Сделай Сам Свою Работу на 5

Диалектическая теория социальных конфликтов о необходимых для их характеристик основных переменных.





Теория социального конфликта – это направление социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф(р.1929) утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.
Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. В своих исследованиях Дарендорф пришел к выводу, что «конфликт» не выступает в роли гаранта политической свободы. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени ее открытости
Согласно американскому социологу Льюису Козеру(р.1913), конфликт является важнейшим элементом социального действия. Существуют условия, при которых даже открытый конфликт может способствовать усилению интеграции социального целого. Козер определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников. В своих работах Козер сформулировал основные позитивные функции конфликта, а также переменных, определяющих его динамику, в том числе «реалистического» и «нереалистического» типов конфликт



Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода».
Р. Дарендорф вторил Зиммелю и Козеру, утверждая «политику свободы политикой жизни с конфликтом». Повсеместно распространена оценка Р. Дарендорфа как представителя диалектической теории конфликта в духе традиций диалектического подхода К. Маркса. В постиндустриальном обществе основное противоречие социальной системе перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений собственности в область отношений господства-подчинения и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти.
Он определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.
Первый этап связан с возникновением каузального фона латентных, но реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.
Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.
Для проявления конфликтов необходимо выполнение определенных условий:
- технических (личные, идеологические, материальные);
- социальных (систематическое рекрутирование, коммуникация);
- политических (свобода коалиции).
Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.
Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом – беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драки, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т. д.
Переменная интенсивность относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правили, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.





26.Интегральная теория социальных конфликтов Р. Коллинза. !(Из лекции)

1975 год выходит книга социальный конфликт. В которой автор говорит что люди живут в сконструированном ими субъективном мире. И у каждого субъекта свой мир. Это конструирование ведет к стратификационной дифференциации. Так как один сконструированный мир может давать определенные преимущества над др. сконструированными мирами речь идет о властном отношении (вопрос так же поднимался у Вебера) Возможность конструировать миры и эти миры могут пересекаться. На основе этих принципов он создает стратификационную теорию конфликтов. 5 принципов: 1.Ресурсы 2.Учитывание убеждений и вероисповеданий 3.Связь с накоплением опыта 4.Роль 5.Власть

(Не из лекции) Теории государства и легитимности. Теория геополитической динамики. Теория солидарности и ритуала. Социологическая теория эмоций. Теория власти и собственности. Теория рынков. Геополитическая теория этничности. Теория революций и государственного распада. Теория интерактивных ритуалов. Теория интеллектуальных сетей. Теория насилия.

Наиболее плодотворная традиция, объясняющая теорию конфликта — это традиция, идущая от Н. Макиавелли и Т. Гоббса до К. Маркса и М. Вебера. Если мы отделим ее основные положения о причинах конфликта от несвязанных с ней политических и философских доктрин, то она выглядит следующим образом.

Н. Макиавелли и Т. Гоббс заложили начала основного постулата циничного реализма в подходе к человеческому обществу. Поведение индивида объясняется в терминах собственного интереса в материальном мире угроз и насилия. Общественный порядок, в связи с этим, рассматривается как базирующийся на организованном принуждении. Существует идеологическая сфера верований (религия, закон) и находящийся ниже мир борьбы за власть; идея и мораль не первичны по отношению к взаимодействиям, они создаются обществом и служат интересам сторон конфликта.

К. Маркс добавил более определенные линии деления по Противоборствующим интересам и обозначил материальные условия, которые мобилизуют частные интересы на действия и делают возможным выражение своих идей ...

Для теории конфликта базовым положением является то, что человеческие существа — это общественные и подверженные конфликтам животные. Почему существует конфликт? Прежде всего, конфликт существует потому, что насильственное принуждение всегда является потенциальным ресурсом в действиях с нулевым результатом. Это ничего не говорит о неизбежности мотивов доминирования; мы знаем твердо, что подверженность принуждению, это, по своей сущности, неприятный опыт, и, следовательно, любое использование принуждения, даже незначительным меньшинством, приводит к конфликту в форме антагонизма для тех, над кем доминируют. К этому факту добавим, что власть принуждения, особенно представленная государством, может привести к экономическим благам и эмоциональному вознаграждению (и не дать их другим), и мы можем увидеть, что доступность принуждения как ресурса приводит к конфликтам во всем обществе. Одновременное существование эмоциональной основы для солидарности, которая, как подчеркнул М. Вебер, может быть основой для сотрудничества, только добавляет к различиям между группами и тактическими ресурсами, используемыми в этих конфликтах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.