Этапы системного исследования
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ.......................................................................................................................................................
|
| 4.1. Статические и динамические системы..............................................................................................
|
| 4.2. Классификация экономических моделей.........................................................................................
|
| 4.3. Обзор экономических моделей............................................................................................................
|
| 4.4. Модели планирования проектов.........................................................................................................
|
| 4.4.1. Представление проекта в виде сети................................................................................................
|
| 4.4.2. Критический путь............................................................................................................................
|
| 4.4.3. Задачи распределения и добавления ресурсов.............................................................................
|
| 4.4.4. Комплексные проекты ..................................................................................................................
|
| 4.4.5. Стохастические подходы .............................................................................................................
|
| 4.4.6. Сетевые графики с работами на дугах ......................................................................................
|
| 4.5. Детерминированные динамические системы...................................................................................
|
| 4.5.1. Основные задачи исследования динамических систем .........................................................
|
| 4.5.2. Элементарные динамические звенья гладких линейных систем.........................................
|
| 4.5.3. Типы соединений звеньев ............................................................................................................
|
| 4.5.4. Преобразование Лапласа и его свойства ..................................................................................
|
| 4.5.5. Передаточная функция и исследование линейных систем ...................................................
|
| 4.5.6. Пример исследование производственной системы ..............................................................
|
| 4.5.7. Дискретные динамические системы........................................................................................
|
| 4.5.8. Макроэкономические циклы и модель Самуэльсона-Хикса.......................................................
|
| 4.6. Стохастические системы....................................................................................................................
|
| 4.6.1. Типы систем массового обслуживания...................................................................................
|
| 4.6.2. Случайные процессы...................................................................................................................
|
| 4.6.3. Эргодичность марковских цепей...................................................................................................
|
| 4.6.4. Однородные процессы рождения и гибели ..................................................................................
|
| 4.6.5. Анализ средних характеристик СМО......................................................................................
|
| 4.6.6. Экспоненциальное распределение и марковские СМО.......................................................
|
| 4.6.7. Анализ характеристик марковских СМО ...............................................................................
|
| ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ .......................................................................................................................
|
| ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................................................
|
| 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ...............................................................................
|
|
|
| 5.1. Задачи принятия решений..............................................................................................................
|
| 5.2. Модели принятия решений в условиях риска и неопределенности...........................................
|
| 5.3. Принятие решений с возможностью экспериментирования.......................................................
|
| 5.4. Объективисты и субъективисты.......................................................................................................
|
| 5.5. Функцияπ- безразличия....................................................................................................................
|
| 5.6. Ожидаемая полезность........................................................................................................................
|
| 5.7. Общая задача распределения риска.................................................................................................
|
| 5.8. Оптимальность по Парето .................................................................................................................
|
| 5.9. Оптимальное распределение лотереи при экспоненциальных функциях полезности ..........
|
| 5.10. Задача торга........................................................................................................................................
|
| 5.11. Задача образования синдиката........................................................................................................
|
| 5.12. Выбор лотерей при их распределении ...........................................................................................
|
| 5.13. Принятие решений и задача выбора портфеля............................................................................
|
| 5.14. Экспертный метод принятия решений (МАИ) ............................................................................
|
| ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ .......................................................................................................................
|
| ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................................................
|
|
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА И ЭТАПЫ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Предмет изучения науки
1) Основные понятия теории сложных систем.
В рамках направления «Исследование систем управления» организации и их системы управления рассматриваются как сложные системы. Предметом исследования здесь является поведение таких систем, а также методы проектирования систем управления организациями.
В отношении применяемых методов исследования можно сказать следующее. Вопросами исследования и принятия решений (формализованный или неформализованный выбор) в сложных системах занимаются в рамках «собирательного» направления «Системные исследования» («Системный анализ»). Помимо методов общей теории систем и исследования операций, на которые опирается это направление, здесь уделяется также внимание не формализованному переходу от реальной системы к ее модели. Для этого используется системный подход. Он представляет собой направление методологии, т.е. систему принципов (известных как принципы системного подхода) и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Разработанная на основе системного подхода модель может быть формально исследована в рамках существующих отраслей науки, а также использована при принятии решений.
Основные определения
Элементом называется некоторый объект(материальный,энергетический,информационный,алгоритмический) неделимый в рамках данного рассмотрения.
Связью называется важное для целей рассмотрения отношение между элементами(в частности,обмен веществом, энергией, информацией, отношение предшествования, подчинения и др.).
Функцией называется назначение элемента,отведенное ему природой или человеком,которое онв состоянии выполнять в условиях только определенных (предусмотренных) внешних воздействий.
