Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные формы распространения и развития культуры.





Существует три основных способа распространения и развития культурных форм:

1) независимые внутренние культурные инновации (на основе творческих открытий и изобретений);

2) культурные трансферы (заимствования через целенаправленное подражание);

3) культурные диффузии (стихийное распространение).

Независимые внутренние культурные инновации – открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий. Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение животных и окультуривание злаков), которая произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и 3 000 лет назад независимо от нее в Мезоамерике (цивилизация майя).

Наибольший интерес для культурологии вызывают второй и третий способ распространения культуры.

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении. Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.



Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором,или селективностью культуры. Селективностьэто избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:



Ø культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

Ø новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

Ø идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

Ø члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом,а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру-реципиента. С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту.

В качестве примера можно рассмотреть реформы Петра I. Европейская культура стала культурой-донором по отношению к русской дворянской культуре – реципиенту. Некоторые заимствования уже проникали в Россию в допетровскую эпоху, и почва для европеизации культуры дворянства была подготовлена. Силой, которая осуществляла преобразования, стало государство. Превращение дворянства в европеизированный слой общества способствовало повышению его общей культуры и было выгодно с точки зрения укрепления международного авторитета страны.



Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, со способностью носителей культуры менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста. Это ярко видно на примере культуры эмигрантов, проживающих на чужой территории. А также при этнографическом изучении различных народов: национальные традиции русского народа на севере и юге России имеют множество ритуальных, обрядовых, повседневных отличий.

Соприкосновение разных культур называется культурным контактом.Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга, либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

Взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое называется культурной диффузией. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией».В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям из множества европейских культур, потому что Америка – страна эмигрантов, консолидировавшихся в американскую нацию. Каналами диффузиислужат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя, уже итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Нередко культурные контакты и культурная диффузия имели негативное влияние на коренное население и его культуру. Например, распространение табака и водки среди индейцев.

Диффузия культурных инноваций по своему вектору принимает два направления: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространениенаблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами. Вертикальное распространениеэлементов культуры происходит между субъектами с неравным социальным статусом. Скажем, заимствование домохозяйками кулинарных рецептов можно считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора – вертикальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами – межгрупповая диффузия. Она может проявляться в изменении речи: разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР в конце 1990-х гг. стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Молодежный сленг проникает в культуру речи других социальных групп. Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие слои, с одной стороны, ведет к демократизации и просвещению населения, а с другой – примитивизацию культуры.

Одной из форм культурной диффузии является культурная экспансия(от лат. expansio – распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Человечество во второй половине 20 в. явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 1960-е годы – Японии, в 1970-е – стран Латинской Америки, в 1990-е – России.

Развитие культуры человечества в целом происходит по прогрессивному пути. Но в истории народов имеют место и периоды регрессивного развития. Регресс – это локальный процесс, охватывающий отдельные общества и культуры в определенные промежутки времени.

Изменение культуры может происходить реформистским или революционным путем. Реформа это частичное усовершенствование в какой-либо сфере культуры, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего порядка. Культурные реформы являются целенаправленным, заранее планируемым и определенным образом организуемым процессом. Примером культурных реформ могут быть реформы времен Екатерины II и других правителей России. Революцияпредставляет собойкомплексное изменение всех или большинства сторон культурной жизни. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход культуры из одного качественного состояния в другое. Культурной революцией в России стало крещение Руси (подробнее см. раздел 6). В эпоху неолита произошла неолитическая революция, смысл которой заключался в переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства, к приручению животных и окультуриванию растений. В результате этой революции зарождается ремесленничество, появляются новые технологии, письменность, рациональные знания.

Сторонники постмодернистской парадигмы в интерпретации культурных изменений отмечают не рост, не развитие, не целенаправленное распространение, а принципиально иной тип движения, который они обозначили термином, взятым из ботаники – «ризома» (беспорядочное распространение, лишенное направления и регулярности).

Неравномерное развитие отдельных частей культуры описывают понятия «культурный лаг» и «культурное запаздывание». «Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Например, в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Культурное запаздывание определяется как ситуация, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.

Для объяснения этих понятий рассмотрим следующую ситуацию: когда Эйфель построил свою знаменитую башню, французы долгое время считали ее «черной кляксой на лице Парижа». Она получила общественное признание только в процессе ее использования для передачи радиосигналов в годы Первой мировой войны. Налицо «культурный лаг» – материальная культура развивается быстрее, чем ценностная сторона ее восприятия. С другой стороны, мы видим и культурное запаздывание: развитие материальной культуры шло быстрее, чем духовной.

