Международная торговля услугами
Услуга – это вид деятельности, результат которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Признаки: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению.
Международная торговля услугами - целесообразная деятельность, осуществляемая поставщиками услуг одной страны, когда результаты этой деятельности выражаются в полезном эффекте нематериального характера, удовлетворяющем какие-либо потребности физического или юридического лица другой страны, и служат объектом купли-продажи.
Структура и особенности МТ услугами:
- 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.
- Возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками) и др.
- Активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер (маркетинговые услуги, реклама, аудит и т.д.)
- Образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг
- Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП, а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.
- Доля транспортных услуг за последнее десятилетие существенно сократилась в результате расширения сферы деловых услуг (т.к. постиндустриальная экономика)
- Ведущие страны в торговле услугами – развитые страны. 50% экcпорта и импорта услуг – Зап Европа, 20%-Сев Америка, 20% - азиатские страны. Гл. поставщики – США, Влбр, Фрц, Герм.
В рамках ВТО создан Классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги (главный классификационный признак - деловое назначение услуги). 12 групп:
1. деловые услуги,
2. услуги связи,
3. строительные и инжиниринговые услуги,
4. дистрибьюторские услуги,
5. общеобразовательные услуги,
6. услуги по защите окружающей среды,
7. финансовые услуги, включая страхование,
8. услуги по охране здоровья и социальные услуги,
9. туризм и путешествия,
10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта,
11. транспортные услуги,
12. прочие услуги
Факторы, сдерживающие участие России в международной торговле услугами:отставание от развитых экономик в высокотехнологичных отраслях; отсутствие собственных ТНК и ТНБ в сфере услуг; сильное давление нерыночных секторов услуг; медленные темпы модернизации транспортной инфраструктуры; существенный дефицит судов и других средств транспорта; слабое развитие туристической инфраструктуры, которое провоцирует низкий уровень экспорта.
Роль транспорта и связи в мировой экономике, тенденции развития.
Мировая транспортная система - совокупность национальных транспортных систем, включающая все пути сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств.
5 видов транспорта:
- внутриводный (5 место)
- морской (3 место)
- Авиационный (6 место)
- Ж/Д (2 место)
- Автомобильный (1 место)
- Трубопроводный (4 место)
- + контейнерная перевозка ( использование разных видов транспорта)
В течение посл 10летий созданная густая сеть автодорог.
Экономические критерии работы транспорта:Объем перевозок, Грузооборот (произведение кол-ва груза на дальность), Соотношение видов транспорта, Пассажирооборот ( кол-во пассажиров на дальность), Стоимость, Транспортоемкость ( отношение грузооборота к единице ВВП) , Грузопоток ( кол-во грузов в определенном направлении)
Огромное значение для развития мировой транспортной системы - изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.
Современные напрвления развития:увеличение пропускной способности транспортных путей, повышение безопасности движения, появление принципиально новых транспортных средств, увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств, увеличение скорости передвижения.
Интермодальные перевозки – перевозка с использованием различных видов транспорта.
Развитие транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения.
Структура изменилась в плане концентрации промышленного производства: до 60-х гг. усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало наличия ж/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии производства, размеры предприятий уменьшаются. На ж/д перевозки приходятся насыпные и массовые грузы (в США - с/х грузы и уголь). По грузообороту первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что понижает транспортные расходы, которые в целом в 2 раза ниже, чем при пользовании ж/д транспортом. До середины 80-х гг. увеличивалась роль наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.
Природные ресурсы мира и их характеристика. Распределение и потребление основных видов энергоресурсов в мировой экономике.
Природно-ресурсный потенциал – имеющиеся в распоряжении общества запасы полезных ископаемых и естественных условий жизни.
Ресурсы:
· ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ – земельные, водные, энергетические; НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ – минеральные
· ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (извлечение прибыли) НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (солнце, воздух)
Особенности использования ресурсов:
· Неравномерность распределения и потребления. (1987г ООН принимает концепцию Устойчивого развития (мир должен развиваться таким образом, чтобы каждое поколение людей не возлагало дополнительных затрат на следующее поколение).
· Сокращение земельных ресурсов (плодородных земель)
· Сокращение вылова рыбы и биоресурсов мирового океана
· Загрязнение поверхностных и внутренних вод
· Вторичное использование ресурсов
· Создание ресурсов-заменителей
· Создание нересурсоемких производств
Киотский протокол – договор о предельно допустимых выбросах в атмосферу для каждой страны.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. В состав ТЭК входят газовая, нефтяная и угольная промышленность, энергетика.
Географически потребление энергии в мировом хозяйстве складывается следующим образом:
· развитые страны – 53%;
· развивающиеся – 29%;
· СНГ и страны Восточной Европы – 18%.
Основные крупнейшие в мире источники добычи энергоресурсов:
нефть: Самотлор (Западная Сибирь, Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;
На долю США приходится около 1/4 мирового потребления нефти, доля в общемировой добыче в последнее время существенно снизилась примерно до 12%. Ожидается, что спрос на нефть будет только увеличиваться.
Природный газ: Основные запасы газа сосредоточены в двух регионах: в СНГ и на Ближнем Востоке – почти 72%. Торговля сжиженным газом сосредоточена в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе (около 75% мировой торговли этой продукцией). Основным импортером является Япония, рост импорта ожидается в республике Корея и на Тайване.
Каменный уголь:более 96% запасов сосредоточено в 10 странах: США (445 млрд. т), Китае (272), России (200), ЮАР (130), Германии (100), Австралии (90), Великобритании (50), Канаде (50), Индии (29) и Польше (25).
Атомная энергия:После ряда серьезных аварий многие страны отказываются от атомной энергетики. Однако США, Франция, ФРГ, Великобритания продолжают с разным успехом держать курс на развитие атомной энергетики.
Гидроэнергетика: Степень освоения гидроэнергетического потенциала особенно велика в Западной и Центральной Европе (70%), в Северной Америке и России она ниже (соответственно 38 и 20%).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|