Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные российские правовые режимы природопользования и охраны окружающей среды в экологически неблагоприятных зонах и на особо охраняемых природных территориях.





Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной государства, подразделяют на три вида: административные, историко-культурные, природные.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и все отношения, складывающиеся вокруг них регулируются Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях".

Экологическое законодательство регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охр. прир.территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.



Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Указом Президентом РФ от 10 октября 1995 г. 1032 утверждена Федеральная целевая Программа государственной поддержки гос. природных заповедников и национальных парков.

Центральное место в системе особо охраняемых территорий занимает природно-заповедный фонд. В настоящее время структура фонда включает 5 видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы, редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные.

С учетом особенностей режима особо охраняемых территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:



а) гос. природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) гос. природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты особо охр. территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охр. природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

Особо охр. природные территории могут иметь федеральное (природные заповедники и национальные парки), региональное (природные парки) или местное значение (лечебно-оздоровительные местности и курорты).

Гос. управление и гос. контроль в области организации и функционирования особо охр. природных территорий осуществляются:

-Федерального значения - Правительством РФ и специально уполномоченными на то гос. органами РФ в обл. охраны окр. среды.

-регионального значения - органами гос. власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то гос. органами РФ в обл. охраны окр. среды.

-местного значения - органами местного самоуправления.

Гос. кадастр особо охр. природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.



Гос. кадастр особо охр. природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности гос. контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Правовой режим зон чрезвычайной ситуации и зон экологического бедствия.

Ст.57 Закона об охр.окр.среды введены в оборот понятия зона экологического бедствия и зона чрезвычайной ситуации. Закон делает отсылку к законодательству о зонах экологического бедствия, которым должен устанавливаться порядок объявления и установления таких зон.

Согласно ст.59 Закона "Об охр.окр.среды" зонами экологического бедствия объявлялись участки территории РФ, где в результате хоз. или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окр.природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Такие зоны объявлялись указами Президента РФ по представлению специально уполномоченного гос. органа в сфере охр.окр.среды на основании заключения гос. экологической экспертизы, проводимой в соответствии со ст. 11 Закона об экологической экспертизе на федеральном уровне.

В зонах экологического бедствия предусматривалось:

- прекращение деятельности хоз. объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на их территории населения;

-запрещение строительства, реконструкции новых хоз. объектов, существенное ограничение всех видов природопользования;

- принятие оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окр. среды.

В рамках существовавшего ранее порядка ни один из участков территории РФ за истекшие более чем 10 лет не был признан зоной экологического бедствия, хотя, по оценкам ученых, оснований для принятия таких решений было предостаточно.

Вместе с тем косвенным подтверждением со стороны государства наличия такого рода территорий является принятие Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и федеральных законов от 26.11.1998 175-Ф3 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и от10.01.2002 2-Ф3 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Соответствующие территории, подвергшиеся радиационному воздействию, исходя из уровня оказанного на них негативного влияния, подразделяются на:

- зоны отчуждения

- зоны отселения

- зоны проживания с правом на отселение

- зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон с учетом реальной обстановки должны пересматриваться Правительством РФ не реже чем раз в три года.

К названной группе законодательных актов также можно отнести Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории".То есть сегодня проблема решена только в отношении территорий, подвергшихся радиационному загрязнению. Таким образом, законодательство о законах экологического бедствия находится в стадии становления и требует своего развития.

Согласно ст.57 Закона об охр.окр.среды защита окр.среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21.12.1994 68-Ф3 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и подзаконными правовыми актами, законами и подзаконными правовыми актами субъектов РФ.

Под чрезвычайной ситуацией в соответствии со ст.1 Закона понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окр.природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. В свою очередь зоной чрезвычайной ситуации объявляется территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

К настоящему времени создана Единая гос. система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая специально уполномоченные на то органы на федеральном, региональном и местном уровнях и координируемая органами МЧС России.

Задачами этой системы являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

- осуществление гос. экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 1094

"О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации подразделяются на:

- локальные

- местные

- территориальные

- региональные

- федеральные

- трансграничные

Ст.51 ЗК предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами гос.власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельства угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

 

Основные группы и типы природоохранных требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.

1.Размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов. (Ст.35 Закона об Охр. окр.ср.)

- Выполнение требований в области охр.окр.ср., восстановления природной ср., рационального использования и воспроизводства прир. ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окр.ср., биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства прир. ресурсов.

-Выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.