Преемственность культуры,ее непрерывность во времени возможна благодаря культурной трансмиссии. Этопроцесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений последующим через обучение. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Культурная аккумуляцияимеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия – совокупности достижений материальной и духовной культуры конкретно-исторического общества, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое.

В особое состояние выделяют культурный застой, состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний. Застой следует отличать от устойчивости культурных традиций; он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют их.

Процесс культурной интеграции способствует достижению единства культуры и представляет собой взаимосвязь различных частей или элементов культуры, объединяющихся в некую целостность. Единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Например, после того, как произошло крушение римской империи, на ее территории сложилось множество самостоятельных культур современных европейских государств. Распадение необязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа. Такой процесс может быть частичным и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае надо говорить о диверсификации культуры.Примером может служить множество субкультур в рамках молодежной культуры.

Процесс культурной дифференциации связан с тем, что живые носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, т. е. имеют неравные социальные статусы, и поэтому создают разные виды культуры. В таком случае она отражает социальную либо половозрастную дифференциацию. В результате каждая социальная или демографическая группа формирует свою субкультуру.

Культурные коммуникации

История человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми. В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества. Личность формируется в общении с другими людьми и в постижении культурных ценностей. Эти процессы происходят благодаря передаче и приему информации, ее интерпретации и усвоения, т. е. на основе коммуникации.

Культура за время ее существования получила шесть мощнейших толчков, ускоряющих развитие:

· первый – возникновение человеческой речи;

· второй – появление письменности, позволившее человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте;

· третий – развитие книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым приобщиться к культуре;

· четвертый – распространение телевидения вместе с сопутствующими изобретениями (спутниковое и кабельное телевидение, видеомагнитофоны и телефаксы, видеотексты и видеотелефоны);

· пятый – сотовая связь, пейджеры и особенно сеть Интернета, предоставили возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего на нашей планете. Шестой источник новейшего воздействия на культуру – небывалое в истории распространение туристической индустрии.

Все эти существенные воздействия на развитие культуры, так или иначе, связаны с информационными взаимодействиями, межкультурной коммуникацией.

Межкультурная коммуникация – информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.

Эти контакты могут осуществляться:

Ø путем непосредственных встреч лицом к лицу индивидов, относящихся к разным этнонациональным группам;

Ø опосредованно, при помощи письменных рукописных или печатных документов (письма, рукописи, книги, надписи), либо знакомясь с иконографическим материалом (рисунки, фотографии, кино и телесъемки);

Ø путем знакомства (изучения) с предметами, изготовленными либо используемыми в жизненном процессе этнонациональной группы, знакомства как на месте проживания группы, так и в других местах с предметами, оказавшимися там в результате перемещения (музей).

Для обозначения процесса и результатов взаимного влияния разных культур в 20 в. стали использовать термин аккультурация. В современном культурологическом знании под аккультурацией понимают широкие процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, и в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование. Примером аккультурации служит этногенез русского народа: на базе славянских племен при взаимодействии с неславянскими этносами (варяги, хазары, половцы) произошло формирование древнерусской культуры. Затем в 14-15 вв. на основе древнерусского этноса при взаимодействии с культурой племен Волжско-Окского междуречья сложился великорусский этнос и его культура.

Основные формы аккультурации.В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность или включится в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

Под ассимиляцией в культурологическом знании подразумевают процесс,

в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. За многовековую историю существования человечества не раз случалось так, что в результате межкультурных контактов одни культуры ассимилировались, поглощались другими. Этот процесс может происходить и спонтанно, и как целенаправленное действие. Поэтому термин «ассимиляция» часто применяется для обозначения особой политики доминирующей этнокультурной группы в отношении этнических или культурных меньшинств, направленной на планомерное подавление их культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы ставится в прямую зависимость от принятия ими ее культурных норм и ценностей.

Ярким примером насильственной ассимиляции может служить история убыхов, проживавших в 19 в. на территории Черноморского побережья. В результате кавказской войны старейшины убыхов приняли роковое для дальнейшей судьбы своего народа решение: переселиться в Турцию. Турецкое правительство расселило их не компактно на одной территории, а рассредоточив по 1-2 семьи в разные турецкие селения. В итоге к началу 20 в., согласно переписи населения, никто из переселенцев уже не знал ни убыхского языка, ни обычаев и традиций своих предков. Убыхская культура растворилась в доминирующей турецкой культурной среде. Трагедия убыхов в художественной форме передана в романе Б. Шанкубы «Последние из ушедших».

Случаи полной ассимиляции встречаются крайне редко. Чаще всего при соприкосновении культур имеет место только та или иная степень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей культуры.

