Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие знаковые системы включает в себя невербальная коммуникация?





 

Следуя утверждениям Г.В. Колшанского, можно сказать, что идеальность мышления означает его вторичность, но отнюдь не нематериальность и не несуществование; именно его материальное существование есть не что иное как существование знаковое2. Следовательно, любая развитая знаковая система может рассматриваться как мыслящий субъект, т.е. субъект, имеющий ту или иную степень интеллектуальной автономности. Г.В. Колшанский пишет: «/…/ все мыслительные операции /…/ проходят на понятийном уровне»3, что свидетельствует об их знаковом характере.

Таким образом, в научной литературе вопрос о связанности мышления и любой знаковой системы, будь то естественный язык или невербальные средства выражения смысла4, традиционно не подвергается сомнению.

Более углубленный и детальный анализ проблемы выводит исследователей на иные проблемы. В.З. Панфилов пишет, что любая знаковая система, с одной стороны, и мышление – с другой, есть противоречивое единство при определяющей роли мышления. Различные знаковые системы, разные уровни этих систем имеют не одинаковый характер соотношения с мышлением. Чем организационно проще знаковая система, тем более отдаленной является связь соответствующих знаковых явлений с мышлений и тем большей будет степень самостоятельности соответствующих подсистем5. Для нас интересна идея В.З. Панфилова об этнической составляющей оговариваемой проблематики, что выводит нас на необходимость еще большей дифференциации знаковых систем (в частности – языка и невербальных средств выражения смысла): «/…/ как совместимость с положением о единстве языка и мышления то обстоятельство, что мышление имеет общечеловеческий характер, а язык – национальный?»1. Как и естественный язык, невербальные средства коммуникации имеют ярко выраженный «национальный» характер, а вернее, - региональный. В то же время в случае с невербальными средствами выражения смысла вопрос, заданный В.З. Панфиловым, еще более усложняется: каким образом реализуется тройственная связь мышления, языка и невербальных средств выражения смысла?



На сегодняшний день очевидно, что содержание, выраженное в процессе невербальной коммуникации, в отличие от содержания речи, не является простой суммой невербальных знаковых единиц, поскольку традиционный невербальный знак не может нести на себе нагрузку оттенков смысла. В этом случае невербальный знак крайне емок. Существование за ним так сказать подтекста, наверное, возможно, но проблематично. Проблематичность здесь заключается в реализации невербального знака, или жеста, т.е., с одной стороны, зависит от театрального мастерства жестикулирующего, а с другой, - от понимания этого жеста. Несовпадение содержательной стороны жестикуляции и тематических наборов жестов, используемых в момент невербальной коммуникации, определяют то, что мышление всегда имеет возможность выйти за пределы содержания конкретных жестов и создает условия для воздействия мышления на содержательную сторону жестов, на их становление и развитие. Поэтому основной принцип организации жестикуляции состоит в том, что значение единиц высшего уровня этой жестикуляции не является простой суммой значений образующих ее единиц низшего уровня. Значение жестикуляции, или невербального сообщения, не всегда сводится к значениям элементов жестов. Чаще всего имеет место «приращение» невербальных элементов. Содержание невербального сообщения, относящегося именно к физическому сообщению, а не к системе жестов, не сводится к значениям конкретных знаков, которые часто меняют свое содержание в связи с появлением «подтекста».



 

15) Дайте определения, опишите содержание и основные элементы вербальной коммуникации.

 

Сложными видами деятельности, непосредственно связанными с языковым мышлением, являются дискурсы. Дискурс можно интерпретировать как взаимодействие речевой коммуникации и действия, деятельности, поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации Различаются типы дискурсов: политический дискурс, деловой дискурс, педагогический дискурс, научный дискурс, образовательный дискурс, медицинский и юридический дискурсы и т. д.



Дискурсы совершаются в коммуникативной среде. Коммуникативная среда – это все, что окружает человека, что составляет среду его обитания, общения. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, которые могут быть использованы в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением. В речевом общении участвуют двое и более людей, общение всегда предполагает партнера или партнеров это процесс взаимодействия, обмен информацией.

Необходимое условие успешной коммуникации – умение говорить. Умению говорить, или ораторскому искусству, учили еще в античности, когда умение говорить было обязательным для каждого образованного человека и свидетельствовало об уровне мышления собеседника или собеседников.

Другим условием успешной вербальной коммуникации является умение слушать. Слушать можно – по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» – это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактором наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

Исследования показывают, что выслушать собеседника спокойно и направленно, вникнуть в сущность того, что говорится, могут не более 10 % людей. Вот интересный пример: к Сократу издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему», – задал вопрос, удивленный ученик. «Потому, – ответил философ, – что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать, и слушать».

Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, именно она часто приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать – это просто помалкивать) слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

В литературе выделяется два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму, типа «Да», «Ну-ну», «Продолжайте», «Интересно»… и т. д.

В деловом, как и в другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания.

Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщений помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Существуют правила успешной вербальной коммуникации. Немецкий филолог, исследователь Гисберт Бройнинг выделил девять правил благоприятного проведения речевой коммуникации.

1. Понимание Вашего высказывания связано с конструкцией предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны. Для их понимания партнеру нужны большая сосредоточенность и внимание. Кроме того, они затрудняют понимание вопроса, смысл часто теряется в придаточных предложениях.

2. Короткие предложения (8-15 слов) состоят из законченных мыслей. Это точные и действенные высказывания. Короткие предложения всегда наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь (слова, которые может использовать память) состоит в зависимости от образования из 3 000– 5 000 слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3 000– 12 000 слов.

6. Рекомендуется чаще использовать в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, существительные – большей частью, смысловое значение, которое часто бывает абстрактным. Обходитесь по возможности без прилагательных, они слишком личные.

7. Глагол становится более живым, если Вы в своем высказывании используете активную форму, а не пассивную. Например: «Я пригласил его»,
а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет эмоциональную нагрузку.

8. Дистанционно и безлично действуют формулировки «Согласно этому можно понять, что…», а также высказывания, содержащие большие числа. Сослагательное наклонение типа «Я бы сказал…», «Я бы полагал…», «Я должен…» – не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который Вы в них вкладываете. Значение сказанного слова партнер либо расширяет, либо сужает. Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее можно его интерпретировать. Часто нужно уже в начале разговора разъяснить собеседнику, что Вы понимаете под тем или иным понятием.

В заключение разговора о вербальной коммуникации можно привести слова М.Монтеня: «Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Неудивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение.

Но хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности,
а включение это обязательно дополняется употреблением других неречевых знаковых систем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.