Методы исследования информационных потоков
Целью исследования потоков информации является изучение и формализация информационных процессов, документопотоков, т.е. инфраструктуры системы управления компанией. В настоящее время имеются регламентирующие документы в области документооборота на предприятиях (ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", ГОСТ Р ИСО 15489-1 -2007 "Управление документами. Общие требования", ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"). Тем не менее, на каждом предриятии реализация документооборота имеет свою специфику. Вследствие этого при исследовании систем управления часто требуется исследовать и информационные потоки предприятия.
Рассмотрим функции делопроизводства. Служебные документы подготавливают в тех случаях, когда их содержанию необходимо придать определенную юридическую силу, или когда вопрос нельзя решить путем личного контакта или по телефону.
Основными участниками любого делопроизводства являются:
• руководители (руководители высшего звена управления – первые руководители, заместители и т.п.), обычно у каждого руководителя есть секретарь-делопроизводитель;
• заведующие делопроизводством подразделений;
• руководители-исполнители (руководители подразделений – начальники отделов, секторов, которые ответственны за исполнение), у некоторых из них есть секретари-делопроизводители;
• непосредственно исполнители;
• канцелярия;
• курьеры (обычно входят в одно из подразделений канцелярии);
• машбюро;
• архив.
Функции участников процесса делопроизводства меняются и количественно и качественно в зависимости от того, автоматизирован процесс или нет, а также от подхода к автоматизации. Функции участников показаны в таблице.
|
|
|
|
|
| | Таблица 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Участники
| Условное обозначение
| Функции
|
|
|
| | делопроизводства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Руководители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1)Формулировка поручений
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2)Содержательный контроль результатов
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Руководители-исполнители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1)Исполнительские:
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| содержательное
| исполнение
| поручений, подготовка
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| документа-результата;
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2)Руководство: формулирование поручений, содержательный
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контроль результатов
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Заведующие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1)Регистрация документов и поручений
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | делопроизводством
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2)Формальный контроль
|
|
| | (контролеры)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Исполнители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1)Содержательное исполнение поручения
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2)Подготовка документа-результата
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Канцелярия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1)Прием и регистрация внешних и внутренних важных
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| документов
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2)Управление и формальный контроль за прохождением и
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| исполнением документов, выдача информации в форме
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| справок, сводок
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Курьеры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доставка документов и поручений
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Машбюро
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Набор текста документов
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Архив
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регистрация и хранение документов
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ответственность за правильную организацию и состояние делопроизводства несет директор, канцелярия и руководители структурных подразделений.
Выделим существенные элементы процесса обработки документов.
1. Формальная работа с документом:
• прием входящей корреспонденции;
• регистрация документов, резолюций, результатов исполнения;
• перенаправление бумажных документов;
• поиск;
• контроль сроков исполнения;
• формирование дел.
• Содержательная работа: рассмотреть документ;
• дать резолюцию, принять результат исполнения;
• исполнить резолюцию, подготовить проект документа-результата;
• согласовать и подписать документ.
3. Архивное хранение.
Формальная работа с документами проводится в канцелярии, в подразделениях заведующими делопроизводством. Содержательная работа производится руководителями, руководителями-исполнителями и ответственными исполнителями.
Документы можно разделить на две группы: важные и обычные. Важными документами считаются распоряжения руководства организации и документы из вышестоящих организаций. Обычными считаются все остальные документы.
Жизненный цикл документа начинается с его подготовки, затем следует печать текста документа на бумагу (эта часть цикла повторяется несколько раз до создания чистового варианта). Далее документ регистрируется секретарем-делопроизводстелем руководителя , подписавшего документ. На рис. 2 показан жизненный цикл документа в бумажном общепринятом делопроизводстве.

Рис. 2. Жизненный цикл документа.
Если документ важный , то его направляют прямо к исполнителям через канцелярию, где документ регистрируется вновь. Если документ обычный, то его направляют прямо к руководителям-исполнителям.
Регистрация документа повторяется в каждом новом подразделении - документ должен оставить «след», позволяющий при необходимости определить его местонахождение. По мере движения, документ дополняется визами, резолюциями, поручениями, появляются приложения к документу.
Жизненный цикл документа оканчивается в архиве - документ подшивается в дело и сдается в архив. Во время движения документов по организации необходимо осуществлять формальный контроль - контроль за сроками нахождения документа у всех исполнителей, обеспечение сохранности документа и своевременной доставки.
Содержательный контроль за исполнением документа и поручений осуществляют руководители, выдавшие эти поручения. Схема движения документов в общепринятом делопроизводстве показана на Рис.3.

Рис. 3. Движение документов.
Традиционно существующее на предприятии делопроизводство имеет ряд важных особенностей и недостатков.
