Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличия православия и католицизма





Табл. 3

Параметры сравнения Католицизм Православие
Догматика 1) Догмат о филиокве: Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына;  
2) догмат о чистилище;  
3) догмат о непричастности Девы Марии к первородному греху; Непорочное зачатие признается, но не выделяется как догмат

 

  4) догмат о непогрешимости римского папы в вопросах веры и морали);  
5) «доктрина сверхдолжных заслуг» отразилась в продаже церковью индульгенций. 6) институт инквизиции  
Трактовка образов Христа и Богоматери Богоматерь – воплощение истины, красоты, любви, нравственного материнского подвига.); Царица небесная, помощница и заступница
Культ    
Крестное знамение Пятью пальцами Тремя пальцами
Притчастие     Причащаются миряне только хлебом, клир – хлебом и вином Все причащаются хлебом и вином  
Крещение Младенца полностью помещают в купель Младенца окропляют водой
Музыкальное сопровождение Органная музыка   Голосовое пение  
Положение верующих во время службы   Сидя   Стоя  
Убранство храма Скульптура   Икона, фреска
Праздники Тела Христова, сердца Иисуса, непорочного зачатия Девы Марии Сретенье, Преображение, Воздвижение креста господня  
Язык богослужения До 1962 г. – на латыни С 10 в. – на национальных языках.

 



Религиозное мировоззрение и своеобразие социокультурного развития европейских стран нашло выражение в архитектурных памятниках этого времени. В IX-XIII вв. в Западной Европе сложились два стиля: романский и готический. Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил название о того, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский стиль был тяжеловеснее, грубее, чем античные постройки. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые приземистые колонны, узкие небольшие окна романских соборов отражали слабую строительную технику и обстановку постоянных феодальных войн и усобиц, когда церковь легко превращалась в крепость, где спасалось от набегов неприятеля мирное население. Из памятников романского искусства наиболее известны соборы в Пуатье и Арле во Франции; в Шпейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении была готическая архитектура, развивавшаяся с XII–XIII вв. во Франции, а потом и в других странах Европы. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких изящных колонн и нервюрный свод. Их окна были большие, с множеством цветных витражей. Обилие выпуклых украшений – статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба – богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы придавали готическим соборам особую торжественность. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Парижской богоматери, а также соборы Руанский, Реймсский, Шартрский во Франции; Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в г. Линкольне в Англии; Миланский собор в Италии, Пражский – в Чехии, Краковский – в Польше. Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, королевский замок в Амбуазе во Франции.



Начиная с 10 в. в Европе происходило возрождение старых и появление новых городов. Все средневековые города можно разделить по их общественному устройству и социокультурной организации на столицы, вольные города-коммуны, университетские города. Города первого типа – это, как правило, старые античные центры или новые города, возникшие вокруг сеньориальных замков, ставшие столицами королевств или графств, архиепископств, а также более мелкие феодальные административные центры (Неаполь, Париж, Дрезден, Аахен и др.). Третий тип представлен городами, возникшими вокруг университетов, редко когда открывавшихся в больших столичных и торговых центрах, за исключением Парижа. Это Болонья в Италии, Кембридж и Оксфорд в Англии, Гейдельберг, Тюбинген и Виттернберг в Германии. Но основной импульс развития получили города второго типа (Венеция, Генуя, Флоренция, Гамбург, Любек, Амстердам и др.). Население средневековых европейских городов было небольшим: В начале 14 в. только Венеция и Милан насчитывали 100 тыс. жителей, Париж – не более 80 тыс., Лондон, Гамбург, Любек – от 20 до 40 тыс.



