Сделай Сам Свою Работу на 5

Социокультурные характеристики современной западной культуры.





Периодизация западноевропейской культуры ХХ в.: 1) первая половина ХХ в. – эпоха индустриального общества, эпоха модерна; 2) вторая половина ХХ в. – Постиндустриальное, информационное общество. Постмодерн.

Рассмотрим характерные черты западноевропейской культуры 20 в.:

Сформировался демократически-технотронный тип культуры. Его характерными чертами являются:

· Буржуазная демократияосознается обществомкак социокультурная ценность. Идеи гуманизма, права и свободы личности, недопустимость насилия над личностью, либеральные ценности – эти идеалы не только провозглашаются, но и воплощаются в жизнь в Западном мире, т.к. позволяют поддерживать инициативность большинства населения и служит основой рыночных отношений как результативного механизма социального развития. Но западная демократия не исключает возможности перехода к авторитаризму при определенных условиях.

· Примат науки и техники. О. Шпенглер предрекал в книге «Закат Европы» конец европейской культуры и перерождение ее в цивилизацию, которая, по его мнению, и означает смерть культуры, потому что утрачивается духовность. Отчасти он был прав, т.к. в ХХ в. формируется новый вид цивилизации – техногенная цивилизация. В истории цивилизации выделяют три стадии: аграрно-традиционную, индустриальную, постиндустриальную, информационную. Техногенная цивилизация охватывает последние две. По вопросу о зарождении техногенной цивилизации существует две точки зрения: 1) Т.Ц. зародилась еще в античности; 2) Т.Ц. связана с развитием капитализма, превращением техники в социальную силу производства, поэтому ей около 300 лет. Для техногенной цивилизации характерны:



Ø Идея прогресса. Главное предназначение человека – преобразующая деятельность.

Ø Общество, постоянно меняющее свои основания. Постоянная генерация идей, образцов, концепций, ценностных ориентаций.

Ø Наука и техника – необходимое условие процветания и прогресса. Н. Бердяев отмечал противоречивость роли техники и науки: «…единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви. Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с ней связано самое возникновение культуры, и оконча­тельная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели». Противоречива и современная модель научного знания, для нее характерна ориентация на матезис– математические методы и аппарат познания. Идеалом современной науки является возможность исчисления с помощью математических процедур. Этот подход господствует в естественных науках. И гуманитарное знание на протяжении 20 и 21 вв. постоянно подвергается попыткам математизации. Современная модель научного знания связана со всем строем европейской ментальности. Это находит отражение в различных сферах даже повседневной жизни. Большое внимание уделяется физическим данным человека: конкурсы красоты, увлечение фитнесом, аэробикой др. Красота предстает как реальность, математически выверенная и практически конструируемая с помощью системы тренировок.



· Информационная революция. В 1945 г. японский социолог Масуда создал концепцию информационного общества:

· Основные ценности – нематериальные;

· Синергетическое единство человека, природы, общества;

· Будущее за человечеством, объединенным единой информационной Сетью, едиными целями, едиными банками данных, поэтому развитие человечества происходит в одном направлении, формируется планетарное мышление.

· С 1946 г. начинается цифровая эра – создан первый компьютер ЭНИАК.



· Изменение модели знания и переход к модели информации. Модели знания соответствуют книга, беседа, письмо; модели информации – компьютерная база данных, Интернет. Формируется виртуальная реальность. Понятие «виртуальная реальность» многозначно. Под ним понимается особая сфера информационной деятельности; способ расширения диапазона познания; средство моделирования возможных ситуаций; сфера общения и межличностных контактов; диалог культур и способ включения в мировое культурное пространство. Возникает киберпространство – новый тип реальности, включающей в себя ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий в сети Интернет. Владение информационным пространством – «владение новой собственностью», влияющей на мировое признание, общественный авторитет и лидерство. Социокультурные последствия информационной революции отметил У. Эко в лекции «От гуттенберга к Интернету». На вопрос: «Интернет – инструмент или новая реальность?». Он ответил: «Вне всякого сомнения, это новая реальность, и сегодня мы не в состоянии предугадать, куда она нас заведет». Уже сегодня мы можем заметить негативные последствия бездумного «сидения в Интернете». Возможный разрыв социальных связей отражен в фантастических романах А. Лукьяненко.

· Экранный тип культуры. М. Маклюэн выдвинул идею о том, что смена исторических эпох определяется господствующими средствами коммуникации. В истории человечества выделяют дописьменный, письменный и экранный типы культуры. Экранный тип предполагает получение информации экрана телевизора или дисплея компьютера. С экранным типом культуры связано понятие мягкий текст – в отличие от жесткого текста письменного этапа культуры («Что написано пером, не вырубишь топором) – и гипертекст, который построен как слоеный пирог, переход от слоя к слою в котором осуществляется через ссылки.