- Если размещение объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

2.При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (Ст.36)

-Учет нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окр. среду, предусмотрение мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окр.среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране окр.среды.

-Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охр.окр.среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

-Проекты, по которым не имеются положительные заключения гос.экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

3.При строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.

-Должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения гос.экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окр.среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

-Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области

-Принимаются меры по охр. окр. среды, восстановлении природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

4.При вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (Ст.38).

-При условии выполнения в полном объеме требований в области охр.окр.среды, предусмотренных проектами, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих гос.управление в области охр.окр.среды.

-Запрещается ввод объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных треб. в обл.охр.окр.среды.

-Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окр.среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охр.окр.среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

Руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию объектов несут в соответствии с законодательством РФ административную и иную ответственность за приемку в эксплуатацию объектов не соответствующих требованиям законодательства в области охр.окр.среды.

5.При эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (Ст.39)

-Юридические и физические лица осуществляющие деятельность обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охр.окр.среды, восстановления, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окр. среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

-Вывод из эксплуатации объектов осуществляется в соответствии с законодательством в обл. охр.окр.среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

-При выводе из эксплуатации объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в целях обеспечения благоприятной прир.среды. Перепрофилирование функций объектов осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими гос. управление в области охр. окр. среды.

6.При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (Ст.34-39)

-При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства. Для гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. При размещении этих объектов должны предусматриваться меры по сохранению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв. Для ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окр.среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти.

-Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных гос.экспертиз, предусмотренных законодательством РФ и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок.

-Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.

7. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (Ст.44)

-Должны соблюдаться требования в области охр.окр.среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

-При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охр.окр.среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охр.окр.среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

-В целях охр. окр.среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хоз. использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

8. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки (Ст.46)

-Должны предусматриваться Эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минеральной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окр. среду, а также по возмещению вреда окр.среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

-Строительство и эксплуатация объектов допускается при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных законодательством гос экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов.

-Строительство и эксплуатация объектов, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, допускается при наличии положительных заключений гос.экологической экспертизы и иных гос. экспертиз после восстановления загрязненных земель.

9.При использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (Ст.48)

-Юр. и физ. Лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных в-в и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти о повышенных уровнях радиации, опасных для окр.среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

-Ввоз в РФ ракет. отходов и ядерных материалов из иностранных гос-в в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещается, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом

-Ввоз в РФ из иностранных гос-в облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены гос. экологическая экспертиза и иные гос.экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ.

-Ввоз в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров РФ.

-Порядок ввоза в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охр.окр.среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки р/акт. отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.

10.При обращении с отходами производства и потребления (Ст.51)

-Все отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окр.среды и регулироваться законодательством РФ.

Запрещается:

-Сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву

-Размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздаровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окр.среды, естественных экологических систем и здоровья человека

-Захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов

-Ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.

Отношения в обл. обращения с отходами регулируются соответствующим законодательством РФ - ФЗ от24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления".

Антропогенные факторы дестабилизации природной среды.

Воздействие человека на природную среду рассматривают с разных точек зрения. Один из подходов основан на оценке результатов воздействия с позиции ожидаемых (преднамеренных) или незапланированных (непреднамеренных) последствий. При другом подходе рассматривается территориальная масштабность влияний и их последствий.

Классифицируя воздействия антропогенных факторов на ландшафты, А.Г.Исаченко выделил очаговые (точечные и линейные) и площадные (или фоновые) воздействия. Для первых характерна площадь распространения, намного превышающая сам очаг (источник воздействия), а интенсивность воздействия обычно убывает с удалением от источника. Примером очаговых воздействий являются распространяющиеся через воздушную и водную среду выбросы (сбросы) промышленных предприятий или городов. Линейные воздействия характерны для транспортных магистралей, трубопроводов, линий электропередач. К площадным антропогенным воздействиям относятся: освоение с/х площадей, мелиорация, торфоразработка, горные выработки открытого типа и т.д. В качестве основных модификаторов ландшафтов рассматривают населенные пункты и промышленные объекты, с/х производство, лесное и водное хоз-во.

Экологический эффект, антропогенного воздействия на природную среду зависит от множества причин, в том числе от природы агента, интенсивности, характера, масштаба и продолжительности воздействия, от устойчивости самой среды и от ее экологического (природно-ресурсного) потенциала. Неконтролируемая деятельность человека может привести к разрушению механизмов саморегуляции геосистем, что превращает их в непригодные для жизни и хозяйственного использования территории. Примеров тому много, один из них - техногенные пустоши, возникающие в результате деятельности горнометаллургических предприятий; пример:комбинат «Североникель» (на Кольском полуострове); Магниторск.