Из феодального мира город выделяли наличие специализированного производства; в отличие от крестьянина, ведущего натуральное хозяйство и производящего нехитрую бытовую утварь кустарным способом, городской ремесленник становился профессионалом. Большая часть ремесленников была объединена в цехи. Цех состоял из мастеров, подмастерьев и учеников. По истечении положенного срока подмастерье сдавал образцовый экземпляр – шедевр – в качестве экзамена на звание мастера и устраивал мастерам пирушку (по-нем. «цеехе» – отсюда – цех). В Германии существовала традиция обязательных странствий для подмастерьев с целью ознакомления с работой мастеров в других городах и странах. Эти странствия запечатлены в замечательном народном фольклоре – песнях подмастерьев (грустные о неразделенной любви и горе, но большинство – веселые, плясовые, шаловливые, иногда непристойные). Второй фактор, выделявший город в системе феодализма, – расширяющееся использование наемного труда. Патриархальные «семейные» отношения между подмастерьями и мастерами постепенно трансформировались в отношения хозяина и работника. Третий фактор – ориентированность городской экономики на денежный обмен, на рынок. Четвертый фактор – трансформация городской социальной среды. В ремесленных центрах зарождались ростки новых социальных групп: рабочих, живущих продажей своего труда и интеллигенции – людей свободных профессий. Богатые горожане – патрициат – были специфической группой городского населения. Они во многом подражали феодалам, но образ их жизни принципиально отличался от образа жизни подлинных баронов. Это была открытая социальная группа, постоянно пополнявшаяся за счет разбогатевших бюргеров, их богатство складывалось в торгово-ростовщической сфере. Экономически окрепший город стремится освободиться от феодальной зависимости от феодалов. В результате коммунальных движений города получили привилегию пользоваться городским правом, которое не только обособляло городскую коммуну, но и противопоставляло город феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив в городе 1 год и 1 день, приобретал свободу, согласно принципу: «городской воздух делает свободным».

Именно в городах начинается «техническая революция» зрелого средневековья. С 11 в. повсеместно внедрялись обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К 12 в. были освоены такие методы обработки металла как сварка, штамповка, термическая обработка, вытяжение, протягивание, шлифовка, чеканка. В 13 в. – изобретены очки, с 14 в. – бинокуляры (бинокль), изобретателями которого стали Гросетест и Вителло. В 12 в. появились ручные и педальные станки (ткацкие и токарные). В 14 – 15 вв. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран. Примерно в это же время был сконструирован и первый автомат – механические башенные часы. С 14 в. распространяется огнестрельное оружие. В последней трети 15 в. И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание.

Города становятся центрами образования и науки. Основу средневековой программы образования, автором которой считается Марциан Капелла, составляли «7 свободных искусств», разделенных на две ступени: тривиум (грамматика – умение читать, понимать прочитанное и писать; риторика – искусство красноречия, включая изучение синтаксиса; диалектика – искусство правильно мыслить, рассуждать, строить умозаключения и вести спор, позже диалектику стали называть логикой) и кватриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка – науки, которые понимались как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии). На арифметику смотрели практически, она была нужна, чтобы высчитывать пасхалии. Геометрия включала в себя общие знания о простых фигурах на уровне Пифагора, сюда же входили некоторые сведения из географии и биологии. Астрономию изучали по Птолемею, исходя из его геоцентрической системы. Сюда же первоначально входили и астрологические приемы гадания по звездам. Музыка считалась высшим постижением гармонии. Она постигалась точным воспроизведением знаменитых григорианских хоралов на основе линейной нотной грамоты, изобретенной францисканцем Гвидо Д’ Аренцо. Особе почтение вызывала система многоголосного хорового пения. Теорию музыки изучали по Боэцию. Такова была общая программа средневекового образования.

До 11 в. немногочисленные школы находились при дворах варварских королей, кафедрах епископов, церквах и монастырях. В них готовили, в основном, служителей церкви. С ростом городов возникли городские муниципальные школы, где учились бродячие школяры – ваганты или голиарды, происходившие из городской и рыцарской среды, низшего клира. Нередко преподаватель и группа школяров кочевали с места на место. Яркую картину этих странствий воссоздал один из самых известных ученых средневековья Петр Абеляр.

