Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы социальной психологии.





Предмет и задачи социальной психологии.

(из тетради)

Выделяют 4 предметные области:

А) общение – источник всех социальных явлений;

Б) малые и большие группы – как самостоятельные соц. псих. образования;

В) личность в группе и обществе;

Г) массовидные явления психики.

(из инета)

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.

Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются1:
1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения.
2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой.
Это – так называемые “массовидные” социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.
Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т.д.
3) Групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе.
4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.





Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных форм социальной деятельности (например, организационно-управленческой) или ролевого поведения.
Таким образом, предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие.
Основными задачами социальной психологии являются:
! исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);
! выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;
! разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;
! непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.



Задачи

  • Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
  • Массовые психические явления.
  • Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
  • Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

  • психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
  • психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
  • психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
  • практические приложения.

 

Методы социальной психологии.

Методы социальной психологии - основные способы познания социально-психологических явлений и их закономерностей. Методика исследования - система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних (объективных и субъективных) показателей (признаков), которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально-психологического явления или процесса.
Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере социальной жизни, целесообразнее использовать следующую типологию. Методы:
1) феноменологизации и концептуализации;
2) исследования и диагностики;
3) обработки и интерпретации;
4) коррекции и терапии;
5) мотивирования и управления;
6) обучения и развития;
7) конструирования и творчества.
Первая группа методов — методы феноменологизации и концептуализации — позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация — путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.
Ко второй группе методов – исследования и диагностики – можно отнести наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.
Наблюдение - целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социально-психологического явления. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать?
Опрос (устный и письменный) — социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах. При опросе большое значение имеют желание испытуемых отвечать искренне (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования (экспертиза, платное участие или консультация).
Эксперимент - активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность группы с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление интересующего исследователя феномена. Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Последний представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни.
Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах и характеристиках можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, продукты и результаты труда, сочинения, контрольные работы и т.п. Эффективность этого метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа.
Моделирование - метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого социально-психологического явления. Моделирование предполагает конструирование второй реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношения различных сторон, объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Моделирование предполагает анализ моделей явлений на ЭВМ.
В отличие от методов исследования (где акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена) методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики (например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми). Для этой цели используются тесты и экспертные оценки. Тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных. Тестирование - метод диагностики, который предполагает стандартизированное измерение социально-психологических переменных.
Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного репрезентативного измерения. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.
Третья группа социально-психологических методов включает методы обработки и интерпретации данных. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, корреляции, факторный анализ и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.
Социально-психологические исследования (в широком смысле) проводятся не только для исключительно научных целей (“чистой науки”), но также и для решения каждодневных практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д. К таким методам можно отнести методы коррекции и терапии. Эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия). Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.
Одними из сложных практических задач, стоящих перед социальной психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышения эффективности обмена информацией (коммуникации) и принятия решений. Для решения подобных задач социальные психологи разрабатывают различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.
Шестая группа методов включает методы обучения и развития личности (или группы), призванные реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлению людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование закономерностей взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX в. и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т.п.).
В седьмую группу методов могут быть отнесены методы конструирования и творчества, которые позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.
Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, помимо применения собственно социально-психологических методов обучения, знать наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т.п. Для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, возможно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит — использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может возникнуть необходимость создать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.
В социальной психологии различные уровни методологии, технологии, объект и предмет исследования, воздействия и развития взаимосвязаны, поэтому очень важны опыт практического взаимодействия с проблемным полем и предварительный концептуальный анализ этого поля через призму целей и задач, стоящих перед психологом.

Социометрия – метод исследования отношений в малых группах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.