Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ ПРИ ЮСТИНИАНЕ ВЕЛИКОМ

Культура Византии IV-V веков.

Византия – Восточная часть Римской империи (IV-V вв)

На землях восточнохристианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. В Восточной Римской империи, включавшей первоначально Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр, Крит, районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. И именно ромеи-эллины с их богатым античным культурным наследием сыграли главную роль в формировании художественных принципов, получивших развитие в последующие века.

 

Два новых направления в художественной культуре Византии.

Первый период развития византийской художественной культуры, длившийся два столетия, примечателен появлением в ней новых направлений.

2.1. Создание книги - так называемого пергаменного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве.

 

Согласно рассказам древних авторов, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа драгоценных рукописей в Пергамской библиотеке, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент великолепно впитывал краску, что позволило красочно оформлять текст.

 

Поскольку для оформления художники использовали более всего красную краску - миниум (лат. minium), книжная иллюстрация стала называться миниатюрой. Самостоятельные композиции, заключенные в рамки и отделенные от строк, либо располагались на отдельных листах, либо занимали большую часть страницы.



 

2.2. Архитектура Византии - область искусства, где развивались новые формы.

Первоначально самым распространенным типом храма в Восточной Римской империи являлась базилика. Таковы церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.), храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.), церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.).

Взаимосвязь архитектурных форм и ритуала христианского богослужения. С V в. все большее распространение начали получать центрические постройки, важную роль в создании которых сыграли сирийская строительная школа, одна из ведущих в раннехристианском мире, и уже сложившийся к тому времени ритуал христианского богослужения.

Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма, прообраз будущего амвона (в пер. с греч. - восхожу). Это определенным образом обусловило появление купольных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Впервые переход от квадратного основания стен к окружности купола при помощи четырех сферических треугольников - «парусов» был осуществлен зодчими мавзолея Галлы Плацидии, равеннской царицы V в., в Равенне.

Церковный ритуал продиктовал также художественное оформление интерьера мавзолея. Согласно христианскому учению, оно должно было соединить два мира - реальный и потусторонний. И искусство, прежде всего изобразительное, играло тут первостепенную, роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из мира реального в сверхчувственный. Достижению этих целей способствовали такие приемы, как принцип симметрии, плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Основным способом изображения была мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты и как нельзя более подходящая для создания отвлеченного образа, возвышенного и ирреального.

В мавзолее Галлы Плацидии интерьер воспринимался как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, «паруса» и купол выложены мозаикой глубокого синего тона, на котором вспыхивали золотые звезды и горели алые маки, а в куполе сиял крест и отрешенно смотрели святые в белых одеждах. Призрачность и таинственность усугублялись естественным светом, лившимся из окон, расположенных в люнетах и сводах и являвшихся композиционными и символическими центрами изображения.

 

Восьмигранная церковь Святого Виталия в Равенне - наиболее целостный художественный ансамбль интерьера, где усиление духовного начала достигается за счет своеобразных оптических эффектов.

В основу декора легла сложная символическая программа, объединенная идеей жертвенности. Мозаики сосредоточены главным образом в алтаре, где в апсиде изображены сцены дарения: восседающий на сфере Христос дарит мученический венец св. Виталию, самому почитаемому в Равенне святому, патрону храма, а с противоположной стороны - основатель церкви епископ Экклесий подносит Христу ее модель. В мозаиках нижнего яруса апсиды запечатлен исторический выход императора Юстиниана и его жены Феодоры, являющий картину предстояния императорской четы перед Христом.

 

Все эти сложившиеся в раннехристианском искусстве направления

- создание и художественное оформление пергаментного кодекса,

- возникновение крестово-купольного типа культовых сооружений

- мозаичный декор интерьеров

получили дальнейшее развитие в VI в., в годы правления Юстиниана Великого.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ ПРИ ЮСТИНИАНЕ ВЕЛИКОМ

Расцвет византийского искусства, «золотой век» его развития, был связан с политическим и экономическим подъемом в годы правления Юстиниана (527-565 гг.). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Никогда владения Византии не простирались так далеко. Византии помимо Италии и Сицилии подчинялись теперь юго-восточная часть Испании, Сардиния, Корсика, север Африки, Далмация. Византия продолжала господствовать на Черном море, осуществляя контроль на Босфоре, Таманском полуострове, Херсонесе.

В эпоху Юстиниана сложился специфический для Византии союз духовной и светской власти, главенствующая роль в котором принадлежала императору. Культура юстиниановской поры подвела первые итоги наступления новой идеологии. Все те тенденции в культурном развитии, которые наметились со времени Константина, получили дальнейшее развитие.

По всей территории Византийской империи шло строительство храмов. В Равенне, ставшей центром военно-административного наместничества в Италии, строились базиликальные, в Константинополе - крестово-купольные. При Юстиниане возник новый тип храма - купольная базилика, объединившая центрический и базиликальный типы постройки при преобладающем значении купола и ставшая впоследствии наиболее распространенной.

 

Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего периода существования империи явился храм во имя Софии - символа божественной премудрости. Храм был сооружен двумя архитекторами, имена которых сохранились, что является весьма редким и примечательным фактом средневековой культуры. Это Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Благодаря особому рвению и щедрости

Юстиниана строительство храма велось необычайно энергично, и через пять лет со времени закладки здание было уже готово во всех его частях.

 

Впоследствии возведение Софийского собора овеялось легендами, согласно которым ангел являлся Юстиниану во сне и то предлагал план всего здания, то помогал решать трудные инженерные вопросы, то открывал местонахождение скрытых сокровищ для пополнения казны.

Для постройки храма со всех концов империи свозились лучший материал и памятники древнего искусства: часть изящных мраморных колонн была привезена из Афин, восемь порфирных колонн, украшающих боковые портики, принадлежали знаменитому храму Солнца сирийского города Баальбека, восемь колонн из зеленой яшмы, с коринфскими капителями, украшенными изящной серебряной и золотой резьбою, принадлежали храму Артемиды в Эфесе, одному из «семи чудес света».

На торжественное освящение храма 26 декабря 537 г. Юстиниан прибыл на колеснице, запряженной четверкой коней. Войдя в храм, он воскликнул: «Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело! Я победил тебя, Соломон!» Считалось, что храм в Иерусалиме, построенный израильским царем Соломоном, являлся самым грандиозным и пышно декорированным культовым сооружением древнего мира.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.