Описания социальных систем и теория общества как социальной системы.
Все социальные системы сложились исторически в процессе объединения людей на основе конкретного способа производства, общих черт условий жизни, жизнедеятельности, отличающих их от других людей, которые взаимосвязаны с производственными отношениями. Производственными отношениями в обществе считать только отношения людей в процессе производства материальных благ было бы ошибкой. В обществе существует отлаженные, нормированные и постоянно идущие и непрекращающиеся процессы воспроизводства людей от рождения до их социализации посредством обучения, воспитания и т.д., процессы воспроизводства властных, управляющих, регулирующих отношения как внутри государства так и внутри гражданского общества, процессы воспроизводства системы ценностей и норм морали, законов понятий и критериев красоты и прекрасного и т.п. Таким образом, производственные отношения бывают: экономические - производства благ; социальные - производства связей между людьми, социальными общностями; политические - производства управления, регулирования общественными отношениями; духовные - производства ценностей и обеспечения преемственности в развитии
Общественные отношения в своем становлении и развитии проходят стадии
производства,
организации,
институализации, а затем
воспроизводства в новом качестве.
Для того, чтобы отношения произвелись, необходим контакт, взаимодействие между людьми, их различными объединениями, чтобы было возможно зафиксировать в сравнении отличительные черты друг друга, например, белая раса должна была вступить в контакт с представителями черной расы, чтобы увидеть неравенство людей по цвету кожи; русские должны были встретится с англичанами, чтобы зафиксировать отличия русского и английского языка и т.д. (рис. 8).
Рис. 8. Социальная сфера жизни общества
Производство отношений может быть не только на основе непосредственных контактов, но и на основе опосредованных, бурное развитие которым дало развитие науки и технических средств коммуникации - телевидение, радио, интернет и т.п. Производство общественных отношений это процесс формирования новых связей между людьми и их различными объединениями.
Произведенные общественные отношения всегда стремятся принять упорядоченный вид. В истории обществ это выражается в направленности отношений: сотрудничество, кооперация и т.д., то есть мирное взаимодействие оценивается положительным, а конфронтация, конфликт, война и т.п., то есть агрессивное взаимодействие оценивается отрицательным. Организация общественных отношений это процесс упорядочения связей между людьми и их различными объединениями.
Организованные общественные отношения всегда стремятся к закреплению, к нормированию, то есть закреплению в нормах морали (нравственности), законах государства, законах взаимоотношений различных социальных систем, например, нормирование отношений в семье как на основе морали, так и на основе государственного права; кодекс поведения на дуэли; правила ведения войн; правила поведения за столом; правила ведения международных переговоров и т.п.Процесс закрепления отношений в нормах морали, законах государства, в законах взаимодействия различных социальных систем есть институализация общественных отношений.
В развитии общественных систем постоянно осуществляется отбор, сохранение и передача из поколения в поколение существующих организованных и институализированных общественных отношений наряду с производством новых, например, правила отношения к старшим поколениям, детям, женщине передаются из поколения в поколение; нормы отношения к преступникам; организация государственного устройства и т.п. Социальное воспроизводство это процесс отбора, сохранения и передачи образцов общественных отношений от поколения к поколению наряду с производством новых.
Таким образом, социальная сфера общественной жизни это сфера деятельности людей, в которой они воспроизводят между собой, социальными общностями, группами отношения (связи). Ее основными областями являются: социально-экономическая - производство отношений между людьми, социальными общностями и группами для воспроизводства благ и ценностей;
социально-политическая - область согласования (синхронизации) и закрепления отношений между личностями, социальными общностями и группами для управления социальными процессами;
социальная - производство и воспроизводство отношений существования и развития личности, социальных общностей и групп, общества;
духовная (социокультурная) - отбор, хранение и передача ценностей (благ, имеющих положительное значение, и социокультурных образцов) существования и развития личности и общества.
