Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция материальной и социальной культуры в каменном веке





Табл. 2

 

  Эпоха, датировка   Эволюция элементов культуры: 1. Орудия труда. 2. Производственная деятельность. 3. Жилище. Быт. 4. Транспорт. 5. Общественное устройство.  
Ранний палеолит 800-100 тыс. лет до н.э. 1. Каменные ручные рубила (оббивная техника и ретушь), отщепы, остроконечники. Дубины, колья. 2. Собирательство, загонная охота. 3. Пещеры. Поддержание огня в очаге. 4. Переноска добычи на плечах и спине. 5. Небольшие первобытные стада. Неограниченный промискуитет.  
Средний палеолит 100 - 40 тыс. лет до н.э. 1. Дифференцированные каменные орудия (техника контрударной ретуши). Примитивные составные орудия. 2. Охота в виде массовых облав и из засад. Собирательство. 3. Искусственное добывание огня. Приготовление пищи на огне. Одежда из шкур животных. 4. Перемещение тяжести волоком на шкуре или коре, по воде на связках хвороста или камыша. 5. Признаки помощи больным сородичам. Зачатки материнской родовой общины.  
Поздний палеолит 40 – 13 тыс. лет до н.э. 1. Тонко обработанные специализированные каменные орудия (техника скола и отжимной ретуши).Изделия из сверленого, пиленого и шлифованного камня. Расцвет производства орудий из кости. Гарпуны, дротики, копья, копъеметалка. 2. Охота с применением оружия, маскировки, засек. Рыбная ловля. Выламывание горных пород. Собирательство. 3. Долговременные общественные жилища наземного типа и землянки. Разделка шкур. Плетение полос и лент для одежды, жировые лампы для освещения. Деревянная утварь и посуда. Приручение собаки. 4. Волокуша с шестом. Камышовый плот. Лодка-долбленка. 5. Родовая община. Половое разделение труда.  
Мезолит 13 – 6 тыс. лет до н.э. 1. Составные орудия с применением микролитической техники. Бумеранг. Лук и стрелы. 2. Индивидуальная и групповая охота. Рыболовство. Начала скотоводства и земледелия. 3. Пещеры с дополнительными стенами, при­стройками. Шалаши, хижины, шатры. Деревянная и кожаная утварь. Керамические изделия. Приручение овец, коз, крупного рогатого скота, кошек. 4. Салазки, сани, лыжи, лодки. 5. Полуоседлый образ жизни родовой общиной. Признаки разделения труда. Обмен това­рами.  
Неолит 6-4 Тыс. лет до. Н.э. 1. Инструменты с правильными геометрическими формами, рукоятками и специализацией. Широкое применение сухого и мокрого шлифования, полирования, Лучковый способ сверления. 2. Горные разработки. Расцвет гончарного производства. Изобретение прядения и ткачества. Мотыжное земледелие. 3. Глинобитные дома. Жилища на бревенчатых настилах, на сваях. Прямоугольные планы устройства дома из нескольких помещений. Деревянная мебель. 4. Дощатые лодки, Сооружение мостов и дорог. 5. Оседлый образ жизни. Разделение земледелия и скотоводства. Интенсивный обмен товарами. Переход от матриархата к патриархату. Большие патриархальные семьи. Закрепление орудий и земли за семьями. Межплеменная борьба.  

Бронзовый век – новая ступень в развитии человечества, характеризующаяся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в конце 4 - начале 1-го тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее). В эту эпоху шел процесс формирования ряда горно-металлургических областей и центров (Кавказ, Южный Урал, Центральный Казахстан). В бронзовом веке появились кочевое хозяйство, орошаемое земледелие, письменность, гончарный круг, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.). Активно развивалась торговля. В конце бронзового века распространение получило оседлое (пастушеское) скотоводство. В социальной жизни была ярко выражена социальная дифференциация, произошел расцвет древнейших скотоводческих обществ. В степях Евразии, по одной из гипотез, в эту эпоху сложилась индоевропейская языковая общность, распространился курганный обряд погребения, началась история конной верховой езды и колесного транспорта с использованием лошади как транспортного животного, появились колесницы.