К 12 в. кафедральные школы в ряде городов стали превращаться в университеты (от лат. – «университас» – союз, объединение, общность). Первым университетом был Болонский, возникший в конце XI в. на основе школы, в которой работал известнейший в те времена знаток римского права Ирнерий. Люди, приезжающие учиться на чужбину, были совершенно незащищены. Именно для того, чтобы противостоять городским властям и защищать свои интересы, учащиеся и преподаватели были вынуждены объединяться в университет. Студенты платили за обучение. Позднее членами университета стали считать и тех, кто обслуживал его нужды: наставники, кураторы, прислуга магистров и студентов, книготорговцы, аптекари, посыльные, банщики, трактирщики и т.д. В период возникновения университетов, происходили серьезные столкновения между университетами и городами. Университеты стали добиваться самостоятельности, опираясь на помощь короля или папы. Так парижский университет получил хартию вольности от папы Григория IX, а Фридрих Барбаросса даровал хартию Болонскому университету. В черте городских стен, появилось как бы маленькое государство со своей юрисдикцией, администрацией и финансовой автономией.

Чтобы поступить в университет, не надо было заканчивать школу. Университет обычно имел 4 факультета: богословский, юридический, медицинский и артистический (7-ми свободных искусств). Последний был необходимой подготовительной ступенью к любому из трех других. Его выпускникам присваивали звание бакалавра. Членами факультета считались только преподаватели, которые имели ученые степени и назывались докторами или магистрами. Магистры выбирали себе главу – декана. Большинство профессоров были священниками или монахами. Студенты объединялись по национальному признаку в «провинции», которые образовывали нации. Таких наций в Парижском университете было 4: галльская, пикардийская, норманнская и английская. К галльской кроме французов принадлежали испанцы, итальянцы и жители Востока. Каждая нация выбирала себе главу – прокуратора (куратора), а все 4 нации избирали ректора, который был главой университета.

Студенты были обязаны посещать занятия, платить за обучение лекторам, сдавать экзамены, коллоквиумы и вести себя хорошо. В качестве дисциплинарной меры применялись телесные наказания. Чтобы жизнь студентов была более организованной, а также для помощи бедным студентам при университетах были созданы «коллегии» (колледжи). Коллегиями назывались общежития, где студенты получали постель и питание, но постепенно они превратились в центры занятий, диспутов. Основанная в 13 в. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия для 16 бедных студентов богословского университета, постепенно так разрослась и укрепила свое влияние, что ее именем стал называться сначала богословский факультет, а затем и весь парижский университет – Сорбонна.

Занятия в университете были организованы следующим образом. Обучение происходило почти круглый год: с 19-20 октября по 7 сентября. В сентябре-октябре были «большие вокации», кроме того не занимались 2 недели на пасху и летом в самую жару не более 1 месяца. Летняя жара совпадала с появлением на небе созвездия малого пса, отчего летние вокации получили название «каникулы» (каникула по латыни – собака). Все занятия велись по латыни. За пропуск лекций или опоздание взимался штраф как со студентов, так и с преподавателей. Необходимой частью обучения были диспуты, на которых совершенствовалась логика, и диспутант защищал при помощи аргументов свой научный тезис. Научные степени присуждались по результатам диспутов.

Средневековая университетская наука называлась схоластика. Схоластика ставила главной целью отыскание наиболее искусных аргументов для доказательства тех или иных, заранее намеченных положений, почерпнутых чаще всего из священного писания. Она не была связана с конкретным опытом жизни человека. Умение свободно оперировать понятиями формальной логики считалось у средневековых схоластов главным. Деятельность схоластов имела, тем не менее, положительное значение: они ввели во все университетские программы обязательное изучение трудов ряда античных авторов, пытались поставить и разрешить важные проблемы познания (например, спор об универсалиях) и познакомили западную Европу с трудами арабских ученых. Самое яркое выражение схоластика нашла в трудах католического богослова – доминиканца Фомы Аквинского. Фома Аквинский, известный философ средних веков, создал своеобразную энциклопедию католического богословия (Summa teologiae). Он выработал общие принципы католического богословия, которые и по сей день церковь считает незыблемыми.

