Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура (эпоха эллинизма)





Для пластических искусств III - I вв. до н. э. ни в кое мере не были временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже охвачена творческим бесплодием.

В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер. Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий -- это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую архитектурную формулу -- псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания. Эта форма -- последнее творение ионийского стиля -- воплощена была в большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был широко заимствован римлянами и на практике и в теории.



Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда -- вознесённый на 100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.

Литература Древней Греции (эпические жанры).

Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин («жили-были» ...), повторяющиеся персонажи и характеры (например, три сына, один из них дурачок), повторяющиеся приемы повествования (например, трижды повествуется о том, как собираются и возвращаются братья на ночное дежурство в поле), типичная концовка («и я там был…»). Это не только чисто формальные признаки сказки, но и результат длительного коллективного опыта художественного освоения определенного типа характеров и жизненных ситуаций. Вместе с тем жанровая форма сказки входила в синтез с разными типами художественного содержания, порождая соответствующие жанровые разновидности сказки: богатырские сказки (с героическим типом содержания), бытовые (этологические) сказки, романические сказки (о поисках сказочным героем своей невесты).



Древнейшим литературным эпическим жанром является эпическая песня. По форме это устный стихотворный повествовательный жанр с однотипными персонажами - героями, богатырями - и повторяющимися приемами повествования: героические песни Древней Греции, ирландские саги, эпические песни скандинавской Эдды, русские былины. Эпические песни также различались по типу художественного содержания, например, есть былины воинские, то есть героические, и бытовые (этологические).

Цикл эпических песен, творчески переработанный в целостное произведение, образует эпическую поэму - эпопею. Так сложились «Илиада» и «Одиссея» Гомера в Древней Греции. «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» - в средневековой литературе.



В эпопее главное - художественное освоение жизни и судьбы исторически сложившейся или складывающейся общности людей в целом - племени, народа, нации, общественной системы в моменты их критического состояния, требующие от их представителей героических деяний. Герой здесь воплощение духа, воли и максимальных возможностей своего народа.

Литература Древней Греции (лирические жанры).

Расцвет древнегреческой лирики совпадает с эпохой распада общественно-родовых отношений и возникновения классового общества. На смену традиционному родовому мировоззрению, нашедшему отражение в эпосе, приходит растущее самосознание личности, требующее особого художественного выражения, наиболее подходящей формой которого становится лирическая поэзия. Греческая лирика, как наследница песенно-фольклорных жанров, тесно связана с музыкой, на что указывает уже сам термин «лирика»— исполнение в сопровождении лиры. Основные виды лирики — это элегия, ямб, мелика, (собственно песенная лирика), делившаяся, в свою очередь, на монодийную (сольную) и хоровую.

Наиболее простыми видами лирики можно считать элегию и ямб, они слабее, чем другие, связаны с музыкой. Древнейшие образцы элегии принадлежат поэтам VII в. до н. э. Каллину и Тиртею. Их стихи очень сходны по содержанию и во многом близки к эпосу. Это обращенные к согражданам патриотические призывы к воинской доблести и мужеству в борьбе с врагом. Этический идеал этих поэтов близок к традиционным нравственным представлениям создателей эпоса. В условиях острой общественной и политической борьбы в Греции элегия становится формой выражения политических взглядов. В элегиях (особенно у Солона, жившего в VII—VI вв. до н.э.) звучит новый, неизвестный эпосу мотив- ответственность каждого человека за своё поведение народе. Впервые в греческой литературе появляется тема гражданской морали, которая станет ведущей в трагедии.

Еще одна тема, появляющаяся в элегиях,— это тема любви. В дошед- ших до нашего времени в oтpывках из элегий Мимнерма, поэта, жившего в' Малой Азии в VII в. н. э., общественная тема не затронута. Его стихи, прославляющие радость любви, пронизаны трагическим ощущением быстротечности человеческой жизни, страхом перед надвигающейся старостью и смертью. Ямбическая поэзия прочно cвязана земледельческой культовой поэзией. Она отличается обличительным характером и грубо личностным отношением к изображаемому. Величайшим ямбическим поэтом, которого можно признать родоначальником всей греческой лирики, был Архилох с острова Парос (VII в. до н. э. Его мировоззрение во многом отличается от эпического. Отчужденность лирического героя Apхилоха от других людей, его индивидуализм отражают общественные настроения эпохи, ставившей 'человека вне родовых связей, но ещё не включившей его в новые связи города-полиса.

Элегия и ямб при всем различии обращались к одним и тем к темам, а многие поэты (Архилох, Солон) были одновременно авторами и элегий, и ямбов.

Мелическая поэзия (от греческого «мелос»— песня) развивалась формах хорового и сольного пения. Это была песенная поэзия, эмоционально-художественное воздействие которой определяется соединением слов и мелодии в пении.

Различные жанры и виды мелоса были связаны с определенными областями и диалектами. Сольный (монодийный) мелос преимущественно развивался эолийских областях, в частности на острове Лесбос. На рубеже V-и VI вв. до н. э. там жили два поэта, имена которых прославились по всей Греции,— Алкей и Сапфо (Сафо). Поэзия Алкея неотрывно от политической борьбы, в которой поэт принимал живейшее участие Его стихи — это прежде всего политическая лирика. Но встречаются у него и картины природы, прославление радостей жизни.

Современницу Алкея Сапфо философ Платон назвал «десятой музой. В её стихах не слышно откликов бурных событий эпохи. Её поэзия ограничена миром личных чувств, а основная тема ее стихов — любовь.

Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов — покровителей племени или города. Существовало много видов хоровой мелики:

пэан — гимн, посвященный богу Аполлону;
дифирамб — гимн, посвящённый богу Дионису.

16.

энкомий — хвалебная песнь;
эпиникий — песнь в честь победителя на гимнастических состязаниях;
парфений — песнь, исполняемая хором девушек;
гипорхема — песнь, сопровождавшая произведения лирики.

Особую известность приобрел поэт Пипдар (ок. 518 — ок. 440 гг. до н. э.). Четыре книги его эпиникиев посвящены победителям на Олимпийских, Пифийских и Немейских играх. Пиндар, прославляя своих героев, говорит о доблести, которая привела к победе, доблести, которая присуща человеку от рождения и которой нельзя научиться. Создаваемый им эстетический и этический идеал человека, прекрасно в нравственном и физическом отношении, оказал немалое влияние на формирование этико-эстетического идеала человека в классическую эпоху греческой культуры

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.