В начале 1-го тыс. до н.э. бронзовый век сменился железным веком. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и ускорило общественное развитие. Первоначально человечеству стало известно метеоритное железо. Способ получения железа из руды был открыт во 2-м тыс. до н. э. Технический переворот, вызванный распространением железа и стали, расширил власть человека над природой: стала возможна расчистка под посевы больших лесных площадей, расширение и совершенствование оросительных и мелиоративных сооружений и улучшение в целом обработки земли. Ускорилось развитие ремесла, особенно кузнечного и оружейного. Совершенствовалась обработка дерева для целей домостроительства, производства транспортных средств (судов, колесниц и т. п.), изготовления разнообразной утвари. Ремесленники, начиная с сапожников и каменщиков и кончая рудокопами, также получили более совершенные инструменты. Облегчилось сооружение дорог, усовершенствовалась военная техника, расширился обмен, распространилась металлическая монета как средство обращения. Развитие производительных сил, связанное с распространением железа, привело к преобразованию всей общественной жизни: началось постепенное разложение племенного первобытнообщинного строя и возникновения классового общества и государства. У многих племён общественное устройство принимало политическую форму военной демократии.

Важнейшим элементом человеческой культуры, сложившимся в первобытную эпоху, является мораль. С момента возникновения родовой общины происходит формирование первичных канонов по­ведения и их оценок. Возникновение коммуналистических отноше­ний, постоянная забота членов коллектива друг о друге, о больных и стариках, предпо­лагала осознание как единства племени, так и его отличия от членов других сообществ. Общность прародителя, с которым свя­зывалась история племени и родство, закреплялась нормами поведения, фиксированными в заповедях и запретах. Об­щий предок выступал как источник всех предписаний и начало всех правил совместной жизни. Его установления и санкции образовали кодекс, закон. Стерж­нем этого кодекса в первобытной родовой общине были табу. Табу – это нравственные и поведенческие запреты, нарушение которых ка­рается сверхъестественными силами. Запреты налагались на естественные биологические инстинкты и выражались в категоричной форме. Табу держались на чувстве страха, ужаса перед неведомой опасностью, с которой связывалось нарушение табу. Вот один характерный пример, передан­ный Дж.Фрезером: «Женщина из племени маори... поела фрукты, а затем узнала, что они сорваны в месте, на которое наложено табу. Она воскликнула, что дух, который она так оскорбила, несомнен­но, убьет ее. Все это произошло после полудня, а на следующий день в 12 часов она уже была мертва». Из сознания отвер­женности, неполноценности человека в случае нарушения табу, возникла со­весть как сосредоточенная на своем «Я» норма принятой системы общих социальных ценностей.

Первые табу были связаны с заключением брака. Достигнув брачного возраста, члены племени не могли всту­пать в брак с кровными родственниками. В этом состоит заповедь экзогамии. В родовой общине произошло осознание гибельности кровосмеситель­ных половых отношений для дальнейшей судьбы первобытного кол­лектива. Система табу включала в себя также: неприкосновенность тотема, вождя, старейшины.

Все важные события человеческой жизни – рождение, смерть, брак, успех на охоте, – переживались через принадлежность к общему роду и способствовали формированию единого самосознания. Этим же целям служили обряды инициаций: посвящения подростков в разряд взрослых полноправных членов рода. Они затрагивали, преимущественно, мужскую часть племени. Об этом свидетельствуют многочисленные этнографи­ческие материалы. Мальчики на определенный срок (от недели до месяца) отделялись от всего остального племени (и, прежде всего, от девочек и женщин) и проходили ритуальные испытания под руководством опытных наставников. Они испытывали муки голода, им наносили болезненные раны в виде татуировок или надрезов, ука­зывающие на связь с тотемом, они должны были самостоятельно добывать пищу и выживать в борьбе с суровой природой. Юноша, сумевший преодолеть испытания, как бы доказывал свою подготовленность к взрослой жизни и входил в число полноправных членов сообщества.

