Сделай Сам Свою Работу на 5

Концептуальные основания социологического марксизма.





Социологический марксизм: концептуальные основания

Смысл сложных научных теорий часто передают простые концептуальные фразы, образующие основополагающее ядро теории. Так, ядро биологической теории эволюции Дарвина это идея "естественного отбора" и положение о том, что "биологическая эволюция в целом объяснима естественным отбором путем способности к воспроизводству". Конечно, современная эволюционная биология содержит много других идей и сложных положений. Никто не станет сводить ее к простому ядру ... Каково же ядро социологического марксизма? Мы считаем, что центральной идеей социологического марксизма являются класс и эксплуатация, а также сопровождающее его положение: "дилеммы и динамика воспроизводства и трансформаций капиталистических институтов в целом объяснимы через понятие класс". ... Это не значит, что воспроизводство и трансформацию капитализма можно свести к классу. Есть много сложных ситуаций, где играют важную роль иные каузальные процессы. Мы скорее утверждаем, что класс и эксплуатация означают нижний уровень социологического марксизма, придающий стройность его объяснительной логике. В данном разделе мы представим основания нашего утверждения по поводу теории противоречий в воспроизводстве капиталистических общественных отношений. Мы системно изложим идею класса как собственно эксплуатации. Мы разъясним шесть концептуальных проблем: 1. Концепт производственных социальных отношений; 2. концепт социальных отношений на производстве; 3. идею класса как специфичной формы производственных отношений; 4. проблему форм варьирования классовых отношений; 5. эксплуатацию и господство как главные процессы классовых отношений; 6. концептуальный сдвиг от абстрактного анализа классовых отношений к конкретному



анализу классовой структуры.

От теории классовых отношений к конкретным классовым структурам.

От абстрактных классовых отношений к конкретным классовым структурам. Выше мы

обсуждали идею классовых отношений, определяя ее на очень высоком уровне абстракции: отношения целиком полярны между эксплуататорами и эксплуатируемыми, теми, кто господствует, и теми, кто подчинен. Реальные классовые структуры, в которых люди живут и работают, гораздо сложнее во многих отношениях:



- Сосуществуют разные формы эксплуатации. Реальная классовая структура может сочетать элементы капиталистических отношений, феодальных связей, даже форм посткапиталистических производственных отношений.

- Эксплуатация и господство совпадают не полностью: например, менеджеры могут командовать рабочими, но их эксплуатируют капиталисты.

- Права и власть рабочих по отношению к производственным отношениям не полностью

поляризованы. Разные государственные нормы могут лишить капиталистов возможности

неограниченно использовать права и власть при использовании своих средств производства.

Институциональные формы - рабочие комитеты, со-участие работников - могут дать рабочим надежные права и силу в организации производства.

- Люди могут иметь разные, часто нестандартные связи с производством. Простые работники на работе у капиталистов могут иметь акции или своих компаний (например, программы акций в собственности персонала) или вне их. В семьях могут быть лица, занимающие разное положение в производственных отношениях, что косвенно связывает очень по-разному каждого с классовой структурой.

Теория фреймов И. Гофмана.

Согласно сформулированному И. Гофманом тезису об изоморфизме наблюдения и наблюдаемого, фрейм представляет собой матрицу свершающихся в пространстве и времени событий и, одновременно, схему их интерпретации наблюдателем.

Фрейм— понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как—социология,психология,коммуникация,кибернетика,лингвистика) означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Другими словами — фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации.Фрейм — это метакоммуникативное определение ситуации, основанное на управляющих событиями принципах организации и вовлечённости в события



СогласноЭрвингу Гоффману, фрейм — это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем — смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и не вербальным).Фрейм у Э. Гоффмана — это «способность практического сознания „собирать“ мир в организованное целое без участия дискурсивного контроля», это вид процедурного знания — «знание как»или последовательность действий, описывающих какой-либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект. Аналитик Э. Гоффмана Мэнинг подчёркивает, что фрейм — это «разбор наличных целостностей (социальных, культурных) и затем сборка структур как совокупности взаимодействующих элементов»[. Кроме того, фрейм, согласно Э. Гоффману,— это «определённая перспектива восприятия, создающая формальное определение ситуации»

Понятие первичных систем фреймов и их перенастройки в теории фреймов.

Когда в нашем западном обществе человек распознает какое-либо конкретное событие, во всех случаях он вкладывает в свое восприятие одну или несколько систем фреймов или схем интерпретации, которые можно назвать первичными.

Первичные системы фреймов различаются по степени ор­ганизации. Некоторые из них представляют собой хорошо раз­работанную систему учреждений, постулатов и правил, другие -их большинство - не имеют, на первый взгляд, отчетливо вы­раженной формы и задают лишь самое общее понимание, опре­деленный подход, перспективу. Однако независимо от степени своей структурной оформленное™ первичная система фреймов позволяет локализовать, воспринимать, определять практически бесконечное количество единичных событий и присваивать им наименования

И. Гофман о смещении актуальной интеракции к определяющему её фрейму.

Несмотря на структурный подход, наиболее интересные достижения Гофмана лежат в сфере интеракции. Он утверждал, что, поскольку люди в представлениях на авансцене обычно1 пытаются представить идеализированную картину самих себя, они неизбежно понимают, что должны в своих представлениях что-то скрывать. Во-первых, исполнители, возможно, захотят скрыть тайные удовольствия (например, употребление алкоголя), присутствовавшие в предшествующем выступлению времени или в прошлом (как, например наркоманы), несовместимые с их текущим представлением. Во-вторых, исполнители, вероятно, захотят скрыть ошибки, которые были допущены при подготовке представления, а также предпринимаемые шаги по их исправлению. Например, таксист, возможно, постарается утаить, что сначала поехал в неверном направлении. В-третьих, исполнители могут обнаружить необходимость показывать лишь конечные продукты и скрывать процесс, включенный в их производство. К примеру, профессора могут потратить на подготовку к лекции несколько часов, но они, вероятно, будут иметь желание вести себя так, как будто всегда знали материал. В-четвертых, для исполнителей может быть необходимо скрыть от аудитории, какая «грязная работа» была проведена при создании конечного продукта. Грязная работа может включать в себя задачи; которые «были физически нечистоплотными, полулегальными, жестокими и как-то иначе предосудительными» (Сопгпап, 1959, р. 44). В-пятых, играя определенную роль, исполнители, возможно, пожертвуют какими-либо другими нормами. Наконец, исполнители, вероятно, считают необходимым скрывать любые оскорбления, унижения и сделки, предпринятые, чтобы представление могло продолжаться. В общем, корыстный интерес исполнителей состоит в сокрытии от своей публики всех фактов подобного рода.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.