Сделай Сам Свою Работу на 5

Как сформулировать проблему?





Как написать сочинение – рассуждение

ЕГЭ по русскому языку

(Методическая разработка)

Автор – Завальная Светлана Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 22» г. Сыктывкара

План

 

1. Вступление

2. Формулировка проблем, поставленных автором в тексте.

3. Комментарий одной из проблем.

4. Выявление авторской позиции по этой проблеме.

5. Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором.

6. Приведите два аргумента

7. Сделайте вывод.

 

О чем можно написать во вступлении?

1. Определите тему.

2. Привести краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражения в его произведениях.

3. Ассоциативное вступление (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная проблема у вас)

4. Лирическое вступление.

ОБЪЕМ ВСТУПЛЕНИЯ – 2-5 предложений.

 

О проблемах в тексте

1. Проблема отличается от темы текста. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Проблема - это вопрос, требующий решения, исследования.

2. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только какой-то случай, рассмотренный в данном тексте, но и многие подобные случаи.



Например, бывают проблемы войны и мира, экологии, политики, отцов и детей, образования, чтения, милосердия, экономики, выбора книг для чтения, памяти, живого языка, человеческого равнодушия, воспитания, понимания, взаимосвязи человека и природы, совести и долга, необходимости развития в себе интеллигентности и др. Можно использовать такую речевую формулу: «Данное рассуждение автора помогает нам по-новому взглянуть на привычные явления жизни, проникнуться проблемой текста, понять чувства автора и т.д.»

3. Сформулировать проблему можно двумя способами:

а) проблема чего… Этот способ подойдет, когда проблема в тексте может быть сформулирована одним словом или словосочетанием. Например, автор поднимает проблему одиночества человека.

б) Формулировка проблемы в виде вопроса. Например: «Что побуждает людей читать книги? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

 

Комментарий одной из проблем.

Комментировать – это означает объяснять, пояснять:



а) насколько актуально то, о чем пишет автор (проблема может быть важной, злободневной, спорной, своевременной для общества, для науки, для молодежи, для современного читателя, для мирового сообщества и т.д.);

б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;

в) если это возможно, то коснитесь «истории вопроса», коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы. Например: «Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомни хотя бы рассказ из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка».

 

Как выяснить авторскую позицию?

Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем

убеждает нас автор.

Побеждает автора публицистического произведения обычно выражена ясно, четко, выявление позиции в художественном произведении требует больших усилий. В таком случае постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст?

2. Как автор оценивает описываемую им конкретную ситуации?

Обязательно обратите внимание на слова, художественные средства, которые выражают отношение автора (неодобрение, осуждение, любовь к чему – либо, сочувствие, восхищение и т.д.), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Можно применить при этом цитирование, но оно не должно быть чрезмерным. Например: «Автор убеждает нас в том, что «родную землю любят не за богатство и броскую красоту», а просто за то, что этот уголок земли научил видеть прекрасное в окружающей жизни».



Как выразить ваше согласие или несогласие с точкой зрения автора? Комментарий в авторской позиции.

 

1.Следуйте правилам построения текста – рассуждения:

а) тезис;

б) аргументация (доказательства), на экзамене требуется привести 2 аргумента;

в) вывод.

2. В ваших сочинениях тезис – это главная мысль автора (позиция), которую и нужно обосновать, доказать или опровергнуть.

3. Аргументация – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам. Необходимо соблюдать фактологическую точность. Для аргументации собственного мнения проявите свою эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме. Помните, что один аргумент должен быть из какого-либо изученного произведения, тогда вы получите больше баллов.

4. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: почему? Нужно привести свои доводы, а не повторять доводы автора.

 

О чем можно написать в заключении?

 

1. Общий вывод.

2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

3. Замечания о влиянии текста на общественную ситуацию.

4. Рассуждение о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для вас.

5. Можно использовать такие выражения:

6. Следовательно, … Таким образом, можно утверждать, что…

 

Приложение № 1.

 

Как сформулировать проблему?

 

1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?) Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.

2. Проблема истинного литературного таланта. Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.

3. Проблема интеллигентности. (Кого можно считать интеллигентным человеком?) Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.

4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.

5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел людей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.

9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?)Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.

 

Приложение № 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.