Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.





(из тетради)

В больших группах существуют другие способы связи между людьми – это Средства массовой коммуникации, которые включают в себя ТВ, радио, газеты и т.д.

Часто большие группы объединяют общность языка, общность истории, общая территория, территория проживания, общая культура, менталитет и образ жизни.

Общность языка важна для взаимосвязи, для формирования общих ценностей и менталитета группы.

Языки профессиональных групп – это жаргон;

Языки молодежных групп – молодежный сленг;

Общность истории

Характеристика для этнических групп, исторические события оставляют печать на национальном характере. Территория и климат также влияют на большие группы. Очень большая и неосвоенная территория позволяет ассимилировать(вобрать, принять) другие народы и национальности.

Кочевой или оседлый характер жизни в зависимости от природы может формировать «лень», «расчет на авось», «судьбу».

Общинное проживание в суровых условиях способствовало формированию ценности взаимопомощи и других коллективистских ценностей.

В психологических характеристиках большой группы можно выделить:



-стабильные хар-ки;

-динамические хар-ки.

К стабильным характеристикам относятся: ценности, менталитет, образ жизни, национальный и социальный характер.

Так же к ним относятся: специфические регуляторы соц. поведения в большой группе (ценности, традиции, обычаи)

К динамическим хар-кам относят то, что связано с эмоциональным состоянием (настроение, общественное мнение)

Специфические регуляторы соц. поведения являются СМИ. Фольклор и сказки являются средствами связи. Ещё общность существует благодаря устному народному творчеству.

Стабильные этнические характеристики: национальный образ жизни, национальные ценности и менталитет. Мало что меняется в политических и экономических условиях.

Менталитет – это склад ума в большой группе об устройстве мира и об отношениях между людьми. Знания и представления в менталитете ценностно окрашены, включая представления о достойном человеке.

Характер – национальная и социальная система поведения, описывающая поведение человека в типичных стандартных ситуациях, базируется на менталитете.



Образ жизни:

Это система устойчивых поведенческих стереотипов в типичных жизненных ситуациях, отражающих своеобразие менталитета и характера большой группы.

Виды больших групп:

1. по способу возникновения;

А) естественные – нации, половые, поколения.

Б) организованные – партия, движение.

В) стихийные – толпа.

2. по длительности существования;

А) короткоживущие – толпа, аудитория.

Б) долгоживущие – нации, половые.

3. по организованности;

А) слабоорганизованные – толпа, аудитория.

Б) высокоорганизованные – государство, партия.

Первые теоретические формы соц. псих. знания описывали психологию толп Серж СегелЕ, Густаф Лебон «Психология толп», Габриэль Тард.

Лебон говорит: Человек в толпе – это животное сорвавшееся с цепи, в толпе происходит деинвидуализация(это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.) разум уступает место эмоциям.

Ирроциональность поведения – необъяснимость с точки зрения рассудка.

Отсутствие самоконтроля внушаемость, потребность в вожде, Лебон считал, что толпа внушаема.

Психология народов зародилась в Великобритании и Германии.

В. Вундт написал многотомную психологию народа, которая включает обычаи и традиции народов.

Психологические характеристики большой группы.

Психические явления в больших социальных группахвыделяют­ся по сферам психики: когнитивной; потребностно-мотивационной; аффективной; регулятивно-волевой. К когнитивной сфере относятся: коллективные представления; социальное мышление; общественное мнение; общественное сознание и др.



Содержание когнитивных процессов определяется обществен­но-историческим развитием. В историческом процессе меня­ются механизмы познавательной деятельности.

Мотиваиионно-потребностная сфера характеризуется группо­выми:

• мотивацией;

• потребностями;

• интересами;

• ценностями;

• целями;

• установками;

• идеалами.

2. Потребностикак элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деле­ние групповых потребностей на два вида:

• потребности группы как данной системы, нуждающейся в оп­ределенных условиях своего функционирования;

• потребности большинства личностей, входящих в данную груп­пу, т. е, типичные для группы потребности.

В интересах группы субъективно отражаются материальные ус­ловия существования общности. В процессе общественного развития эти интересы претерпевают изменения.

3. В мотивационной сферезначимое место занимают жизненные ориентации — система предпочтений, проявляющихся в осоз­нанном или бессознательном избирательном поведении, выбо­ре и принятии решения в альтернативных условиях. В них вы­ражаются цели деятельности группы, личностей, отношение людей к своему будущему. Жизненные ориентации определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Аффективная сферапсихологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. В них отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуа­циям, событиям социальной действительности.

Феномен общественных настроений — один из важнейших в пси­хологии больших групп, в яркой форме отражающий отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон по­ложительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его полюсе могут находиться настроения во­одушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом - упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую(или деятельностью) сферупсихологии больших групп составляют:

• коллективная деятельность;

• групповое поведение.

4. В деятельности больших социальных группвыделяют: цели, структуру субъектов, формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются:

• профессиональная деятельность;

• общественная деятельность.

Все рассмотренные выше сферы психологии больших социаль­ных групп органически взаимосвязаны.Их своеобразное сочета­ние в определенных конкретно-исторических условиях прояв­ляется двояким образом:

• как характеристика типичной личности представителя опреде­ленной общности;

• как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Толпойобычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

• многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);

• высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные про­странства);

• эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);

• неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образу­ется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

• отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель

неясна или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными, и т. п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характери­зующееся отсутствием общей для всех осознанной цели много­численное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоцио­нального возбуждения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.