Другой формой аккультурации является сепарация. Она предполагает большую или меньшую степень изоляции от доминирующей культуры, или даже полную изоляцию от любого инокультурного влияния. Данная культурная практика видна на примере средневековых Японии и Китая, проводивших политику «закрытых дверей». Сепарация сопровождается усилением этноцентризма, жесткой консервацией форм культурного развития.

Если на изоляции какого-нибудь национальной культуры настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией. Типичным примером сегрегации служит история резерваций для коренных индейских племен Северной Америки в 18 – 19 вв.

В современную эпоху большое распространение получили процессы маргинализации. Маргинальность (от marginalis – находящийся на краю) – это отсутствие принадлежности к какой-либо культуре; качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на границе двух культур. Термин «маргинальность» введен в научный оборот в 20 в. американским социологом Р. Парком.

Понятие маргинальности фиксирует отрыв от ценностей и норм одной культуры при недостаточном уровне адаптации в системе ценностей и норм другой культуры. Маргинальность обуславливает конфликт культурных кодов, включение норм других групп в мировоззрение маргинала. Так, массовая миграция из села в город вызвала не только «размывание» традиционных особенностей городской культуры, но и породила особое явление – маргинальную культуру. Маргинальным может оказаться даже большинство населения страны, не принимающее ценностей новой власти после переворота или революции. В личностном плане маргинальность вызывает психическое напряжение, ведь на индивида влияют сразу две культурные системы, ценности и нормы которых могут противоречить друг другу.

В 20 в. распространение маргинальности, существовав­шей и в культуре предшествующих эпох, обусловлено сле­дующими факторами:

Ø урбанизацией, ослабленностью традиционных сосед­ских и семейных связей;

Ø эмансипацией этнических меньшинств, обогащающей картину мира на макроуровне и осложняющей действие локальных связей на микроуровне;

Ø изменением способов производства: переходом от жесткой организации машинного типа в больших коллективах к гибкой организации малых групп;

Ø деятельностью «неформальных» движений и обще­ственных организаций, опирающихся на маргинальные группы населения.

Встреча двух культур ( при перемещении носителя культуры «А» в культуру «Б») не происходит без последствий ни для тех, кто наблюдает за поведением иностранца, ни для самого иностранца. В сознании носителя культуры «А» происходит сравнение своей культуры, своего обычного образа жизни с повседневным поведением и культурны­ми ценностями и нормами, свойственными культуре «Б». Это сравнение никогда не бывает свободным от челове­ческих эмоций, от ценностного восприятия куль­туры «Б». Индивид чувствует себя комфортно в другом ок­ружении до тех пор, пока он улавливает сходство со сво­ей культурой, пока его окружают привычные и понятные явления и предметы. Сталкиваясь с чем-то новым, чело­век начинает осознавать отличия, теряет ориентацию и ощущает определенный психологический дискомфорт. В определенных обстоятельствах такой дискомфорт вызыва­ет своеобразный шок, то есть сильную психическую и физическую реакцию на необычные, непривычные раз­дражители. Понятие «культурного шока» объясняет психологическое состояние, называемое фрустрацией (лат. frustratio – об­ман, неудача): чувство безысходности, гнетущего напря­жения, разочарованности, тревожности, растерянности личности или социальной группы на начальном этапе пре­бывания вне своей культуры. Культурный шок представляет собой форму внутренней обеспокоеннос­ти, связанную с потерей понятных коммуникативных знаков и символов. Связывая свою тревогу с культурными расхождениями, чувствуя страх и отчуждение, человек обвиняет в своем болезненном состоянии новую культурную среду. Разви­тие этой «культурной болезни» проходит несколько стадий:

ØПервая стадия связана с воодушевлением и эйфори­ей по поводу путешествия за границу. Индивид, увлечен­ный новыми впечатлениями, смотрит на новую культуру глазами туриста. Его знания по поводу новой обстановки являются минимальными, приобретенными из школьных учебников и географических карт. Такой индивид занят поиском культурного сходства, что помогает обеспечить безопасное существование на первое время.

ØВторая стадия. По мере того, как культурные, соци­альные и личностные расхождения начинают размывать образ собственной безопасности, они становятся все более заметными. На данной стадии индивид чувствует собственно «культурный шок», остро нуждаясь в максимальной под­держке со стороны соотечественников, так как его пребы­вание во «враждебной» среде очень сильно напоминает оди­ночество. Теперь он страстно желает избежать контактов с теми культурными расхождениями, которые ему хорошо известны и которые являются причиной его психического разлада.

ØТретья стадия. Узнавая больше о местных традициях и обычаях, совершенствуя свои языковые познания, при­обретая друзей среди местного населения, индивид постепенно начинает лучше понимать внутреннее содержание того, что происходит, его взгляд на чужую культуру все больше окрашивается эмоциональным сочувствием. К ин­дивиду возвращается чувство юмора, свидетельствующее о переломе, произошедшем в сознании. Индивид начинает себя чувствовать опытным человеком в местной среде.

