Сделай Сам Свою Работу на 5

Открытый и закрытый тип культуры: возможности и угрозы для организации.





Культура

Основные подходы к изучению культуры

- философский

- антропологический

- социологический

- семиотический

Антропологический подход понимает культура как все то, что создано человеком. Культура как результат человеческой деятельности. Человек одной ногой стоит в природе, другой – в культуре.

Социологический подход: любая культура – совокупность различных элементов. Социологический подход к изучению культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д.

Философский подход: культура – нечто коренящееся в подсознании. Переход от конкретики к абстракции. Культура постигается умозрительно, т.е. не сами явления, а то из чего они появляются. Постижение культуры через дерево вообще.

И, наконец, семиотический подход. Культура – то, что имеет знаковую форму выражения, т.е. то, что не обозначено, то не культура. Культура меняется с эпохами, а новые эпохи постигают новые значения старых знаков. Нет ничего однозначного. «Каждое новое добро приходи в форме зла и выступает как разрушение старых обычаев» – Гегель. Знаки сохраняют мысль, но ее надо расшифровать. Если знаки сохранены, то сохранена и культура.



Человек как субъект и объект культуры

Человек – объект культуры, когда воспринимает соответствующие идеи, образы, упрощает задачи, предпочитает готовые шаблоны при решении задач, существующие клише. Следует общепринятым вариантам, действует по принципу «как проще» - прекрасный человек.

Человек – субъект культуры, когда генерирует новые идеи и образы, обнаруживает новые смыслы, создает новые формы , т.е. создает новые культурные ценности – возвышенный человек.

Генерация ценностей:

- Напряжение чувств… - Поиск мысли - …Усилие воли

Все вносят свой вклад в культуру не зависимо от объема этого вклада.

Культура формирует человека

Лидер – наиболее эффективно организовывающий человек.

 

Мера традиционности культуры и уровень цивилизованности общества: проблема соотношения


Традиция- это сохранение оптимальной модели поведения, путем передачи ее от поколения в поколение. Главная задача традиционной культуры- это сохранение традиций, «консервирование» того, что есть. Изменение традиций- это прогресс, и он может произойти лишь тогда, когда у человека сформируется определенное доверие к себе, и, когда человек достигает этого доверия, он сталкивается с ситуацией выбора: принять изменение традиций или же отказаться от них. Мерой традиционности также является культурная экспансия, то есть добровольное принятие иных ценностей. Эта мера определяет движение по ценностной шкале: как лучше? и как проще?



Рассмотрим различия между традиционным и нетрадиционным обществами: Востока и Запада соответственно. Традиционный человек отрекается от желаний нового, берет минимум из внешнего мира, находится в гармонии с природой, в то время как нетрадиционный человек наоборот ориентирован на внешний мир и удовлетворения желаний за его счет, он приспосабливает природу под себя, выжимая из нее все, что только можно. Восток- это общество с иерархическим устройством, а Запад- с демократическим.

Постепенно общество приходит к обмену, и этот обмен играет важную роль в становлении цивилизаций. Первое разделение труда, произошедшее 8-6 лет до нашей эры, привело в первобытному обмену, второе, произошедшее 4 тысячи лет до нашей эры, привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а третье ускорило социальные процессы по мере увеличения специализаций, отделило умственный труд от физического и привело к образованию первых форм государственности и появления цивилизаций. Таким образом, разделение труда и социальное неравенство- есть неотъемлемая часть развития цивилизаций. Более высокий уровень культуры характеризуется более дифференцированным разделением труда. Объединение труда приводит к разрушению цивилизации, возврату к предыдущим ступеням, разрушению хозяйственных связей между людьми.



Тем не менее, в заключении хочется сказать, что высокий уровень цивилизации совсем не означает высокий уровень развития культуры.

Открытый и закрытый тип культуры: возможности и угрозы для организации.