Основная функция социальной сферы жизни общества - это воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека. На основе ее реализации в обществе формируются гражданские формы общественного сознания как совокупность идей, взглядов, теорий, настроений и чувств об обществе в целом, социальных общностях и группах, о человеке в обществе. В процессе исторического развития человеческого общества сформировались следующие основные социальные системы:
Демографическая система: на основе половых и возрастных различий (женщины, мужчины, трудоспособное население, дети, старики, инвалиды, возраст взросления, возраст вступления в брак пенсионный возраст и т.п.);
Этническая система: расы (белая, черная, желтая), нации (как правило формировались на основе существующей или существовавшей государственности, например, французы, русские и т.д.) и т.п.;
Территориальная система: поселение (вообще - человечество на земле, город, село и т.п.); регион (часть света - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия; географическая часть земной поверхности - Сибирь, Черноземье, Нечерноземье и т.д.); государственная территория (Россия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия и т.д.); государственно-административное деление территории (штаты в США, области, республики, края в современной России, земли в Германии и т.д.); производственные территории (промышленные и сельскохозяйственные районы) и т.п.;
Социально-экономическая система: производственная система (экономика страны, союза государств, транснациональные корпорации, объединения производителей и потребителей и т.д.), система обращения продуктов труда (рынок, распределение) и т.п.;
Стратификационная или классовая система определяется исторически сложившейся упорядоченной и устойчивой системой расслоения общества на основе различий между людьми, порождающими их социальное неравенство (дворянство, помещики, буржуа, рабочие, крестьяне и т.п.);
Профессиональная система определяется углублением общественного разделения труда и возрастанием роли кооперации в процессе общественного производства (профессиональные союзы, производственные коллективы, конкретные профессии и специальности и т.п.);
Социально-политическая система определяется целенаправленным регулированием общественных отношений. Когда возникает необходимость целенаправленно “отрегулировать” отношения между людьми:
в процессе производства, определиться с очередностью производства и потребления благ и т.п. мы говорим об экономической политике;
в процессе обучения новых поколений - о политике в сфере образования;
в процессе реализации научных открытий и внедрения новой техники - соответственно о научной и технической политике;
в процессе воспроизводства вооруженной защиты общества - о военной политике и т.д.;
когда говорим о позиции государства в процессе регулирования общественных отношений возникает понятие государственной политики и т.д. (государство, политическая партия, союз государств и т.п.);
Социокультурная система характеризуется процессом отбора, сохранения и передачи образцов человеческой деятельности (цивилизация, культура, искусство и т.п.).
Рассматривая основные социальные системы, методологически очень важно понять и запомнить:
что конкретно существующие люди в конкретно-историческое время включены во все вышеперечисленные системы одновременно(например, конкретная личность одновременно включена во все вышеперечисленныесистемы: как русский человек она проживает на территории России и принадлежит к белой расе, русским, русской культуре, является представителем мужского или женского пола, конкретного возраста, но при этом она включена в конкретно-исторический способ производства, обладает конкретными навыками и умениями, определяющими ее профессиональное место в общественной организации труда, предписанным или приобретенным социальным положением в существующем стратификационном расслоении).
В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.
Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры.
Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии под системойпонимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.
Общество – это объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля за членами данного общества. Социальными потребностями, т.к. физиологические потребности человек может удовлетворить и в малой группе или даже оставаясь в одиночестве, например, на необитаемом острове. А вот удовлетворение социальных потребностей, сущность которых можно выразить в двух словах как потребность самореализации личности, вне общества удовлетворить невозможно. Кроме того, именно в ходе реализации социальных потребностей раскрывается индивидуальность каждой личности.
Социальный контроль – это целенаправленное воздействие на личность со стороны общества с целью достижения общепринятого порядка.
Общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.
Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальная структура - это сложное взаиморасположение устойчиво связанных элементов в социальной системе.
Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.
Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие и стабильность элементов внутри структуры.
Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемамиявляются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.
В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).
Если судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и отношений между индивидуумами, то, как правило, совокупность таких связей накладывается на государственно-территориальные единицы.
Первым признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая характеристика общества. Но нельзя смотреть на социальные структуры, как на нечто раз и навсегда данное. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения.
Третья отличительная черта общества — его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.
Четвертая черта — большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.
Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.
Несколько другое определение дает Марш, определяя следующие условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
* постоянная территория;
* пополнение общества, главным образом, благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
* развитая культура — модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
* политическая независимость — общество не является субсистемой (элементом) какой-либо другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.
Рассмотрение общества как системы различается в работах разных социологов. Главная причина — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.
Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н. Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это.
Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).
Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).
Г. Ленски и Дж. Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.
Г. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные.
Таким образом, считал Г.Спенсер,«естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции и в результате усугубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).
Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена общества и его изучения. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы.
В современной социологии наиболее полную теорию общества как социальной системы разработал американский социолог Т. Парсонс. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Он считает, что система может функционировать только при выполнении следующих функций:
* должна обладать способностью к адаптации, т.е. приспосабливаться к меняющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы (экономика);
* должна быть способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения (политика);
* должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе (родство);
* должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений (культура).
Определив основные функции, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.
Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.
В отечественной социологии принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную,регламентирующую потребление и распределение всех благ; и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.
К.Маркс отдавал предпочтение экономической системе как определяющей. Согласно его взглядам, именно способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако революция 1917 года стала не итогом, а началом изменения экономического базиса в России. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.
Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.
Сторонники культурного детерминализма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.
При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своей функции.
Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику ее основополагающих причин, Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости в единстве общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма.
Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.
Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.
На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.
Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.
Не смотря на то, что в современной социологии пока не определены однозначно факторы устойчивости общества, большинство социологов склонны считать наиболее удачной теорию современных функционалистов — Т. Парсонса, Р. Мертона и К. Девиса, которые выступают последователями Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.
Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.
1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.
2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.
3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются или укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды и поведения, однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.
4. Нормальным считается, если изменения имеют постепенный, а не революционный характер.
5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.
Эта система ценностей представляет собой наиболее устойчивый остов общественной системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|