Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
(из тетради)
В больших группах существуют другие способы связи между людьми – это Средства массовой коммуникации, которые включают в себя ТВ, радио, газеты и т.д.
Часто большие группы объединяют общность языка, общность истории, общая территория, территория проживания, общая культура, менталитет и образ жизни.
Общность языка важна для взаимосвязи, для формирования общих ценностей и менталитета группы.
Языки профессиональных групп – это жаргон;
Языки молодежных групп – молодежный сленг;
Общность истории
Характеристика для этнических групп, исторические события оставляют печать на национальном характере. Территория и климат также влияют на большие группы. Очень большая и неосвоенная территория позволяет ассимилировать(вобрать, принять) другие народы и национальности.
Кочевой или оседлый характер жизни в зависимости от природы может формировать «лень», «расчет на авось», «судьбу».
Общинное проживание в суровых условиях способствовало формированию ценности взаимопомощи и других коллективистских ценностей.
В психологических характеристиках большой группы можно выделить:
-стабильные хар-ки;
-динамические хар-ки.
К стабильным характеристикам относятся: ценности, менталитет, образ жизни, национальный и социальный характер.
Так же к ним относятся: специфические регуляторы соц. поведения в большой группе (ценности, традиции, обычаи)
К динамическим хар-кам относят то, что связано с эмоциональным состоянием (настроение, общественное мнение)
Специфические регуляторы соц. поведения являются СМИ. Фольклор и сказки являются средствами связи. Ещё общность существует благодаря устному народному творчеству.
Стабильные этнические характеристики: национальный образ жизни, национальные ценности и менталитет. Мало что меняется в политических и экономических условиях.
Менталитет – это склад ума в большой группе об устройстве мира и об отношениях между людьми. Знания и представления в менталитете ценностно окрашены, включая представления о достойном человеке.
Характер – национальная и социальная система поведения, описывающая поведение человека в типичных стандартных ситуациях, базируется на менталитете.
Образ жизни:
Это система устойчивых поведенческих стереотипов в типичных жизненных ситуациях, отражающих своеобразие менталитета и характера большой группы.
Виды больших групп:
1. по способу возникновения;
А) естественные – нации, половые, поколения.
Б) организованные – партия, движение.
В) стихийные – толпа.
2. по длительности существования;
А) короткоживущие – толпа, аудитория.
Б) долгоживущие – нации, половые.
3. по организованности;
А) слабоорганизованные – толпа, аудитория.
Б) высокоорганизованные – государство, партия.
Первые теоретические формы соц. псих. знания описывали психологию толп Серж СегелЕ, Густаф Лебон «Психология толп», Габриэль Тард.
Лебон говорит: Человек в толпе – это животное сорвавшееся с цепи, в толпе происходит деинвидуализация(это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.) разум уступает место эмоциям.
Ирроциональность поведения – необъяснимость с точки зрения рассудка.
Отсутствие самоконтроля внушаемость, потребность в вожде, Лебон считал, что толпа внушаема.
Психология народов зародилась в Великобритании и Германии.
В. Вундт написал многотомную психологию народа, которая включает обычаи и традиции народов.
Психологические характеристики большой группы.
Психические явления в больших социальных группахвыделяются по сферам психики: когнитивной; потребностно-мотивационной; аффективной; регулятивно-волевой. К когнитивной сфере относятся: коллективные представления; социальное мышление; общественное мнение; общественное сознание и др.
Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческом процессе меняются механизмы познавательной деятельности.
Мотиваиионно-потребностная сфера характеризуется групповыми:
• мотивацией;
• потребностями;
• интересами;
• ценностями;
• целями;
• установками;
• идеалами.
2. Потребностикак элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:
• потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
• потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е, типичные для группы потребности.
В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существования общности. В процессе общественного развития эти интересы претерпевают изменения.
3. В мотивационной сферезначимое место занимают жизненные ориентации — система предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отношение людей к своему будущему. Жизненные ориентации определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.
Аффективная сферапсихологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. В них отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, событиям социальной действительности.
Феномен общественных настроений — один из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающий отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом - упадка, растерянности, пессимизма.
Регулятивно-волевую(или деятельностью) сферупсихологии больших групп составляют:
• коллективная деятельность;
• групповое поведение.
4. В деятельности больших социальных группвыделяют: цели, структуру субъектов, формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются:
• профессиональная деятельность;
• общественная деятельность.
Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны.Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исторических условиях проявляется двояким образом:
• как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
• как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Толпойобычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
• многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);
• высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства);
• эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);
• неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);
• отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель
неясна или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными, и т. п.).
Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|