Целью называется назначение элемента,отведенное ему природой или человеком,которое он всостоянии выполнять, приспосабливаясь к различным (непредусмотренным) внешним воздействиям.
Системой называется множество элементов и связей между ними,обладющее функцией (целью),отличных от функций (целей) отдельных элементов . Системным эффектом или эмерджентностью называется проявление качественно новых свойств у целого (системы), которые отсутствуют у ее элементов. Синергетическим эффектом называется возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т.н. системного эффекта (эмерджентности). Если система обладает целью, то ее еще называют целеустремленной системой
Наличие цели у системы (глобальной цели) предполагает существование локальных целей или локальных функций ,стоящих перед ее элементами.Другими словами,глобальная цель/функция обеспечивается засчет их реализации. Цели/функции, подцели/подфункции и такого рода связи между ними часто образуют иерархическую структуру (дерево целей).
Большой системой называется система,включающая значительное число однотипныхэлементов и связей. Большой и сложной или просто сложной системой называется большая система, состоящая из элементов разных типов и обладающая разнородными связями между ними.
Пример1. Сборная стрела крана с элементами в виде стержней - большая, но не сложная система. Самолет, компьютер - большие и сложные системы.
Структурой называется представление системы в виде подмножеств элементов(возможноодноэлементных ) и связей между ними. Разбиение множества элементов на подмножества или структуризация может иметь материальную,функциональную(для этого целесообразнопредварительно построить дерево целей), алгоритмическую и др. основы. Структуру системы удобно изображать в виде графической схемы, состоящей из ячеек (подмножеств) и связей. Такие схемы называют структурными схемами.
Пример2. Примером материальной структуры является материальная структура сборного моста. Представление двигателя внутреннего сгорания в виде взаимосвязанной совокупности систем питания, смазки, охлаждения и др . - функциональная структура. Деление предприятия на отделы - организационная структура. Представление алгоритма в виде схемы алгоритма - алгоритмическая структура.
Декомпозицией называется деление системы на части(подсистемы),удобное для целейрассмотрения. Часто целесообразна вертикальная или уровневая декомпозиция, где каждый нижележащий уровень подчиняется вышестоящему. Декомпозиция - это процесс обратный структуризации. К одному и тому же представлению системы можно прийти как структуризацией, так и декомпозицией.
Пример3. Как пример уровневой декомпозиции можно рассмотреть представление государственного сектора какой- либо отрасли народного хозяйства в виде следующей иерархии.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Министерство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Главк
|
|
|
| . . .
|
|
|
|
|
|
| Главк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| УПр
|
| . . .
|
| УПр
|
|
|
|
|
| УПр
|
| . . .
|
| УПр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| УЦех
| . . .
| УЦех
|
| УЦех
| . . .
| УЦех
|
|
| УЦех
| . . .
| УЦех
|
|
| УЦех
| . . .
| УЦех
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.
Упр – управление предприятием, УЦех – управление цехом
Системы и внешняя среда
Системы можно классифицировать на открытые и замкнутые. Основные отличительные черты открытых систем - способность обмениваться с внешней средой массой, энергией, информацией и др. В отличие от них, замкнутые системы предполагаются полностью лишенными этой возможности. Такие системы используются как определенного рода абстракция и в природе не встречаются.
На систему (открытую) оказывает влияние внешняя среда. Это влияние она оказывает посредством входных воздействий (входов) или стимулов. Система в свою очередь воздействует на среду. Такое воздействие реализуется посредством выходных воздействий (выходов) или реакций.
Рассмотрим в качестве системы организацию. Организация – система, которая использует производственные факторы с целью получения максимальных качественных и количественных результатов за минимальное время и при минимальных затратах факторов производства. С точки зрения внешней среды, такая система существует как источник удовлетворения ее потребностей. Простейшая схема взаимодействия между системой и средой выглядит следующим образом (рис.2).
Рис .2. Схема взаимодействия системы и среды В качестве входных воздействий на систему со стороны внешней среды выступают:
• множество целей и ограничений - Z = {Zk}
• множество ресурсов (факторов производства, перерабатываемого сырья и др.) - X = {Xj} Выходами системы являются множество конечных продуктов, благ и услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды, а также отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду - Y = {Yi}. При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические.
Рассмотрим более детальную схему взаимодействия предприятия "как системы" с внешней
средой.
