Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и личность. Индивидуальное измерение культуры.





Культура и общество. Социальные институты культуры.

Понятия «общество» и «культура» диалектически неразрывно связаны. Общество в широком смысле слова – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений и институтов как способов и средств воздействия на человека. Культуру и общество можно рассматривать как синонимы в случае, если понимать под культурой совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности. Но правильнее проводить различие между ними, которое не может носить антагонистической направленности.

Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношений общества и культуры:

· у М. Кагана культура выступает как продукт деятельности общества, а общество является субъектом этой деятельности;

· Э.Маркарян определяет культуру как функцию общества;

· В. Межуев полагает, что общественные отношения являются критерием развития человека, его культуры, а содержание культуры определяется развитием самого человека как общественного субъекта деятельности;



· В. Давидович считает, что культуру и общество не следует соотносить как часть и целое, они взаимопроникают друг в друга.

Культура имеет особое значение, отличное от социального. Уровень социальной организации может быть одинаковым у разных народов, но их традиции, обычаи, искусство – совершенно различным. Поэтому культуру можно определить как социальное бытие человека, а общество – как среду функционирования культуры. Функционирование культуры в обществе происходит через социальные институты культуры, которые можно рассматривать как способы и механизмы внедрения в сознание человека определенных установок и норм поведения личности в обществе.

Целесообразно различать агентов и институты культуры. К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Большими социальными группами являются этносы (племя, народность, нация); профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений (поэты, писатели, композиторы, художники, музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы); непрофессиональные группы (зрители, читатели, поклонники); аудитории (читательская, зрительская). Малые социальные группы подразделяются на: добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей; специализированные объединения и кружки, например, литературное объединение «Зеленая лампа», общество передвижников, творческие союзы писателей, художников); круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии; множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; семьи, в которых происходит первичное приобщение человека к культурным нормам и ценностям. Особое место занимают среди агентов культуры индивиды – выдающиеся творческие личности, меценаты, организаторы (царь Петр, министр Фурцева), просветители.



К институтам культуры относятся учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.). В рамках конкреной социокультурной деятельности культурными институтами выступают цензура, литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии. Культурными институтами иногда выступают институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства. К социальным институтам относят собственность, государство, семью, производственные ячейки общества, науку, СМИ, системы образования и здравоохранения, политические партии, церковь, армию.



Культура и личность. Индивидуальное измерение культуры.

Традиционно личность понимается как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений, это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности».[1]

В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполняющуюся актером в греческом театре. На Руси употреблялось слово «личина». Во многих языках есть выражение «потерять лицо», которое обозначает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – это необходимая составляющая человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.

Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Человек может считаться личностью, когда он способен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед обществом. К новорожденному ребенку термин «личность» не употребим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Культура представляет собой систему взаимодействий отдельного человека, представляющего собой некоторый баланс личностного и индивидуального с одной стороны, и обусловленного человеческим родом, социумом, обществом с другой стороны. Культура общества задает необходимые критерии формирования личности и поддерживает их в процессе жизнедеятельности. Культура личности преобразует культуру общества, творчески интерпретирует ее, развивает и изменяет.

Первые серьезные научные исследования взаимосвязи личности и культуры начались в 1930-е гг. Было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера этих взаимоотношений. Главным поисковым направлением по данной проблеме явился спор о соотношении ролей социальной среды и наследственности как двух основных факторов, влияющих на характер поведения человека. Доминирующую роль наследственности признавали Ж. Пиаже, У. Макдаугалл, А. Гезелл. Сторонником преобладающего воздействия социальной среды выступала М. Мид. Ее работа построена на изучении взросления детей на Новой Гвинее. М. Мид доказала, что и проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники.