Экологическую дестабилизацию природной среды, возникающую в результате антропогенного воздействия, можно рассматривать исходя из 6 основных групп обусловливающих ее факторов:

1) Атмосферных - загрязнение химическое, механическое, тепловое;

2) Водных - истощение и загрязнение вод, заболачивание;

3) Почвенных - загрязнение и истощение почвенного покрова;

4) Геолого-геоморфологических - активизация неблагоприятных экзогенных процессов оврагообразования, селевых и оползневых;

5) Биотических - деградация растительного покрова, уменьшение генетического, видового, ценотического разнообразия; биогенная аккумуляция вредных веществ, появление новых устойчивых патологий;

6) Комплексных - нарушение генетической целостности и естественной структуры ландшафтов, снижение продуктивности экосистем.

Влияние этих факторов привело к изменениям в системах жизнеобеспечения нашей планеты. Эти изменения на общепланетарном уровне проявляются в нарушении энергетического баланса Земли, глобальных циклов вещества, в трансформации ландшафтов Земли и сокращении биологического разнообразия в изменениях физ-хим. свойств геосфер. Все это – причина ряда серьезных экологических проблем, среди которых разрушение озонового слоя и антропогенно - стимулированное изменение климата, как минимум в крупных городах, а так же химическое, физическое, и биологическое загрязнение среды обитания человека.

Основные типы источников и параметры загрязнения
окружающей среды, и виды нормативов качества
.

Все антропогенные изменения делятся на 2 группы:

1 группа нарушений: делится на типы:

- деструкционные: классы: механические нарушения, аэродинамические, гидродинамические, биоморфологические.

- недеструкционные

2 группа загрязнений делятся на типы:

- эмиссионные делятся на классы: литосферные, атмосферные, гидросферные, биотосферные.

- фоново-параметрические делятся на классы: шумовые, тепловые, электромагнитные излучения, вибрационные.

Классы – к какой среде относится загрязнение, нарушение.

Вид нарушения (загрязнения) – оконтуренная границей территория, в пределах которой происходили, происходят или будут происходить изменения природной среды в результате антропогенеза.

Деструкционные нарушения по классам:

1.Класс механических нарушений:

А) род : деформации земной поверхности и массива горных пород.

виды:

- уплотнение почвенного слоя,

- разрыхление (пашни),

- изменение напряженного состояния массива горных пород, которые возникает при подземном способе добычи полезных ископаемых,

- забор воды из подземных горизонтов

Б) род: провалы связанные с обработкой месторождений полезных ископаемых подземным способом добычи.

Виды провалов:

- конусообразные провалы

- каньонообразные возникают при обработке подземным способом крупнозалегающих пластов.

- котлованные провалы мощных пластовых отложений.

- терроссированные провалы образуются при обработке месторождений под склонами гор и сопок.

В) род: образование выемки.

Виды выемок:

- карьерные

- котлованные (закладка фундамента)

- траншейные (прокладка подземных трубопроводов),

- резервные (вдоль автотранспортных и железных дорог),

- придонные (по руслам рек при прокладке трубопроводов и т.д.)

Г) род: образование насыпи

Виды насыпи:

- отвальные образуются при складировании пород

- гидротехнические насыпи (при намывании дамб территории),

- дорожные насыпи

Д) род: застройка

Виды застроек:

- отдельные здания, сооружения, промплощадки

- жилые массивы.

2. Класс гидродинамических нарушений.

А) род: водные поверхностные

Виды:

- зарегулирование связано со строительством дамб, платин, водохранилищ

- затопление возникает если производство имеет избыток воды (специфические производства)

- истощение при водозаборе большого количества воды на водотоках и водоемах (уменьшение зеркал).

Б) род: водные подземные или гидрогеологические нарушения.

Виды в основном связаны с изменением уровня грунтовых вод (подтопление территорий).

3. Класс аэродинамических нарушений.

Происходит в приземном слое атмосферы в результате возведения высоких зданий, сооружений, высоких отвалов и глубоких выемок.

Род: нарушение приземного слоя атмосферы.

Виды:

- разрежение атмосферного воздуха, проявляется в качестве ветровой аэродинамической тени, возникающей после встречаемого препятствия.

- возмущения появляются в изменениях направления и объема воздушных потоков

- температурная инверсия возникающая в результате поступления в приземный слой воздуха большого количества тепла.