1. Движение важных внутренних документов и входящих документов постоянно контролируется канцелярией - тип движения «Звезда». Канцелярия регистрирует эти документы, осуществляет формальный контроль, передает эти документы между исполнителями через курьеров, выдает справки по этим документам. Канцелярия имеет полную информацию о прохождении документа и текущем местонахождении. Таких документов в организации приблизительно 15-20%, но нагрузка на канцелярию
и курьеров имеет пиковый характер, поэтому возможны ситуации, когда канцелярия не справляется с потоком документов.
2. Движение обычных документов происходит, минуя канцелярию - «линейный» тип движения, поэтому невозможно быстро определить, где находится документ в настоящее время, в каких подразделениях документ уже был. Количество обычных документов составляет в среднем 80-85% от общего документооборота. Именно в этих документах отображается информация о внутренних проблемах
организации , именно эти документы отражают внутреннюю картину организации, что важно для управления. Эта информация нигде не отображается.
3. Документы при движении от руководителя к исполнителю, между исполнителями многократно регистрируются секретарями-делопроизводителями - документ должен оставить «след». Информация, которую регистрируют, обычно ограничивается номером документа, датой прибытия и убытия и фамилией исполнителя.
4. Канцелярия занимает центральное место в делопроизводстве организации. Сотрудники канцелярии и секретари-делопроизводители являются незаменимыми людьми, единственными, кто владеет всей информацией о документе. Здесь важную роль играет человеческий фактор. Делопроизводство напрямую зависит от аккуратности этих сотрудников. Вообще наличие высоких пиковых нагрузок на канцелярию и секретарей-делопроизводителей, нежелательная уникальность специалистов позволяют сделать вывод, что канцелярия является «узким» местом в системе делопроизводства.
Исследования документопотоков проводятся по заранее разработанной программе.В программеуказывается, что и в какой последовательности необходимо выполнить. Приведем основные черты такой программы.
При изучении форм документов, техники их заполнения и обработки выделяется примерный перечень вопросов:
• назначение документа;
• количество одновременно выписываемых экземпляров;
• наименование обязательных реквизитов и показателей документов;
• кем заполняются реквизиты и их показатели;
• правила формирования показателей;
• значимость каждого показателя;
• периодичность составления документов;
• частота разработки показателей.
Одновременно с изучением потоков документов целесообразно включать вопросы, которые помогут выяснить функции, выполняемые конкретными подразделениями органа управления.
Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие процессы производственно-хозяйственной деятельности и управленческих работ, а также связанные с ними процессы формирования /расчета показателей и документов, маршруты их движения.
Уточняются маршруты движения документов по подразделениям органа управления, начиная с момента их формирования до передачи на хранение или выхода за пределы системы управления.
Для обследования входящих и исходящих документов применимы два основных метода. Метод инвентаризации и метод типических групп.
При методе инвентаризации собираются сведения о всех документах. Это позволяет получить наиболее исчерпывающие сведения о потоках информации. Однако в силу большой трудоемкости метод инвентаризации применяется очень редко.
Для обследования систематизированных массовых и регулярно повторяющихся документов более часто используется метод типических групп, когда регистрации подлежит не каждый документ, а определенный тип однородных документов.
Наиболее распространенным является анализ потоков информации с помощью графического метода.Графический метод используется для описания потоков информации(главным образомдокументопотоков) небольшой размерности на макроуровне, для выявления общей структуры и функций системы управления, а также для совершенствования существующих потоков информации.
Основные элементы потока — документы. Отношение между ними изображаются в виде графической схемы. Процедуры обработки документов записываются в виде кратких пояснений на схеме потока. Система координат графика двумерная. В заголовках столбцов записываются наиме-нования структурных подразделений конкретной организации, в заголовках строк — наименования моментов или промежутков времени. Каждый документ на схеме изображен в виде прямоугольника с указанием номера документа. Стрелка, идущая к документу /от документа, показывает направления движения информации. Под документом даются краткие пояснения:
• какие процедуры осуществляются при обработке документа;
• какая информация из документа используется в данный момент в данном месте;
• как используется эта информация;
• какая информация записывается или изменяется в документе и почему;
• где можно найти подобные пояснения.
Анализ схемы позволяет проследить пути документов, выявить моменты их образования, операции, которые с ними осуществляются, порядок, в котором документы объединяются или расчленяются. В результате анализа такой схемы потока можно выявить:
• объем, характер и сроки выполнения работ для каждого подразделения данной организации;
• излишний контроль за работой;
• полное отсутствие контроля;
• применение различных документов вместо одного, составленного в нескольких экземплярах;
• излишне длительное хранение документов;
• неоправданные задержки в обработке документов, а также излишние передачи документов, вследствие плохого распределения обязанностей между различными подразделениями.
Приведем некоторые фрагменты результатов таких исследований с использованием различных
формализмов.

Рис. 4 Таблица 7.