Население
Поставщики/ потребители
Контрагенты
|
|
|
|
|
|
|
| Федеральные органы
|
|
|
|
| Региональные и местные
|
|
|
| Вышестоящие
|
|
| органы власти, контроля и
|
|
| власти, контроля и
|
| организации
|
|
| управления
|
|
| управления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Финансовый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| рынок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рынок
|
|
|
| Предприятие как
|
|
|
|
|
| товаров и
|
|
|
| система
|
|
|
|
|
| услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рынок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| факторов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подведомственные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.3. Схема взаимодействия предприятия с внешней средой Для примера рассмотрим фрагмент модели взаимодействия учебного заведения с элементами
внешней среды [4]. В качестве конечных продуктов учебного заведения (выходов) можно рассматривать следующие векторы, компонентами которых являются множества:
Y1-подготовленные инженерные кадры;
Y11-инженерные кадры,подготовленные по типовым программам;
Y12-инженерные кадры,подготовленные по заказам органов власти и управления; Y13-инженерные кадры,подготовленные по заказам финансовых институтов;
Y14-инженерные кадры,подготовленные по заказам конкретного предприятия и т.д.; Y2-информационная продукция вуза;
Y21-учебно-методическая литература;
Y22-научно-техническая литература;
Y23-отчетная информация о деятельности вуза; Y3-научно-технические разработки вуза;
Y4-кадры высшей квалификации.
В качестве входных ресурсов учебного заведения выделим: X1-финансовые ресурсы для организации учебного процесса;
X11-федеральный бюджет; X12-местный бюджет;
X13-внебюджетные фонды;
X14-благотворительные фонды; X15-кредиты банков;
X2-финансовые ресурсы для выполнения научно-исследовательской деятельности;
X3-финансовые ресурсы для организации административно-хозяйственной деятельности; X4-абитуриенты,поступающие в вуз;
X41-на основе госбюджетного финансирования;
X42-по заказам органов власти и управления; X43-по заказам финансовых институтов;
X44-по заказам конкретных промышленных предприятий;X45 – на коммерческой основе.
Х5 – сотрудники и преподаватели.
В качестве множества целей и ограничений, определяющих деятельность вуза, можно рассматривать: Z1 по учебной деятельности –
Z11-требования ГОС на подготовку специалистов по конкретной специальности; Z12-требования органов власти и управления на подготовку специалистов;
Z13-требования финансовых структур на подготовку специалистов;Z14 – промышленных предприятий.
Z2 по научно-исследовательской деятельности –
Z21-требования федеральных органов к качеству выполнения госбюджетных тем; Z22-требования заказчиков к качеству выполнения хоздоговорных тем.
Рассмотренное выше представление системы через отношение между входными и выходными воздействиями, называется системой типа “вход- выход” или “ черным ящиком”. При анализе таких систем непосредственно рассматривается не структура системы, а само отношение вход- выход, т.е. подмножество упорядоченных пар входных и выходных воздействий. Вообще говоря, это отношение не является функцией. Такое представление появляется на начальной стадии исследования.
Можно исследовать структуру системы и попытаться найти внутренние характеристики системы, фиксация которых превращает рассматриваемое отношение в функцию. Так возникает понятие состояния. Состоянием называется совокупность одномоментных значений всех характеристик системы, важных для ее функционирования. Таким образом, переходят к представлению системы в пространстве состояний.В этом случае считают,что под влиянием входных воздействий и всоответствии с состоянием, система формирует выходные воздействия и, кроме того, меняет свое состояние. Здесь появляется понятие траектории развития системы, т.е. последовательности изменений ее состояния во времени.
Возвращаясь к учебному заведению, следует сказать, что количество и состояние учебных помещений, оборудования, преподавательских кадров , существующая численность студентов на различных курсах и др., окажут существенное влияние на результаты деятельности заведения, как в коротком, так и в долгосрочном периоде. Другими словами, совокупность этих показателей является состоянием системы.
Системы и управление
Заданное развитие системы, в частности, предприятия, есть план. Например, план по объему производства, динамике расчетного счета и др. Главная задача управления – формировать такие управляющие воздействия (менять контролируемые переменные, например, расходы на рекламу, технологию производства, научно- технические разработки, затраты, силу финансовых и операционных рычагов и др.) которые, не смотря на возмущения, позволили бы выполнить план или минимизировали бы отклонения от него.
При рассмотрении управляемых систем, таких как предприятия, их представляют состоящими из двух подсистем – субъекта управления (системы организационного управления - руководство предприятия) и объекта управления (производство, остальные службы предприятия ). При этом входное воздействие в объект управления принято разделять на вход (перерабатываемое сырье, материалы),
управляющее (входы управления),и возмущающее воздействие (не контролируемые переменные,
например, ставка рефинансирования ЦБ, уровень инфляции).
Система, в которой для формирования управляющих воздействий не используется результат, полученный на ее выходе, называется системой без обратной связи (ОС). Такие системы практически не используются.