Открытыми являются культуры, обладающие способностью осуществлять куль турный обмен. Закрытыми - те, которые такой способно стью не обладают. Естественно, можно говорить только об относительной закрытости культуры, так как никакая культура не может быть абсолютно изолирована от других окружающих ее культур. Относительна и открытость куль туры. Полная открытость невозможна, так как это будет означать растворение культуры в мегакультуре. Степень, формы и области открытости у разных признанных откры тыми культур могут существенно различаться. Открытость на входе и открытость на выходе. От крытость на входе означает способность культуры к прие му и освоению достояния других культур. Открытость на выходе - это способность культуры к передаче своего культурного достояния другим культурам. Культуры могут быть открытыми только на входе и закрытыми на выходе или открытыми как на входе, так и на выходе. Закрытость организационной культуры на выходе в той или иной сте пени характерна для многих организаций. Например, она свойственна практически всем предприятиям, активно функционирующим в рыночном секторе экономики. В высшей степени это характерно для организаций (фор мальных и неформальных), осуществляющих тайную дея тельность: спецслужб, преступных группировок, некото рых религиозных сект, хозяйственных и общественных организаций, реализующих скрытые от общества цели, а также фирм, осуществляющих очень рискованные ком мерческие проекты. Все они стремятся минимизировать исходящую информацию не только о своей практической деятельности, но и о средствах, формах и методах ее осу ществления. Открытость разных подсистем организационной культуры. Разные подсистемы обладают разной степенью открытости. Во многих культурах закрытой на входе явля ется область смыслов и ценностей. Тем самым эти культу ры обеспечивают защиту своих основ. При этом допуска ется и поддерживается распространение в мегакультуре собственных смыслов и ценностей. Это важно, например, как для крупных фирм, так и для государств, поскольку культурная экспансия, как правило, способствует экспан сии экономической и политической. Подсистема знаний, напротив, обычно открыта на входе, но в большинстве культур в той или иной степени закрыта на выходе. Так, на предприятиях значительная часть технической, организационной, экономической ин формации является коммерческой тайной. Больше ограни чений на входе, чем подсистема знаний, имеет веществен ная подсистема организационной культуры. Устанавлива ются пределы допустимости использования отдельных ее компонентов по определенным параметрам (степень безо пасности для работника и для среды, уровень комфортно сти, сочетаемость с остальными элементами материального оснащения и т.п.). Активная открытость и пассивная открытость. Ак тивно открытые культуры - это культуры заимствова ния. Одной из форм такого заимствования является про мышленный шпионаж. Культуры, активно открытые на выходе, это культуры вторжения (например, западная организационная культура в развивающихся странах). Все активно открытые культуры являются одновре менно и пассивно открытыми. Обратного соответствия, естественно, может и не быть. Пассивно открытые культу ры - это, по существу, культуры допуска. Культуры, пас сивно открытые на входе, допускают внесение в себя эле ментов чужой культуры. Культура-контрагент при этом должна быть культурой вторжения. Культуры, пассивно открытые на выходе, дающие допуск к использованию своего культурного достояния представителям других культур, имеют в качестве контрагентов культуры заимст вования. Активно открытые культуры являются динамичными, сильными и. как правило, экстравертными. Пассивно от крытые культуры могут быть и интравертными, и экстравертными. Причем в последнем случае они, хотя и дина мичны, но довольно слабы. Напротив, пассивно открытые интравертные культуры, так же, как и закрытые культуры, хотя и являются, как правило, статическими, но могут быть не только слабыми, но даже и гиперсильными (куль туры родов, каст, сект и т.п.).    

 

5) Особенности сознания первобытного человека
Диффузия сознания – для первобытного человека мир не структурирован, то есть свойство вещи присваивается к самой вещи. Неспособность к абстрактному мышлению. Первобытный человек заменял свойство предмета какой-то вещью.

Пример:

Небо - опирается на 4 точки горизонта

- женщина, рожающая светила, звезды

- река, по которой перемещаются звезды

Чем ближе человек к первобытности, тем меньше значения имеет отдельный человек.

Смысл жизни в достижении своего счастья

Человек начинает достижение внешнего мира с уподоблением его в самом себе.

 

Через разделение труда развивается способность к абстрактному мышлению.
1. Синхроническое и диохроническое (продленность во времени).