4. Класс биоморфологических нарушений, выделяются 4 рода:

1. фитоценотический род.

Виды:

- повреждение растительности

- уничтожение растительности (полное и неполное)

2. зооценотический

Виды:

- распугивание

- уничтожение (полное и неполное)

3. микробиоценотический.

Виды:

- угнетение выражается в изменении количества микроорганизмов, доминантов в изменении места обитания

- полное (неполное) уничтожение

4. микоценотический род.

Виды:

- угнетения

- уничтожение.

Параметры загрязнения окружающей среды: взаимодействие технологических процессов и природных процессов осуществляется путем влияния или воздействия.

Под влиянием понимается взаимодействие технических и природных процессов, когда в экосистеме происходят изменения, не превышающие предельно-допустимых значений, т.е. значений, при которых происходит в природной системе нарушение функциональных связей, но вследствие изменения этих функциональных связей не происходит коренной структурной перестройки природных систем. Т. о., если в экосистеме наблюдается применение количественного характера, то говорится о явлении техногенных процессов на природные процессы. Оценка этих изменений при влиянии техн. процессов на прир. систему производится путем сравнения количественных и качественных показателей, характеристик изучаемой экосистемы с фоновыми значениями прир. частей, т.е. характеристики и показатели э/с вне зоны антропогенного воздействия.

Другая форма взаимодействия технических и природных процессов – воздействие. Это такое взаимодействие технич. и прир. процессов, при котором в экосистеме происходят изменения, превышающие предельно-допустимые значения, т.е. изменения, носящие качественный характер, когда идет структурная перестройка э/с.

Для характеристики технологического воздействия на экосистему используют три показателя:

1. Интенсивность воздействия – характеризует величину нарушения или загрязнения в единицу времени. Для загрязнений интенсивность воздействия измеряется в [г/сек], [кг/час], [т/год]. Для нарушения единицами измерения являются [м2/сек], [га/год]. Именно этим показателем нормируются выбросы предприятий в воздушный бассейн или сбросы в водную среду, а также площади нарушения земель. (Абсолютная величина).

2. Степень воздействия технологических процессов на экосистемы характеризует относительную величину поступления загрязняющих веществ в природную систему от общего объема выделившихся веществ или выброса, или сброса, а также нарушенность основного компонента экосистемы от общей его площади или количества. Степень воздействия определяется в процентах и используется, например, при оценке или планировки эффективности работы очистных сооружений, а также для оценки рекультивации земель.

3. Опасность воздействия технологического процесса на экосистему характеризует в относительных единицах соотношение между реальной (фактической) интенсивностью воздействия и нормативной, т.е.j=Ci/ПДЗi≥1, где Ci – интенсивность воздействия, ПДЗi – предельно допустимое значение i-го вещества. Если j≥1 – существует опасность воздействия того или иного технологического процесса на экосистему. Если j<1 – считается, что технологический процесс не воздействует на экосистему. В качестве нормативов используются разработанные предельно допустимые величины – предельно допустимый выброс (ПДВ), предельно допустимый сброс (ПДС), предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимая нагрузка (ПДН) и временно согласованный выброс (ВСВ).
Показатели качества среды можно подразделить на:

1. Санитарно-гигиенические (предельно допустимые, средние, максимальные фактические концентрации вредных веществ в воздухе, водных объектах, почве, продуктах питания);

2. Количественные и объемные (фактический, предельно-допустимый, временно-согласованный лимитный выброс, сброс и размещение отходов или отходящие, поступающие на очистку, уловленные, утилизируемые, выбрасываемые вредные вещества);

3. Приведенные по агрессивности вредные вещества;

4. Относительные удельные показатели, как вторичные, производные от вышеназванных (эффективности и степень очистки, показатели, характеризующие структуру и динамику выбросов вредных веществ в окружающую среду, интенсивность использования природных ресурсов, степень воздействия на окружающую среду).

Основными требованиями к показателям, характеризующим устойчивость (экологичность) развития, являются реалистичность, восприимчивость к изменениям, предсказуемость, сравнимость, экономическая эффективность, доступность и адекватность данных, понятность.

Основной величиной экологического нормирования содержания вредных химических веществ в компонентах природной среды в настоящее время является предельно допустимая концентрация (ПДК). ПДК можно определить как максимальную концентрацию примеси, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В соответствии с законом к ним относятся:

1) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окр.среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;


Применение различных методов анализа экологического риска на этапах жизненного цикла предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.