Речежанровые особенности Твиттера.
Речевая и жанровая (речежанровая) структура интернет-коммуникации иинтернет-дискурса является актуальной темой исследований для современной интернет-лингвистики. За последнее пятилетие был опубликован ряд интересных работ таких ученых какВ.В. Дементьева[15], Е.И. Горошко[16], Н.Б. Рогачевой[17], Г.Н. Трофимовой[18],Е.А.Штифель, И.Е. Дубчак и др.[19] Можно уверенно говорить о формировании нового научного направления – Интернет-жанроведения.
Изучению классических речевых жанров в современной лингвистике уделено немало внимания. Большинство исследователей в своих работах используют в качестве отправной точки исследования д.ф.н. Михаила Михайловича Бахтина в области теории речевых жанров. Именно М.М. Бахтин вписал новую страницу в историю отечественной и мировой лингвистики и дал толчок к дальнейшему развитию и изучению современногожанроведения. Теория речевых актов активно развивается последние два десятилетия вследствие чего, лингвистическое изучение жанров опирается на более или менее разработанную методологию и терминологию теории речевых актов. В последнее время все большее внимание исследователей обращено к проблеме описания новых сфер общения – интернет-коммуникации – и форм ее представления – интернет-жанров. Теория речевых жанров, предложенная М.М. Бахтиным обретает новое содержание в связи с развитием целого ряда Интернет-технологий.
Признаки речевого жанра введенные Бахтиным являются базовыми и лежат в основе различных теорий и систем классификаций. На их основе разрабатываются новые научные подходы для изучении жанров, которые образуются в интернет-среде в результате изменения, совершенствования и развития средств коммуникации и потребностей коммуникантов системы. Также можно говорить о развитии в сети целого ряда производных жанров, на что указывают исследователи в работах посвященных данной области. Ряд проблема связанных с описанием и классификацией речевых жанров на сегодняшний день окончательно не решен.Сама проблема жанров, которые функционируют и развиваются в социальном пространстве Интернета, достаточно сложна. Границы между жанрами размыты и куда более подвижны, чем в реальной коммуникации.
Это обуславливается целым рядом факторов:
1. Незавершенность и непрерывность процессов формирования жанров;
2. Ряд специфических условий отличающих интернет-коммуникацию отр еальной коммуникации;
3. Непрерывное и стремительное развитие интернет-технологий.
Все это вызывает бесчисленное количество преобразований и изменений в коммуникативном пространстве Интернета. Интернет-жанры появляются, формируются, видоизменяются, а иногда и исчезают намного быстрее, чем в реальной коммуникации "лицом-к-лицу" (англ.: face-to-face (FtF)). В принципе если пытаться каким-либо образом классифицировать жанры, которые "работают" в интернет-коммуникации, то удобнее всего взять в качестве критерия классификации степень "влияния технологий".
Стоит отметить, что существует достаточно большое число исследований посвященных развитию классификации д.ф.н. М.М.Бахтина, основанной на противопоставлении первичных и вторичных речевых жанров.
Однако, если "класссические" формы интернет-коммуникации, такие как веб-сайты, форумы, чаты относительно исследованы и созданы различные системы классификаций и т.п., то новые социальные интернет-системы (социальные сети, интеграция микроблогов в сайты и т.п.) только начинают изучаться. Ряд характерных изменений языка Интернета можно выделить как раз на фоне "классических" сетевых форм. Именно в них наиболее полно реализуются языковые новации. Анализируя и изучая их проще выявить возможные направления и изменения языка Интернета. В заимствованных жанрах сети распознать языковые различия труднее.
Многообразие аспектов изучения Интернет-коммуникации требует развернутой классификации и систематизации. Существует самые разные типы классификаций. Так к.ф.н. Наталья Борисовна Рогачева выделяет три основных направления исследований[20]:
1. Описание особенностей Интернет-общения в целом (в сравнении с непосредственным общением);
2. Изучение различных аспектов Интернет-общения и особенностей функционирования в нем различных языковых средств;
3. Описание и классификация жанров коммуникативного пространства Интернета.
Современные исследователи выделяют ряд основных особенностей общения в сети: анонимность, социальная и коммуникативная активность, стремления к установлению и поддержанию контактов, стремление к нетипичному и ненормативному поведению, влияние механизмов стереотипизации и идентификации[21].Разнообразие используемых терминов, ряд возможных толкований и интерпретаций уже введенных в обращение терминовуказывает на то, что терминологическому аппарату Интернет-жанроведения еще только предстоит сформироваться .Исследователь д.ф.н. Елена Игоревна Горошко указывает также на то, что "остаются до конца нерешенными вопросы о построении системы классификационных критериев для описания всего жанрового разнообразия Сети, отсутствует четкое и непротиворечивое определение того, что, собственно, являет собой дигитальный жанр"[22]. На эту тему существует ряд статей и обзоров, посвященных анализу и классификации Интернет-жанров. Существующие сегодня классификации Интернет-жанров основываются на признаках, аналогичных дляряда жанров традиционных сфер общения.А также учитывает ряд специфических особенностей.В рассматриваемом нами контексте представляется интересным исследование коллектива авторов д.ф.н. Е.И.Горошко и Е.А. Жигалиной"Виртуальное Жанроведение: устоявшееся и спорное"[23].