Включенность индивидуального сознания в групповое. Нет «я», есть «мы». Человек себя не отделяет, не выделяется от соплеменников-современников, но и от предков своих тоже. Зачастую не отделяет свои действия от деействий предков (т.е. ни в пространстве, ни во времени)ю Местоимение «Я» проявляется в любом языке в последнюю очередь. Раньше «я» - то, что окружает, включая полис, с развитием денежных отношений «я» - когда сам могу выживать в этом мире, т.е. «я» меняется на «мы».

2. Диффузность сознания – человек не может отделить вещь.

3. Неспособность к абстрактному мышлению. Отрыв от чувственно – воспринимаемого сознания. Умозрение. Разделение результатов деятельности (опосредованность) рождает абстрактное мышление.

4. Одухотворение природы (олицитворение). Проявляется в собственном познании себя (мир через себя). Человек уподобляет мир себе, сравнивает мир с собой.

Одушевление природы; мир наделяется человеческим субъективизмом. В первую очередь человек осознал, что он не вечен, а прохождение обряда – доказательство человечности (человек доказывал, что он смертен) ( 3 отличия от природы для человека: смертность, плодородие, множественность).

. Первобытная община - первая форма человеческой организации;

Первобытная община – это небольшой коллектив, 20-30 человек, который представляет собой неразделенное целое. Гл. Задача: выжить. Первобытный обычай – табу. Не было каннибализма, запрет на мясо и кровь родных. Выжили за счет сплоченности во имя выживания общины. Способ выживания – создание норм. Община – это 1 большая семья, единый организм осознание помогает не нарушать канонов.Распределение благ было по потребностям. Энергетический эффект – кооперация не равна сумме слагаемых, а превышает.

Матриархат – 1ая форма семьи – групповая семья. Групповая семья – парная семья, 2 пары. Моногамная семья – с появлением христианства. Причастность ребенка по матери.

Община – первый исторический тип семьи. Запрет на праискуитет (беспорядочные половые связи). Наследование по материнской линии. Коллектив ощущал себя единым целым. Особенности людей не замечались. За нарушение каких-то канонов выгоняли из общины, подобно смерти.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходятся на период первобытности.

Американский этнограф Морган в периодизации истории человечества период первобытности называет дикостью. У Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой»

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим неосознанным первичным импульсам.

Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой истории? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

 

ДИКОСТЬ 2 млн. лет назад homo sapiens => 40 тыс. лет homo sapiens, набегался и увеличился мозг => 12 тыс. лет хлеб, животные.

ВАРВАРСТВО 1 разделение труда 8-6 тыс. лет (животноводство от земледелия) => 4 тыс. лет второе разделение труда (ремесло от сельского хозяйства) => ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3 тыс. лет 3 разделение труда (умственный труд от физического) => 0 Рождество Христово => 2 тыс. лет наше время.

Период цивилизации всего 5 тыс. лет. Развал цивилизации – это уменьшение дифференцированного труда, т.е. переход от разделения наоборот.

Первая община – 20-30 человек. Органически и социально нерасчлененное целое. Первобытный случай – табу. Выживали за счет сплоченности во имы выживания общины. Распределение благ было по потребностям. Община – это первая большая семья. Распределение благ было по потребностям. Община – первый исторический тип семьи. Запрет на беспорядочные половые связи. Наследование по материнской линии. Групповая семья – парная семья 2+2. Коллектив ощущал себя единным целым. Особенности людей не замечались. За нарушение каких-то канонов выгоняли из общины, что было подобно смерти. Не нарушали обычаи. За нарушение выгоняли. Субъект – не человек, а община в целом. Это - единный организм. Первобытный коммунизм: не было конфликтов, разделяли все по потребностям. Первобытный коллектив не понимает потребности индивида – организм! Синергетический эффект:1+1=3

Матриархат: форма наследования в рамках групповой семьи по женской линии.

Групповая семья складывалась в общине.

Парная семья: 2+2

Христианская семья: 1+1

Нет Я. Есть МЫ. Человек не отделяет себя от общества и от предков.

Неспособность к абстрактному мышлению: дерево вообще. Небо – это большая река… Наскальная живопись – не искусство. Человек не отделял нарисованное животное от настоыящего.

Одухотворение природы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.