В первобытной культуре сформировались древнейшие формы религии. Самой архаичной из них является тотемизм.

Тотемизм – это вера в кровнородственную связь между пред­ставителями рода и священного животного или растения. По представлениям людей, это животное или растение являлось тотемом (предком и покровителем) данного коллектива и каждого из ее членов. Тотемное животное является священным, неприкосновенным, оно может угрожать, вызывать страх и ужас. Например, зулусы в Южной Африке полагают, что божественные тени предков воплощены в некоторых видах безвредных змей. Они принимают змей в своих домах с большим уважением и угощают по мере сил. Убить змею считается непростительным преступлением. В наказание за это могут обрезать уши или изгнать из племени. У различных племен аборигенов Австралии тотемным животным является пчела. Ее нельзя преследовать, употреблять мед запрещается. Практически все народы, находящиеся в первобытном состоянии, развития прошли тотемистическую стадию. З.Фрейдом была отмечена противоречивость понятия «тотем». Она проявилась, с одной стороны, в запрете убивать тотемное животное (его нельзя преследовать, на него нельзя охотиться, не говоря уже о том, чтобы убивать или пи­таться его мясом), с другой стороны, – оно может быть убито, но лишь в ходе ритуала, отличающегося особой праздничностью и пыш­ностью церемоний. Так североамериканские индейцы, убив медведя, ставили стоймя его голову, раскрашенную красками, предлагали ей дары, и, в то же самое время, поедали мясо своей жертвы.

Анимизмвера в существование души – одна из самых распространенных форм первобытной религии. Наиболее ранние свидетельства об анимизме дают нам ма­териалы археологических раскопок неандертальских погребений. Причиной появления погребений у поздних палеоантропов явилось, видимо, совместное действие двух противоположных факторов: заботы о членах своего коллектива и страха перед трупами. У всех первобытных народов существовало двойственное отношение к покойникам. С одной стороны, о них горевали и заботились, с другой – их опасались и боялись. В представлениях первобытного человека умершие были рассер­жены, мстительны, злобны, так как умирали против своей воли. Следовательно, их души необходимо умилос­тивить. Вещи, положенные в могилы, считаются как задабривающими подарками, так же предметами, необходимыми для благополучной жизни в царстве теней. Это прекрасно иллюстрируют первые неандерталь­ские погребения. Неандертальцы хоронили своих сородичей в скорченном положении на боку (как бы в позе спящего); в могилу клали орудия труда, куски мяса, останки его посыпали красной охрой или пеплом; иногда, после засыпки могилы сверху ставили большой камень. Все эти факты являются несомненными элементами существова­ния у палеоантропов особого погребального обряда, и их веры в существование души умершего после его смерти. Сенсацию вызвало исследование почвы вокруг од­ного из неандертальских погребений в пещере Шанидар (Ирак), возраст которого примерно 60 тыс. лет. В могилу человека были положены цветы, связанные в букеты. Эта находка говорит о развитии у неандертальцев чисто человеческих эмо­ций. Интересно, что из 8 видов растений, поло­женных в могилу, 5 обладали целебными свойствами.

Вообще, задабривание мертвых играло значительную роль в архаическом мышлении. Так, воины одного меланезийского племени приносят жертвы для задабривания убитых врагов. Они начинают ритмические песно­пения и движения вокруг голов мертвых противников, положенных на середину круга. Текст их песен гласит примерно следующее: «Не сердитесь на нас за то, что у нас Ваши головы. Если бы вы победили нас, то наши головы были бы у вас. Но мы приносим вам наши дары, чтобы умилостивить вас. Примите их и успокойтесь. Мы хотим похоронить нашу вражду, чтобы наши дети не должны они задабривать духов ваших детей».