В статье Н.А. Ахреновой,представлен анализ уже имеющихся на момент исследования классификаций Интернет-жанров[24].
Исследователь В.В. Дементьевв своих работах[25] предлагает воспользоваться концепцией М.М. Бахтина и использовать введенное им понятие вторичного речевого жанра, что позволяет, по его мнению, решить ряд противоречий связанных с формированием концепции виртуального жанроведения.
Условное разделение жанров виртуальной коммуникации на канонические и неканонические предлагает исследователь А.А. Селютин:
Так к каноническим жанром относится те,"которые уже нашли свое применение в литературе, лингвистике или культуре. <…>.
К неканоническим жанрам автор предлагает отнести то, что не может существовать вне сети: чат, форум, социальные сети, электронную почту и т.п.[26]
Идею этого исследования развивает Н.Б. Рогачева. В своих работах она выделяет три основных подхода к пониманию речежанровой вторичности:
1. Вторичные РЖ онтологически производны от первичных и отличаются от них сферой функционирования или стилистической обработкой (Н.В. Орлова, Р.М. Байрамуков);
2. Первичные и вторичные РЖ представляют собой разные уровни абстракции текстовой деятельности (А.Г. Баранов, М.Ю. Федосюк);
3. Вторичные РЖ являются типами диалогических текстов, а первичные – их структурными элементами (И.Н. Борисова, С. Гайда)[27].
Исследователь Н.Б.Рогачева противопоставляет Интернет-коммуникации диахроническую речежанровую вторичность. Диахроническая вторичность предполагает хронологическую последовательность во времени между первичными и вторичными жанрами.
Синхроническая вторичность, предполагает различия между первичными и вторичными жанрами не в историческом, а в структурном аспекте. Диахроническая вторичность представлена противопоставлением речевых и риторических, выучиваемых и невыучиваемых жанров, жанров верхнего и нижнего уровней текстовой деятельности, а также прямых и косвенных жанров.
Синхроническая вторичность представлена противопоставлением монологической и диалогической форм речи, жанров и жанровых явлений разных уровней абстракции текстовой деятельности (речевой жанр, субжанр, гипержанр, речевой акт, (внутрижанровая) речевая стратегия, текстотип и т.д.). Вторичные речевые жанры интернет-коммуникации (блог, форум, чат) противопоставлены первичным речевым жанрам непосредственной и любой другой не интернет-коммуникации по структурным параметрам: наличие элементов диалогичности; репертуар используемых речевых ходов / субжанров; использование сокращенного или развернутого кода; тематическое разнообразие и характер связей между темами; степень креативности или стереотипности текста, морфологические (частеречные) показатели[28].
Таким образом, при изучении Интернет-коммуникации представляется оправданным использование понятия вторичного РЖ как синтетического производного явления, природа которого обусловлена сложными связями с традиционными жанрами.
Еще одна классификация Интернет-жанров построена на основе противопоставления таких критериев как синхронность и асинхронность[29].Асинхронный Интернет-дискурс принято считать таким жанром дискурса, каналом коммуникации которого является Интернет, и который характеризуется ограниченностью в средствах выражения, замещенным характером общения, эмоциональностью, анонимностью, дистантностью, раскрепощённостью, гипертекстуальностью, интерактивностью, добровольностью контактов и т.д. К данным жанрам можно отнести любые тексты, созданные с помощью систем, позволяющих асинхронно общаться в Интернете, к которым относятся Интернет-форумы, живые журналы, блоги, системы обмена сообщениями в социальных сетях, а также общение в комментариях на сайтах любой тематики, то есть так называемые жанры Web 2.0.
В первой главе моей работы в общих чертах рассмотрена специфика Твиттера как социального сервиса и его жанровые особенности. Твиттер относится к вторичному речевому жанру, является синтетическим производным явлением, природа которого обусловлена сложными связями с традиционными жанрами, в частности с жанрами Web 2.0, все признаки которых присутствуют в числе основных характеристик Твиттера. В качестве жанрообразующми особенностей Твиттера в моей работе выделены: ограничение объема передаваемой информации, возможность теггинга с помощью хэштегов, интегрированность в другие сервисы Web 2.0., возможность оперативного распространения опубликованной информации путем "ретвитов"/"перепостов". Рассмотрено практическое применение Твиттера как для прикладных целей (анализа общественных явлений, политических ситуаций), так и собственно лингвистических, связанных с изучением активных процессов в современном русском языке. Необходимо дальнейшее изучения русскоязычного Твиттера и других социальных ресурсов как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, для изучений изменений происходящих в русском языке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|