3.ОПИСАНИЕ ВХОДНЫХ ДАННЫХ
| а. Код источника данных или процесса:
|
| с. Наименование входного документа, описание
| d. Лицо
| | Внешний клиент, ДОР-6М, ДОМ-2М,
|
| его обработки:
| (физическое или
| | b. Код прилагаемого документа
|
| Документ в электронном виде.
| юридическое),
| | не прилагается
|
|
| ответственное за
| |
|
|
| подготовку
| |
|
|
|
| |
|
|
| е Код этапа
| |
|
|
| процесса данных:
| |
|
|
| 1.1, 1.4
| | а. Код источника данных или процесса:
|
| с. Наименование входного документа, описание
| d. Лицо
| | внешний, НП
|
| его обработки:
| (физическое или
| | b. Код прилагаемого документа
|
| Документ на бумажном носителе.
| юридическое),
| | не прилагается
|
|
| ответственное за
| |
|
|
| подготовку
| |
|
|
| документа
| |
|
|
| Внешние
| |
|
|
| организации,
| |
|
|
| клиенты
| |
|
|
| е. Код этапа
| |
|
|
| процесса данных:
| |
|
|
| 1 2
| |
| 4. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
|
| |
|
|
| |
| Объем работы
|
|
| а. Этап №
| b. Подробное описание этапа
|
|
|
|
|
|
|
|
| с. Правовая основа
| |
| Приводится словесное описание этапа в рамках модернизируемого процесса. Описываемый этап
| (Код документа)
| |
| должен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.1
| Прием документов в электронном виде
| осуществляется
| по закрытым каналам электронной
| РВ-1001
|
| |
| связи от других объектов системы или по электронной почте от внешних ведомств и клиентов.
| ВМ-1029
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| требует
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| переработки
| |
|
|
|
|
| | 1.2
| Прием бумажных документов от внешних ведомств и клиентов осуществляется
| по почте или
| РВ-1001 требует
| |
| через курьера
| в соответствии с существующим порядком.
|
|
|
| переработки
| | 1.3
| Поступившие
| бумажные
| документы
| сканируются
| без распознавания.
| Электронный
| требует разработки
| |
| документ представляет собой файл в графическом формате.
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | 1.4
| Поступивший
| документ регистрируется -
| на
| него заводится электронная регистрационная
| требует разработки
| |
| карточка, в которую заносятся все необходимые реквизиты, присваивается входящий номер.
|
|
| |
| На бумажном оригинале проставляется входящий номер - вручную или с помощью печатающего
|
|
| | 1.5
| Сотрудник общего отдела, ответственный
| за
| сортировку
| и распределение документов,
| требует разработки
| |
| передает зарегистрированные документы руководителю организации или, согласно правилам
|
|
| |
| распределения, заместителям
| руководителя
| организации
| и
| руководителям
|
|
| |
| подразделений в соответствии с закрепленными за
| ними обязанностями. Электронные
|
|
| |
| документы отсылаются в почтовые ящики руководителей для
| наложения резолюций.
|
|
| |
| Оригиналы бумажных документов раскладываются по папкам и передаются секретарю
|
|
| |
| руководителя
| организации
| или в соответствующее подразделение-исполнитель
|
|
| |
|
|
| 5. ОПИСАНИЕ ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | а Код этапа, на котором получены выходные данные
|
|
| с. Наименование выходного документа и его
| d.
| Лицо
| | 1.5
|
|
|
|
|
| описание
|
|
|
|
| (физическое или
| | b. Код документа
|
|
|
|
| Зарегистрированный входящий документ в
| юридическое),
| | нет
|
|
|
|
|
| электронном виде.
|
|
| ответственное за
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| подготовку
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| документа
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сотрудник
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| канцелярии (или
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| секретарь)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| e.
| Кому
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| направляется
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (идентификатор
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| пользователя):
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ДОМ 2М
|
| Следующий фрагмент основывается на функциональных (IDEF0) моделях и моделях потоков данных (DFD), созданных в программе BPwin.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | USED AT:
| AUTHOR:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| DATE: 18.03.2007 WORKING
| READER
| DATE CONTEXT:
|
| |
| PROJECT: stom
|
|
|
|
|
|
|
| REV:
| 19.03.2007
| DRAFT
|
| TOP
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| RECOMMENDED
|
|
| |
| NOTES:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| PUBLICATION
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Решения учредителей
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Требования гос. органов
|
|
|
| | Входящие документы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Исходящие документы
|
| | Клиенты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обслуженные клиенты
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Расходные материалы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оказание
|
|
| Платежи, налоги, отчисления
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| стоматологических
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Денежные поступления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| услуг
|
|
|
|
| | Неформализованная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | информация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0р.
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ресурсы
|
|
|
| | NODE:
|
|
|
|
|
| TITLE:
|
|
| Оказание стоматологических услуг
| NUMBER:
|
|
| |
| A 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Рис. 5. Контексная диаграмма IDEF0
|
|
|
|
|
|
| 
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|