В дальнейшем анимизм рас­пространяется и на сферу всей живой и неживой природы.

Фетишизмкульт неодушевленных предметов, вера в сверхъ­естественную силу вещей: амулетов, талисманов.

Укореняясь в первобытной культуре, он пред­ставлен в современном мире множеством пережитков. У первобытных народов наиболее распространенными фетишами были амулеты в виде клыков животных, ярких необычных камеш­ков, драгоценных камней, кусочков дерева и т.д. Иногда в качест­ве фетиша выступали глиняные, костные и каменные фигурки живот­ных или людей (впоследствии – идолы), скальпы врагов, маски (особенно в традиционном искусстве Африки). Очень часто фетишами становились природные объекты: причудливые скалы, деревья. Нередко и сегодня можно видеть деревья с привязанными к ним ленточками и другими подарками. Камни, напоминающие своими очертаниями людей или животных, также служили фетишами, т.к. считалось, что в них живут могучие духи. Влияние фетишей связано с представлениями, что они принад­лежат духу или демону, и что последние действуют через них. Фетиши всегда должны выдержать проверку. Фетиш видит, слышит, понимает, действует. Обладатель поклоняется ему, гово­рит с ним как с добрым и верным другом. Обычно их носят в виде амулетов на шее, они приносят удачу, предохраняют от болезней, придают обладателю храбрость, приводят в смятение неприятелей. Интересным примером фетишизма у австралийских аборигенов являются чуринги (раскрашенные гальки), которые выделяются человеку с момента его рождения и являются его личным духом – двойником человека.

Исходный пунктом эволюции религии била, очевидно, магияформа религиозного сознания, связанная о верой в сверхъестест­венную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на других людей и явления природы. Различают хозяйственную, лечебную, белую и черную магию. Магия выступает не только как религиозная система, но и как форма реализации духовно-практического начала в первобытной культуре.

Магическое воздействие зиждется на ассоциации идей. В племени зулусов мужчины жуют кусок дерева, чтобы этим символическим действием располо­жить к себе сердце женщины, на которой он желает жениться. Преодставители племени оба в Восточной Африке завязывают в узелок могильный прах, кровь и кости, чтобы этим свести врага в могилу. Вождь новозеландского племени майори никогда не будет раздувать огонь, потому что он считает, что его священное дыхание предаст его силу огню. От огня сила передастся горшку, от горшка – пище, а от нее человеку, употреблявшему ее. В результате, отведавший этой пищи, может умереть. Многие народные обычаи и обряды основываются на магическом соответствии различных действий: обычай вызывания дождя танцами, песням, шумом, разбрызгиванием воды; моряки при штиле начинают свистеть, чтобы вызвать ветер. Среди первобытных народов была очень крепка вера во вредо­носное влияние черной магии, колдовства, вызывающего смерть или насылающего порчу. Весьма распространено было поверье об оборотнях-колдунах, способных превращаться в животных. Разновидностью магии является мантика – гадательная магия.

Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия с ростом материально-технического прогресса, усложнением социальной и духовной жизни людей трансформировались и видоизме­нялись. Нa основе анимизма возникли культы отдельных животных, растений и явлений природы, а затем появилось множество отдельных богов (боги неба, дождя, грома, растений, животных, ветра, веды и моря, огня, солнца, луны, ветра а т.д.). Таким образом, сформи­ровался политеизм – религиозная сис­тема, основанная на поклонении и почитании множества богов, ре­гулирующих как природную и космическую сферу, так и че­ловеческую жизнь и деятельность.

Первобытное искусство представлено такими видами, как: 1) древнейшее мифологи­ческое творчество[2]; 2) ритуальный танец; 3) ритуалъно-магическое театрализованное действо; 4) мелкая художественная пластика 5) наскальные изображения.