В последние годы получил распространение подход к пониманию характера взаимоотношений между культурой и личностью, который известен под названием культурная психология. Культурно-психологический подход основывается на предположении, что механизмы формирования личности не просто испытывают влияние со стороны культуры, а полностью обусловливаются ею. В то же время данный подход предполагает, что совокупность личностей, действующих согласованно, формирует культуру. Одной из наиболее ярких фигур гуманистического подхода к человеку является А. Маслоу. Он предложил свою модель личности, фокусируя внимание на потребностях, которые имеются у здоровых людей. А. Маслоу сформулировал иерархически-ступенчатое представление о потребностях: 1) физиологические (витальные: в дыхании, питье, пище, тепле и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребность в уважении и признании; 5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (саморазвитие, самосовершенствование и влияние на других). Высшим родом потребностей А. Маслоу считает самоактуализацию, тенденцию к реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность человека в творчестве и красоте. Кроме того, А. Маслоу, изучая поведение и судьбы преуспевающих людей (А. Энштейна, Д. Рузвельта, Д. Карнеги и др.). Он сделал вывод о том, что преуспевающие люди достигают высшего уровня иерархии, дал описание личностных особенностей этих самоактуализирующихся людей, среди которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность, самоуважение и уважение к другим; доброжелательность и терпимость; интерес к окружающему миру; стремление разобраться в себе. В дальнейшем он видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различии двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития. В рамках культурно-психологического подхода установлено, что поскольку невозможно существование двух тождественных культур, личности, являющиеся носителями данных культур, также должны иметь фундаментальные отличия поскольку культура и личность взаимно обусловливают друг друга в пределах соответствующей культурной среды.

Т. Адорно, К. Хорни, другие неомарксисты и неофрейдисты в своих работах пришли к парадоксальным выводам: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно разрушились системы общностей со своими общеустановленными неизменными ценностями, сегодня все социальные роли человека принуждают его «исполнять роли» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (дома, на работе, на отдыхе и т.д. все время приходится менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится неопределенно-множественным, размытым.

И.С. Кон, М. Кон и другие утверждают, что современный человек отвергает любую роль. Он становится «актером», способным к частым социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их всерьез. Тот же, кто вживается в роль, становится невротиком, поскольку не может отвечать трансформирующимся запросам, выдвигаемым разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан.

Механизм формирования целостной личности основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности. Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности: человек – микрокосм истории общества. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира. Фрактал (лат. fractus – дробленый) – термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, т.е. составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. Согласно фрактальному подходу, завоевывающему все более прочные позиции в современной науке, индивиды взаимодействуют между собой по типу резонанса, а общество образует совокупность индивидов, подобно тому, как Вселенная содержит в себе множество монад. Следовательно, человек – микрокосм общества – несет в себе потенциальное множество Я (личностей). Культура, созданная каждым обществом, стремиться преодолеть противоречия, существующие между личностями и отдельными группами в обществе через создание адекватных механизмов регуляции социальной жизни (мораль, право, традиции, обычаи, религия и т.д.)

Культурологический анализ процессов взаимодействия культуры и личности человека выделяет несколько уровней этого процесса:

· адаптация –процесс физического, психофизического и социального приспособления к окружающей среде, например к профессиональной.

· социализация, под которой следует понимать введение индивида в общее знание об окружающем мире и вовлечение в общественную практическую деятельность, конечным продуктом процесса социализации является личность.

· инкультурация - процесс введение индивида в систему нормативно-ценностных установок конкретной культуры, становление человека воспитанного. Конечным результатом инкультурации А. И. Кравченко называет интеллигента. Выделяют две стадии инкультурации: 1) первичную, которая охватывает детский и подростковый период, когда человек впервые осваивает самые необходимые общезначимые социокультурные нормы; 2) вторичную, при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки, социальные роли и т.д. (например, иммигранты, адаптирующиеся к новым условиям).

В последнее время большинство ученых склоняется к тому, что социализация и инкультурация являются независимыми характеристиками единого процесса вхождения индивида в социокультурную среду данного общества.

Семья является главным институтом первичной социализации, школа – главным агентом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политической и культурной жизни общества. Всякий человек представляет собой единый сплав индивидуального и социального.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу культурных норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволяет ему успешно существовать в качестве полноценного гражданина. Научно доказано, что в каждом обществе на первый план выдвигаются свои качества личности. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению.

Переходя на новый цикл своей жизни, связанный со сменой социальных ролей (студенчество, женитьба и т. п.), человек проходит процесс переобучения. Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацией.Следующий за ним этап обучения новым ценностям и нормам взамен старых называется ресоциализацией.В процессе межкультурной коммуникации с ресоциализацией связаны процессы аккультурации и ассимиляции. Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением. В этом случае происходит полное освобождение человека от старых культурных норм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.