Система, в которой на формирование управляющих воздействий влияет выходной результат, называется системой с ОС. Здесь субъект управления входит в контур ОС. В таких системах обычно
различают понятия задающего и возмущающего воздействия. Управляемую систему в этом случае можно изобразить следующим образом.
Субъект
управления
Управление
|
|
|
|
| Вход
|
| Объект
|
|
|
|
|
| управления
|
| Выход
|
|
|
|
|
|
|
| Возмущение
|
|
|
|
|
| Рис. 4
|
| Вообще
| существует два основных
| вида ОС (и не только в управляемых системах):
|
| положительная,если она усиливает эффект входного воздействия; отрицательная ,если она ослабляетэффект входного воздействия . Конечно , такое деление является условным, так как для выходных величин, имеющих векторный характер, воздействие одной и той же ОС приводит к усилению одних компонентов выходного вектора и ослаблению других. Кроме того, как мы увидим ниже, даже в линейных системах обратная связь может быть положительной для колебательных воздействий одной частоты и отрицательной – другой.
В технических устройствах положительная ОС применяется всюду, где требуется усиление входного сигнала. В экономических системах существование положительной ОС является основной причиной роста экономических показателей (развтия). Она проявляется в том, что часть прибыли накапливается и возвращается на вход системы в виде капитальных вложений, которые увеличивают выпуск продукции и развитие системы.
Наличие отрицательной ОС способствует поддержанию равновесия в системе, ее устойчивости. Устойчивость хороша тем, что она обеспечивает стабильность работы системы при воздействии возмущений. Так, например, при отлаженной технологии отклонение качества ресурсов не влияет на качество продукции.
Предприятие представляет собой информационную систему с обратной связью. На уровне отдельной фирмы долговременное увеличение продаж, порождает планы расширения производства, что восстанавливает равновесие между спросом и выпуском продукции. Сокращение же сбыта и рост запасов могут вызвать активизацию мероприятий по расширению рынка, чтобы увеличить продажи до уровня производства, либо консервацию части оборудования для сокращения издержек. Схема взаимосвязей в системе, усиления, вызванные решениями и правилами поведения, запаздывания действий, а также искажения информации – все это вместе взятое определяет устойчивость системы и ее развитие.
Понятие обратной связи играет важную роль в новом междисциплинарном научном направлении, известном как синергетика (от греч. synergetikos — совместный, согласованный). Синергетика1 изучает связи между элементами ( подсистемами), которые образуются в открытых системах ( биологических, физико –химических и других) в неравновесных условиях. Эти связи возникают благодаря интенсивному обмену веществом и энергией с окружающей средой. Когда взаимодействие элементов приводит к подавлению флуктуации составляющих элементов – это влияние отрицательных обратных связей. Стабильность и устойчивость, однако, не являются неизменными.
При определенных внешних условиях характер коллективного взаимодействия элементов может измениться радикально. Доминирующую роль начинают играть положительные обратные связи, которые не подавляют, а наоборот – усиливают индивидуальные движения составляющих. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем. В результате возрастает степень упорядоченности системы, т.е. уменьшается энтропия (наблюдается самоорганизация). Флуктуации, малые движения, незначительные прежде процессы выходят на макроуровень. Это означает возникновение новой структуры, нового порядка, новой организации в исходной системе. Моменты , когда исходная система теряет структурную устойчивость и качественно перерождается, называются бифуркациями состояния и описываются соответствующими разделами математики – теория катастроф, нелинейные
1 Одним из основоположников синергетики является бельгиец российского происхождения Илья Пригожин, его вклад был отмечен нобелевской премией в 1977 г.
дифференциальные уравнения и др . Наибольший интерес для исследователей имеют такие понятия как самоорганизация, саморазвитие и эволюция как результат синергетического процесса.
При рассмотрении управляемых систем часто задаются некоторым критерием качества управления и условием оптимальности.В этом случае говорят об оптимальном управлении.
3) Системы и моделирование.
Системы и моделирование
Моделью (лат. modulus-мера,образец)называется образ (в сознании человека или рукотворный)некоторой системы-оригинала, а моделированием называется создание и работа с моделью.
Как правило, моделирование используется в следующих целях:
1. для исследования системы до того, как она спроектирована с целью определения ее основных характеристик и правил взаимодействия элементов между собой и с внешней средой (модель данбы);
2. на этапе проектирования для анализа и синтеза различных подсистем и выбора наилучшего варианта с учетом сформулированных критериев оптимальности и ограничений;
3. на этапе эксплуатации системы для определения проблемных ситуаций, для получения оптимальных режимов функционирования и прогнозных оценок ее развития, для тренинга персонала (например, АЭС, транспортных средств и др. с помощью компьютерных моделей виртуальной реальности).