Исследователи давно спорят: что же послужило основой для возникновения искусства? Видимо, здесь сыграли свою роль несколько факторов. Безус­ловна взаимосвязь с непосредственной практической деятельностью первобытных охотников (неслучайно главным субъектом первобытной живописи являются животные). Возможно, первоначально охоте предшествовала какая-то ее репетиция, рас­пределение ролей, где нарисованные предметы выступали объектом охоты. Позднее происходила магическая переоценка – возможность предопределения результатов будущей охоты. Все это облекалось в эмоционально насыщенную театрализованную форму магического действия. Для этого действа делались наскальные рисунки, маленькие скульптурные фигурки из глины, камня и кости, украше­ния, красочная татуировка тела, маски, придумывались ритуальные танцы. Появлению искусства должно было предшествовать достаточное количество свободного от хозяйственных нужд времени, а также специализация среди членов рода. Художественному и пластическому творчеству способствовала особая социально-психологическая атмосфера: всеобщность тотемистического архаического мышления, табуированность жизни. Искусство в первобытной культуре выполняло явно выраженную социализирующую функцию, его эмоциональное воздействие усиливало сог­ласованность действий индивида и интересов родового сообщества.

Ритуальный танец и ритуально-магическое театрализованное действо (обряд). Начало данному виду первобытного искусства, вероятно, положила инсценировка (игра) особо значимых сторон жизнедеятельности рода (охота, войны, инициации, память о дей­ствиях реальных и мифических предков). Особая красочность, костюмированность, раскраска и татуировка создавали эмоционально напряженный, праздничный настрой у каждого участника обряда, а также коллективное единство происходящей церемонии. Этому же способствовала ритмичность движений и звуков барабана. Движения, краски и звук постепенно приобретали значения определенных знаков и символов, обозначающих агрессию, сексуальность, гостеприимство, дружбу, чувство долга, хитрость, коварство, любовь и доброту. В ритуально-магическом действе складывалась атмосфера психоло­гического раскрепощения человека, окруженного всевозможными запретами. В нем появлялась возможность проявления свободного творчества, актерского самовыражения, личной свободы и эмоционального удовлетворения. Но обязательным условием этого была совместная коллективная художественная дея­тельность, согласованность действий, движений. В танце сталкивались хаос и гармония окружающего мира. В первобытной обрядности кроются истоки театра. Возможно, можно проследить глубинную внутреннюю связь с некоторыми современными музыкальными течениями (рок), особенно в области ритмики.

Мелкая художественная пластика представлена первыми, украшениями из кости и камня (бусы, браслеты, обручи, подвески, амулеты). Исходя из этнографических параллелей, можно говорить, что они играли боль­шую роль как средство сексуального привлечения партнеров и эстетической привлекательности. Самая интересная группа предметов первобытной мелкой плас­тики – женские скульптурные фигурки (так называемые «палеолитические Венеры» с подчеркнуто увеличенными половыми признаками, но без прорисовки лица), отражавшие культ матери-прародительницы,

Геометрический орнамент. Каменные и костяные плитки с орнаментами и узорами имели не прикладное, а ритуальное значение. Как отвечал А.П. Окладников, «их создатель сумел преодолеть инерцию старой косности ума и хаоса ассоциаций. Он навел порядок в бурном потоке впечатлений. Отобрал в нем то, что для него было существен­но важно, и выразил это существенное в абстрактной форме сим­метрично расположенных геометрических линий. Ясное взамен неяс­ного и расплывчатого, порядок вместо беспорядка, логика вместо туманных ощущений – таков объективный смысл этого древнейшего образца орнамента». Сейчас трудно сказать, какое значение мог иметь подобный орнамент на раскрашенных гальках, найденных на позднепалеолитическах стоянках Европы. В конце 60-х годов американский исследователь A. Маршан про­анализировал с помощью микроскопа большое количество палеолити­ческих фрагментов кости с каменными насечками. Особый интерес представляла роговая пластина, на которой в виде волнистой змее­образной лилии были нанесены 69 значков (нарезок), причем наноси­лись они в разное время и разными инструментами. А. Маршан выдви­нул гипотезу, согласно которой этот рисунок является, разновид­ностью лунного календаря, а цветные полосы на пластине добавлеы для лучшего разграничения фаз Луны.