ØЗавершающая четвертая стадия представляет собой почти открытие. Это качественный скачок, связанный с пониманием местной культуры. Теперь как будто бы «об­новленный» индивид приобретает способность справляться со своими стрессами, вызванными культурными расхожде­ниями. Он развивает в себе способность наслаждаться ок­ружающей культурной средой, получать удовлетворение от пребывания в ней, воспринимая другую культуру вполне конструктивно.

Самой распространенной, актуальной и позитивной тенденцией в межкультурной коммуникации является культурная интеграция, которая представляет собой процессы, результатом которых должна стать взаимосогласованность различных субъектов культуры, соединение разнородных элементов в едином мультикультурном ансамбле жизнедеятельности. Иногда такое единение достигается одним каким-либо общим интересом, общей сквозной темой. Например, основой культурной интеграции западноевропейских стран на протяжении многих столетий служило христианство. Ислам выступил стержнем культурной интеграции всей мусульманской цивилизации. Таким стержнем может стать не только религиозная доктрина, но и политическая идея, национально-этическая идентичность, историческая традиция.

Этнокультурная интеграция происходит, чаще всего, по принципу «плавильного котла», в котором различные традиции, обычаи, ценности, нормы соединяются в совершенно новый культурный субстрат, становящийся мультикультурным субъектом. Так, Бразилия в конце 19 в. начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно врастали в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Большое значение для анализа особенностей процесса межкультурной коммуникации имеют категории «толеран­тность» и «эмпатия».

Толерантность (лат. tolerantia — терпение) определяется как терпимость к другому образу жизни, поведению, взгля­дам, привычкам, верованиям и т.п.

Одно из наибольших достижений цивилизации связано с умением представителей различных культурных миров ус­танавливать контакт между собой. Людям, которые попадают в другой культурный мир, необходимы годы для того, чтобы освоиться в новом для них символическом пространстве. При этом лучшую при­способленность демонстрируют люди, представляющие культуры с опытом межкультурного общения (и, наобо­рот, — представителям замкнутых культур оказывается го­раздо труднее освоить культуру иных миров). Многие эмиг­ранты, прожившие половину жизни за границей, оказы­ваются не в состоянии сделать окончательный ценност­ный выбор между «далекой своей» и «близкой чужой» куль­турами.

Рассматривая проблему межкультурных отношений, Р. Ханвей выделил несколько уровней межкультурного по­нимания:

Ø На первом уровне индивид, попавший, например, в Японию, отмечает, что японцы чрезвычайно вежливы.

Ø На втором уровне их вежливость и огромное количе­ство непонятных жестов могут раздражать данного инди­вида, поскольку используемая культурная символика кон­трастирует с символикой, принятой в его родной куль­туре.

Ø На третьем уровне находятся те, кто способен на интел­лектуальном уровне понять имеющиеся расхождения между двумя культурами. При этом достигается способность к доверию, основанная на простой идее, что представители другой культуры, тоже достойные уважения люди.

Ø Четвертый уровень характеризуется достижением способ­ности к глубокому эмоциональному сочувствию – эмпатии (англ. empathy — сопереживание) как способности поста­вить себя на место другого человека в контексте его культу­ры, понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Современные средства массовой информа­ции и киноиндустрия делают для нас более откры­тыми другие культурные миры, формируют у современно­го человека способность к пониманию других культур как основу для возникновения эмпатии, которая в современном обществе необходима людям значительно больше. Современным людям, включенным в мировую систему коммуникации, необходимо быть более толерантным.

Как следует из вышесказанного, межкультурная коммуникация, взаимодействие культур представляет собой сложный и очень противоречивый процесс. В различные эпохи он проходил по-разному: случалось, что культуры достаточно мирно взаимодействовали, не ущемляя достоинства друг друга, но чаще межкультурная коммуникация происходила в условиях резкой конфронтации, подчинением слабого, лишением его культурной самобытности. Характер межкультурного взаимодействия особенно важен в наши дни, когда благодаря развитию технических средств в общемировой коммуникативный процесс вовлечено подавляющее большинство существующих этнокультурных образований. С учетом печального прошлого опыта, когда целые народы и культуры безвозвратно исчезали с лица земли, на первый план выдвигается проблема мирного сосуществования представителей различных культурных традиций, исключающего угнетение, насильственную ассимиляцию и дискриминацию.

Идея диалога культур как залога их мирного и равноправного развития впервые была выдвинута М. Бахтиным. «Диалог культур» – это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом. Панорама современной мировой культуры – сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдумчивом диалоге, вступая в контакт, непременно прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, соприкасаясь бережно и осторожно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.