В технике модели используются для проектирования новых систем, в экономике же они обычно применяются для объяснения систем уже существующих.
Для одной и той же системы можно разработать множество моделей, и выбор модели для использования определяется конкретной целью человека.
Между системой-оригиналом и моделью должно быть отношение подобия. В связи с этим различают изоморфизм и гомоморфизм. Изоморфизм объектов (в нашем случае системы-оригинала и модели) означает, что они могут состоять из разных типов элементов, иметь иные по характеру связи, но характеризоваться сопоставимыми свойствами, причем соответствие между элементами и между связями взаимно-однозначное2. Модель называется гомоморфной по отношению к системе-оригиналу, если каждому элементу или каждой связи системы соответствует не более чем один элемент или одна связь модели3.
Разработанные модели, как правило, гомоморфны системе-оригиналу. В противном случае, они обладали бы такой же сложностью, как и оригинал, и были бы бесполезны. Таким образом, поскольку модель есть упрощенное представление системы-оригинала, то возникает вопрос об ее адекватности. Говорят, что модель адекватна системе-оригиналу, если на имеющемся уровне знаний о системе они неотличимы (имея в виду целевое предназначение модели).
Процесс разработки модели, по существу, совпадает с познавательным процессом человека.
Одна из его особенностей - наличие аналитического и синтетического образов мышления. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но, чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс- синтез. Если переформулировать это в терминах сложных систем и моделирования, то получается, что производится декомпозиция сложной системы на подсистемы, построение гомоморфных моделей таких подсистем, а затем - согласование этих моделей с целью получения адекватной модели всей системы.
Фактически мы постоянно пользуемся моделями фирм и экономических систем. Словесное описание есть модель, наше мысленное представление как функционирует организация – тоже модель. Но математическая модель более точна. В последнее время широко используются компьютерные модели виртуальной реальности.
2 Поясним это понятие на примере двух алгебраических структур. Вообще алгебраической структурой называется множество элементов с определенными на нем операциями (которые соответствуют связям в системах). Пусть первая структура- это множество [0,+∞) с операцией произведения ×, а вторая структура- это множество (-∞, +∞) с операцией сложения +. Тогда изоморфизмом будет взаимно-однозначное отображение ln( ), которое элементы первой структуры переводит в элементы второй структуры, причем если ln(x1)=y1, ln(x2)=y2, то ln(x1×x2)= y1+y2 (т.е. это взаимно- однозначное отображение согласованное с операциями). Обратным данному отображением является exp( ). При этом сами структуры называются изоморфными.
3 В качестве пояснения можно рассмотреть множество квадратных матриц одного порядка с операцией произведения и множество вещественных чисел тоже с операцией произведения. Тогда отображение, сопоставляющее матрице значение ее определителя, будет гомоморфизмом из первой структуры во вторую (это отношение уже не является взаимно- однозначным). Говорят также, что вторая структура
гомоморфна первой.
Этапы системного исследования
Мы будем выделять в системных исследованиях семь основных этапов4:
· сбор информации и представление объекта исследования;
· определение проблемы;
· установление целей;
· формулирование гипотез (разработка моделей);
· экспериментальная проверка гипотез (моделей);
· получение результатов, классификация, анализ и интерпретация;
· выводы, обобщение, при необходимости корректировка гипотезы или разработка новой системы целей.
1.Сбор информации и представление объекта исследования является важным этапом всего исследования. Основными источниками сведений о деятельности организации являются:
• различного рода документы — устав организации; положения о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции; другие описания системы (в отчетах, публикациях);
• сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов;
• непосредственные наблюдения специалистов-аналитиков за процессом деятельности организации.
Результаты первого этапа рекомендуется представлять в форме описания внутренней и внешней среды.
При анализе внутренней среды компании рекомендуется исследовать следующие зоны:
• маркетинг;
• финансы и учет;
• производство;
• персонал;
• менеджмент;
• организационную культуру и имидж организации.
При анализе производства рассматривают следующие вопросы: какие товары/услуги выпускает предприятие, может ли предприятие производить их с меньшими издержками по сравнению с конкурентами; имеет ли доступ предприятие к новым материальным ресурсам; каков технический и технологический уровень предприятия; обладает ли предприятие современной системой управления качеством продукции (наличие сертификатов качества); насколько хорошо организован и спланирован процесс производства.
Главной целью финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки , обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств), состояние бухгалтерского учета.
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ря
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|