народе, которые формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Автостереотипы являются важной частью национального самосознания. Здесь имеет место идеализация своего народа. Включение в стереотип черт, необходимых для выживания в данных социально-географических условиях.

2. Гетеростереотипы – представления о другом народе. Они носят боле е критичный, чем автостереотипы характер, служат источником национальных предрассудков и предубеждений (например, против евреев, цыган и др.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.