В средние века существовали иные направления философии и богословия, которые вели борьбу со схоластикой. Таким направлением была мистика. Мистики отвер­гали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логиче­скими доказательствами веры. Они считали, что религиозные докт­рины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. К известным мисти­кам средневековья относится Бернард Клервоский. В 14 в. получили известность немецкие мистики Иоганн Таулер и Фома Кемпийский, написавшие немало произве­дений и оказавшие большое влияние на деятельность немецких реформаторов радикального направления 16 в.

Признавая духовное руководство католической церкви, каждый класс феодального общества развивал собственную субкультуру. В ней он отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов выработал в 13 в. сложный ритуал обычаев, манер, дворянской вежливости (куртуазная культура), разнообразных светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Большое распространение получили рыцар­ские турниры – публичные состязания рыцарей в умении владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала. В рыцарской среде создавались военные песни, прославляв­шие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен пре­вращались в целые поэмы. Наиболее знаменитой из них была «Песнь о Роланде», возникшая в Северной Франции в 11 в. Ее сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализирован­ном виде. Такой же героической поэмой с чертами прославления народного героя была «Песнь о моем Сиде», появившаяся в 12 в. в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба ис­панских народов против арабов. Третьей наиболее крупной по­эмой, созданной в Германии в начале 13 в., является «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с раннесредневековыми народными преданиями (о Брунгильде, Аттиле и др.) и рыцарским бытом более позднего времени (XII — XIII вв.). В 12 в. появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения, впечатления от далеких стран в процессе крестовых походов на Восток. Наи­большей известностью пользовались циклы романов о британском короле Артуре и романы об Амадисе Галльском, широко распростра­ненные в Испании, Франции и Италии.

Крестьянская культура средних веков была представлена, главным образом, в виде фольклора – устного безымянного творчества. Народные танцы, лирические песни (любовные, застольные, свадебные, погребальные), народные сказки, героические саги, пословицы, поговорки, загадки представляли собой разнообразные формы народного фольклора. Формы народной поэзии передавались из поколения в поколение, чрезвычайно ярко отражая народный быт, народные настроения и желания. Значительная часть фольклора была использована городскими поэтами. В частности, сказочный эпос, зародившийся в основном в деревне, был широко использован в дальнейшем городской сказочной сатирой. Своеобразным видом народного творчества были народные баллады. Их особенно много сохранилось от средневековой Англии и Шотландии.

Средневековый город также много сделал для развития культуры. В городе зародилась светская литература, рано обнаружившая антифеодаль­ные черты. В городах уже в 12 – 13 вв. начали появляться са­тирические произведения в форме так называемого фаблио (у французов), или шванков (у немцев), в которых содер­жались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские городские повести-новеллы. Общеевропейскую известность получил сатирический «Роман о Лисе», в котором феодалы представлены в образе голодного и жадного волка, постоянно обманываемого пронырливым Лисом. Большой известностью пользовался почти во всех странах Европы «Роман о Розе» – произ­ведение рыцаря Гильома де Лориса (1-я часть) и горожанина Жана де Мена (2-я часть). Роман написан стихами в мифологическо-аллегорической форме. Критиковалось духовенство и сам римский папа, королевский деспотизм, хвастовство феодалов своей знатностью. Де Мен развивал мысль, о том, что истинное благородство человека заключается не в знатных предках, а в его личных умственных и нравственных достоинствах. В городе зародился и средневековый театр, сначала в виде мистерий, т.е драматических сцен на различные библейские сюжеты. Потом в них постепенно включался светский бытовой материал, часто получавший комически-сатирический характер фарса. Горожане име­ли свои любимые массовые развлечения: карнавалы, уличные шествия с музыкой и в масках, устраивавшиеся в конце зимы в промежуток между праздником Рождества и началом весеннего Великого поста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.