Сделай Сам Свою Работу на 5

Модернизм и постмодернизм в художественной культуре 20 в.





Панорама художественной культуры XX века весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма. Для нее также характерна интеллектуализация (связь художественного творчества с философскими исканиями). Большое влияние на практику модернизма оказали:

· идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

· учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;

· психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга;

· экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю;

· теории социальной философии Франкфуртской школы: Т. Адорно и Г. Маркузе.

Модернизм возник во Франции между 1884 и 1914 гг.,но широкое распространение получил в США и России. В конце 19 в. предтечей модернизма был стиль модерн. Характерными чертами стиля модерн были: 1) стремление к эстетизации окружающей человека среды; 2) подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы; 3)зрелищность и декоративность. Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость и широко проявив себя в России. Яркими представителями «русского модерна» были архитектор Ф. Шехтель, художники абрамцевского круга, объединение «Мир искусства». Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым собственно кино, как искусство по преимуществу изобразительное.



Модернизм (от франц. modern – новейший, современный) – общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Для него характерны:

Ø Противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, отказ от любых художественных канонов, стесняющих свободу творчества.

Ø Отрицание традиционных этических и эстетических требований к искусству. Красота, разум, добродетель как эстетические принципы были отвергнуты и их место заняли эпатаж, «эстетика ужасного».

Ø Недолговечность стилей. Рекламность.



Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (от франц. fouves — дикие). Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и другие. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907гг. Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения – все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в.

Другим направлением модернизма стал дадаизм (франц. dadaisme от dada – лошадка, конек; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время 1-й мировой войны (1916).Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу. Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара и Р. Гюльзенбек, художник Г. Арп и другие. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства. В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др. Группа выпускала литературные журналы «Дада», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций, искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация, фотомонтаж, набор звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ., «вещь промышленного производства») – например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 1020-е г. во Франции большинство дадаистов перешло к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму.



Сюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм, сверхреализм) – авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х годах XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Бретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга. В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», то есть скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» - эссе, 1924). Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения – весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма – это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара. Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.

Сюрреализм вошел в опыт искусства XX век как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества. На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и др.

Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хеккель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Марка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы – в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и Й. Бехера напоминала памфлеты и воззвания. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен и др.). Так же, как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов XX века. Однако, главная его черта (обостренно-контрастное видение мира) серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.

Футуризм называют боевым кличем раннего авангарда. Идеологом футуризма был Филиппо Томазо Маринетти. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» был опубликован манифест «Футуризм». В нем футуристы называли себя «глашатаи будущего» и ставили целью создание новой культуры. Они мечтали о создании новой человеческой расы – людей огромного роста, двигающихся со скоростью света, о создании новой цивилизации в воздухе. «В человеческом теле дремлют крылья» – утверждали футуристы. Новая цивилизация мыслилась без классов, голода, унизительных профессий, нищеты. Футуристы говорили, что для этого необходимо «сначала познакомиться с техникой, подружиться с ней и подготовить явление механического человека в комплекте с запасными частями». Они нежелали ждать прекрасного «завтра», а стремились с малого преобразовывать жизнь в духе технического прогресса. Так Дж. Бала дал своим дочерям имена Пропеллер и Свет. Для футуризма было характерно стремление эпатировать публику, создать сенсацию. В романе Маринетти «Марфарка-футурист» главный герой ( летающий Марфарка)был проводником новой эротической сущности. Автор романа привлекался общественностью к ответу за нанесение вреда общественной нравственности. Представителями футуризма были Дж. Балла, У. Боччони, Кара, Дж. Северини.

Супрематизм (от лат. supremus - высший) – разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовый вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения». Будучи свидетелем проявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX в., Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры: архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.

Постмодернизм как феномен современной западной культуры. Постмодерн термин впервые использован писателем и философом культуры Р. Панвицем. А Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени. Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и другие.

Постмодернизм как парадигма культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественных направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);

существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);

стилевой плюрализм;

широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;

иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество неравно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник – произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».

Палитра стилей постмодернизма разнообразна. В ней можно выделить такие направления как поп – арт. Р. Гамильтон охарактеризовал его так: «Поппулярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и – Большой Бизнес». Техника напоминает эффект фотографии. Часто использует фотомонтаж, коллаж и ассамбляж. Представителями поп-арта являются Д. Розенквист, Ольденбург и др.

Направлением абстрактного искусства, получившее развитие с 1960-х гг., является оп-арт, построенный на эффекте обмана зрения. Его основателем является итальянский живописец и график Виктор Вазарелли. Элементы оп-арта встречаются в творчестве оригинального художника Маурица Корнелиуса Эшера (1889 –1972).

Интересно кинетическое искусство, включающее реальное или иллюзорное движение. Зародилось в 1920-1930-е гг. (опыты В. Е. Татлина в СССР, «мобили» А. Колдера в США), но оформилось в 1960-х гг. (конструкции Н. Шеффера во Франции, Х. Ле Парка в Аргентине, проекты группы «Движение» в СССР). Яркий представитель современного кинетического искусства является Ж. Тэнгли, прославился благодаря своей метамеханике, т.е. саморазрушающейся скульптуре. Нагромождение колес, шкивов, винтов и ещё бог знает чего, вдруг начинает загораться, перепиливать самоё себя и даже взрываться. Тео Янсен мастерит из проволоки скелеты животных и устанавливает их на песчаных пляжах. Лёгкое дуновение ветра подхватывает импровизированные крылья конструкции, энергия передаётся на «ноги», и существо начинает медленно идти по берегу.

На современном этапе искусство постмодернизма продолжает активно развиваться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.