|
Что собой представляют низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные культуры?
Высококонтекстуальные культуры, присущие, например, Японии, Китаю, Корее, Саудовской Аравии, считаются однородными с точки зрения накопленного исторического опыта, информационной обеспеченности и т. д. В силу традиции и исторического развития эти культуры мало меняются со временем, поэтому при взаимодействии с окружающим миром один и тот же стимул всегда вызывает одинаковую реакцию. Многое предсказуемо, поэтому, по свидетельству Э. Холла, для большей части обычного ежедневного общения не требуется и не предполагается наличие подробной информации о происходящем.
Для представителей высококонтекстуальных культур многое сказано и определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом офиса, его расположением и размещением. Например, наиболее высококонтекстуальные по своей природе японцы не станут вести переговоры с представителем другой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархической структуре, как бы высоко профессионален он ни был. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознание людей, и без знания этой скрытой информации интерпретация сообщения будет неполной или неверной, поэтому в языках высококонтекстуальных культур используется очень много намеков, подтекста, фигуральных выражений и т. д. Например, если при обсуждении сделки американец отвечает на деловое предложение утвердительно, это означает, что предложение принято. У японца же «да» не всегда означает согласие: в зависимости от обстоятельств, сопровождающих сделку, японское «да» может означать «да», «нет» и «может быть». И это связано с тем, что в японской национальной культуре не принято говорить «нет» в деловых взаимоотношениях из опасения, что отрицание чего бы то ни было может подорвать межличностные отношения. Японцы особенно чувствительны к «сохранению лица» собеседника и никогда не поставят своего партнера в неловкое положение, публично отвергая его предложение.
Низкоконтекстуальные культуры, характерные для Скандинавских стран, Германии, Канады, США, менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, поэтому, как считает Э. Холл, всякий раз, когда люди вступают в общение, им необходима подробная информация обо всем происходящем.
При этом большинство информации содержится в словах, а не в контексте общения; люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что это будет понято из ситуации общения. В подобных обществах наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. Вот характерный пример правил поведения американского бизнесмена: «Говорить прямо, открыто, по существу, называя вещи своими именами, высказываться на обсуждаемую тему, не оставлять свои мысли при себе, озвучивать ход своих рассуждений». Подобная манера все называть словами выглядит порой грубой и невежливой для людей из высококонтекстуальных культур. Немцы, с известной всем педантичностью, занимают верхнее положение на шкале низкоконтекстуальных культур. Для представителей этой группы очень важны письменные контракты, договоры, документы.
Э. Холл приводит сравнение двух крайних степеней высоко– и низкоконтекстуальных культур.
Высококонтекстуальные культуры (Восток) отличает:
• невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
• серьезное значение придается невербальному общению и умению «сказать глазами»;
• избыточность информации излишня, поскольку все и так ясно;
• конфликт разрушителен (представители этих культур не любят напрямую выяснять отношения и обсуждать проблемы);
• открытое выражение недовольства неприемлемо ни при каких условиях.
Низкоконтекстуальные культуры (Запад) отличает:
• прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию;
• невербальное общение менее значимо;
• все должно быть выражено словами и всему должна быть дана ясная оценка, недосказанность ассоциируется с недостаточной информированностью говорящего;
• конфликт созидателен, так как обсуждение выявленных проблем и трудностей помогает принять правильное решение;
• в отдельных случаях возможно открытое выражение недовольства.
Раскройте понятие этноцентризма.
Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции “выгодны” самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии (Сарессало, 1977, 50-52) (Saressalo).
В концепцию этноцентризма входит и понятие “стереотип”. В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях (ср. Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).
Американский социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу, что почти каждый из этих народов претендовал на особое место, “датируя” его еще сотворением мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):
“Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в жаровню. Через какое-то время он с нетерпением вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и потому неприятной. Он был “непропечен” и внутри. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи и “спелым” внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж стал основателем белого рода, а последний — черного”.
Перечислите факторы влияющие на формирование деловой культуры.
История и собственность
Молодые организации, стремящиеся завоевать свою нишу на рынке, либо агрессивны и независимы (культура власти), либо гибки и адаптивны (культура задачи). Редким из них удается сочетать и агрессивность, и гибкость. Централизованная форма собственности, например, в семейных фирмах, естественно сочетается с жестким контролем и управлением ресурсами.
Организации с большой историей неминуемо «обрастают» легендами как элементом культуры. Они в закодированной форме передают из поколения в поколение унаследованные ценностные установки.
Размер
Чаще всего оказывается, что размер организации является наиболее важной переменной, влияющей на формирование культуры. Если большая организация хочет выжить, она вынуждена стремиться к формализации, а формализация ассоциируется с культурой роли.
Технология
Она не находится в однозначном соответствии с культурой, но тем не менее существуют некоторые закономерности:
рутинные операции больше соответствуют культуре роли;
дорогостоящая технология требует тщательного контроля, а значит, культуры роли;
технологии массового производства обычно связаны с большим размером предприятия, а значит, соответствуют культуре роли;
единичное производство или быстрые изменения в технологии лучше соответствуют культуре власти или культуре задачи.
Там, где достижение цели зависит от решения ряда связанных друг с другом подзадач, требующих высокой степени координации, лучшей будет культура роли.
Цели и задачи
Здесь имеется взаимосвязь: с одной стороны, цели и задачи во многом определяются культурой организации, с другой, их реализация зависит от того, насколько культура организации им соответствует. Так, например, цели, связанные с качеством продукции или услуги, легче всего достигаются в культуре роли. Для задач, связанных с ростом и развитием, характерны культуры задачи и власти. Обеспечение занятости и предоставление рабочих мест подталкивают организацию к культуре роли.
Окружение
По словам консультанта Эрика Триста: «Менеджмент, который рассматривает внешнее окружение как постоянное и сосредотачивается на том, как бы получше организоваться внутренне, следует опасным курсом». Особо это относится к сегодняшней России, где экономические, финансовые, конкурентные, юридические и политические изменения носят ураганный характер. Изменения во внешнем окружении требуют культуру более чувствительную, быстро адаптирующуюся. Опыт западных компаний свидетельствует о том, что наиболее гибкой к внешнему окружению является культура задачи, наименее – культура роли. Для того, чтобы справиться с серьезными внешними угрозами, не обойтись без культуры власти, когда ключевые фигуры действуют быстро и решительно.
Люди
Как следует из определения культуры, она во многом определяется взаимоотношениями людей в организации. Каждый сотрудник с большим удовольствием поддерживает психологический контракт, соответствующий одному из четырех типов культуры. Для менеджера очень важно знать «культурные склонности» своих сотрудников. Чарльз Хэнди определил некоторые закономерности культурных предпочтений. В культуре роли комфортно себя чувствуют люди, стремящиеся к максимальной определенности и минимальному риску, но плохо приживаются яркие личности, суперпрофессионалы.
43) Обусловленность актуальности изучения особенностей деловых кеультур разных народов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|