Западноевропейская культура 20 в.:

· прагматична, она основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Облик ее определяет экономика, которая, в свою очередь, опосредована развитием технологической культуры. Социальная и духовная сферы культуры попадают в зависимость от нее.

· Прагматический дух западной культуры настраивает людей на погоню за жизненными благами. Отсюда «вещизм», потребительское общество. Произошло превращение жизненных средств в цель. Например, автомобиль, являющийся средством передвижения, несет на себе дополнительные социально-культурные смысловые нагрузки: он выступает как показатель социального положения человека: у него «крутая тачка», становится кумиром – многие люди не мыслят себе жизни без собственного автомобиля, лишение прав воспринимается как акт социальной изоляции. Размывание вещизмом морально-нравственных ценностей рельефно показано в романе Ф. Дюрренмата «Визит дамы». Престарелая миллиардерша возвращается в местечко, где прошла ее юность. Население встречает ее с оркестром и надеется. Что теперь их жизнь станет лучше. И действительно, дама охотно дает кредиты, позволяет жить в долг. Но наступает срок, когда она требует плату за материальные блага, которыми пользовались жители – жизнь одного из них. Этот человек был ее возлюбленным в молодости. Но покинул ее, женившись на дочери лавочника. Сначала люди воспринимали предложение миллиардерши как дикость. Но постепенно положение начало изменяться.

· Для европейской культуры 20 в. характерна беспрерывная погоня за новизной. «Моральное старение» вещного мира происходит очень быстро. Не случайно А. Тоффлер охарактеризовал его как мир «одноразовой культуры».

· Для людей 20 в. характерна психология скоротечности, индивидуализм, одиночество. Человек всегда стремиться быть «на уровне» быстро меняющихся стандартов потребления. Отсюда – перенапряжение сил, мимолетность контактов.

· Европейская культура 20 в. плюралистична. Эту ее особенность можно определить понятиями полифонизм и мозаичность культуры. Полифонизм культуры – категория, которая служит для характеристики многослойности, сложности культуры, представляющей органическое единство различных по качеству, самостоятельных культурных образований, самобытных и оригинальных по форме и содержанию. Мозаичная культура - культура, сложенная из множества случайных, соприкасающихся между собой, но не образующих конструкции фрагментов (М. Моль). М. Маклюэн видел в качестве одного из факторов мозаичности телевидение, которое разрушило линейное представление о времени и бесконечно удаленном пространстве. Природа мозаичности – во влиянии на человеческое сознание феноменов СМИ, в результате чего восприятие мира становится фрагментарным, фреймовым.

· Спутником плюрализма является толерантность. Сама по себе толерантность – явление положительное, предполагающее установление терпимого отношения к «другому», многообразию мнений и точек зрения. С другой стороны, толерантность, безусловно, имеет границы, потому что теряются ориентиры, отличающие ценности от антиценностей, заблуждение может «на равных» соседствовать с истиной. Поэтому в культуре 20 в. уживаются новейшие научные открытия и паранаучные теории и мифологемы о снежном человеке, агрессии инопланетных цивилизаций и др.

· Внутренняя конфликтность является характеристикой западного общества и культуры 20 в. С одной стороны, существуют фундаментализм, расизм, национализм с их воинственной ксенофобией, разгул преступности и терроризма, насилия. С другой – звучит призыв к отказу от потребительских идеалов, пропаганда альтруизма, спасение планеты от угроз НТР. Это порождает дискуссии «о добре с кулаками», которые находят отражение в художественной литературе, например, в творчестве Р. Толкиена. Феномен терроризма осмысливается через художественные образы в фильмах «Пароль рыба-меч», «Дорога на Арлингтон» «Армагедон» и др.

· Западной культуре 20 в. присущи экспансионизм и вестренизация (американизация) – процессы, связанные с распространением западного типа культуры «вширь» на другие континенты. Вестернизация предполагает перенос в другие страны экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным, промышленно развитиям странам. Этот процесс тем сильнее, чем меньше пласт самобытной национальной культуры. Это проявляется в увлечении молодежью модными западными течениями, в распространении стереотипов западного образа жизни (например, системы быстрого питания Макдональдс). Западное общество, особенно после второй мировой войны, стало все более открытым. В 1960-е гг. этот процесс распространяется на Японию, в 1970-е гг.– на Латинскую Америку и с 1990-х гг. – на Россию. Особенностью процесса вестернизации в Японии было то, что эта страна воспринимала, прежде всего, высокие технологии и сотворила собственное экономическое чудо, сохранив ценности традиционной культуры. Для России начало процесса культурной вестернизации совпало во времени с кризисными явлениями в социальной и экономической жизни, ростом миграции из нашей страны. Рост эмиграции связан с тем, что высокие жизненные стандарты, заданные современной культурой, не всегда могут быть удовлетворены на родине. Но А. И Кравченко утверждает, что Россия быстрее, чем другие страны пережила шок вестернизации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.