Наскальные изображения. Существует два вида наскальных изображений: 1) наскальная живопись, где рисунки выполнены кра­ской, 2) петроглифы – изображения, высеченные, выбитые или про­царапанные на камне. Основной сюжет изображений – животные и сцены охоты. Подавляющее большинство современных исследователей считает палео­литические наскальные рисунки свидетельством существования древ­нейших магических обрядов, предшествовавших охоте. Удивляет мастерство и совершенство этих рисунков: объемность изображения, образность, точность вос­произведения деталей, обладание искусством светотени. Откуда все это взялось у первобытного художника, от которого, скорее всего, можно было ожидать детский примитивизм? Ведь не случай­но первооткрыватели этих рисунков, удивленные реалистичностью изображения, предполагали либо позднее их происхождение, либо ловкую подделку, мистификацию по памяти в условиях плохого пещерного освещения. Однако археологический и геологический анализ дал довольно точную датировку – поздний палеолит 35-30 тыс.назад.

Всемирную известность приобрели рисунки, обнаруженные на сводах пещер Ла-Мадлен, Ляско, Альтамира, Тюк-д-Одубер. Как правило, на них изображены животные и сцены охоты. При этом очень рано обнаруживается умение передать динамику движения зверей. Даже грузный мамонт изображен на пластине из пещеры Ла-Мадлен с большой экспрессией: спина круто выгнута, бивни подвиты вверх, вся фигура как бы устремлена вперед, что­бы выбраться из ловушки. Некоторые непонятные рисунки, например, сцена из пещеры Ляско, где бизон с выпущенными клыками, нагнув рога, наступает на полулежащего человека с головою птицы, видимо, связаны с обрядами инициации или подготовки выступления на охоту. В пещере Ле-Труа-Фрер («Три брата») найдена вырезанная на стене и окрашенная черной краской загадочная фигура, составлен­ная из ног и тела человека, хвоста лошади, лап медведя, бороды серны, клюва совы, глаз волка, рогов и ушей оленя. Это одетое в звериные шкуры загадочнее существо (колдун? шаман? дух?) буквально царит над изображениями зверей, среди которых можно найти корову с головой бизона. Авторы первого научного описания этих изображений отметили, что изображения «духа» вызывают ассоциации с богом Паном из греческой мифологии, а гибрид коровы и бизона напоминает некоторые древнеегипетские рисунки. Несмотря на всю свою фантастичность, главная фигура потрясает реализмом исполнения и жизненностью. Мы не знаем разгадки символики этой фигуры, но то, что она имела символическое значение, не вызывает никаких сомнений.

Таким образом, можно выделить основные характерные черты и особенности перво­бытной культуры:

1. Глубинная близость к природе, естественнее среде обитания (высокая степень слияния индивида с окружающей его природой);

2. Тотемистичность архаического сознания (высокая сте­пень интеграции индивида с социального сообщества, интеграция личности и рода);

3. Высокая эмоциональная чувствительность;

4. Соединение практического рационализма (изготовление орудий тpyда, методы и средства охоты, знание свойств растений и повадок животных, медицинские знания) с мистицизмом и магическим образом мышления.

5. В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о син­кретизме – слитности и нерасчлененности духовной культуры первобытности.

В заключение необходимо предостеречь от уничижительного и пренеб­режительного отношения к первобытной культуре, от обви­нений ее в «дикости» и неполноценности. Именно там, в первобытной родовой общине таятся истинные культурные сокровища, которые впоследствии были утеряны человечеством: альтруизм, коллективная взаимопомощь и взаимовыручка, товарищество, внимательное бережное отношение к при­роде к многое другое.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.