Сделай Сам Свою Работу на 5

Оплата труда моряков, работающих под «удобными» иностранными флагами





Более половины судов мирового торгового флота зарегистрированы под так называемыми «удобными» флагами или, иначе, в странах открытой регистрации: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Кипр, Джибути, Гибралтар, Гондурас, Либерия, Люксембург и др. В настоящее время промышленно развитые страны более 83 % контролируемого ими флота эксплуатируют под «удобными» флагами: Япония — 77 %, США — 73 %, Великобритания — 70 %, Германия — 65 %, Россия — 46,6 % от общего тоннажа.

В результате распада СССР и в ходе экономических реформ Россия во многом потеряла свои морские позиции, переместившись по тоннажу флота из первой пятерки на 13-е место. Наличие «удобного» флага открывает реальные перспективы трудоустройства для российских моряков. В настоящее время, по имеющимся экспертным оценкам, около 80 % российских моряков работают на судах под «удобным» флагом. Анализ состояния развития флота морских пароходств России показывает динамику сокращения количественного состава. В 1992 г. было 799 судов общим дедвейтом 10,6 млн т, а в 1998 г. осталось 362 судна общим дедвейтом 4,8 млн т. Таким образом, за эти годы флот пароходств сократился в 2,2 раза. Поэтому российские моряки вынуждены изыскивать пути трудоустройства на судах под «удобными» флагами.



Наем моряков на суда под «удобными» флагами, как правило, осуществляется через специализированные частные крюинговые компании, которые выступают в роли посредников между моряками и судовладельцами. Крюинговые компании формируют как полностью национальные экипажи, так и направляют моряков в индивидуальном порядке в смешанные экипажи.

Расходы на оплату труда экипажей судов занимают значительный удельный объем в общей сумме расходов судоходных компаний. Уровень этих расходов косвенно указывает на финансовое состояние судоходной компании в целом. Стремление судовладельцев к минимизации этих расходов служит одним из главных побудительных мотивов к перерегистрации судов под «удобный» флаг. Многолетняя борьба ITF против практики «удобного» флага, по сути дела, в настоящее время приобрела форму борьбы за уровень заработной платы моряков, которую гарантируют их работодатели-судовладельцы.



ITF — International-Transport-Workers-Federation — Международная федерация транспортников (МФТ) — это международная федерация профсоюзов работников транспорта. В МФТ входят 759 профсоюзов, представляющих 4698076 работников транспорта из 155 стран. Она является одной из глобальных профсоюзных федераций, входящих в Международную конфедерацию профсоюзов (МКП).

Главная функция МФТ — это информирование и выдача рекомендаций профсоюзам по вопросам развития транспортной отрасли в других странах и регионах мира.

 

Международный рынок труда моряков характеризуется значительным разбросом в уровне заработной платы моряков-иностранцев, получивших шанс трудоустройства в экипажи на суда под «удобным» флагом. Единого уровня заработной платы здесь не существует. На суда под «удобным» флагом принимаются моряки как из промышленно развитых стран, где высокий уровень жизни, так и моряки из стран третьего мира с крайне низким уровнем жизни. В этой связи возникает разброс даже в минимальных ставках заработной платы моряка. Для примера, МОТ определяет сумму минимальной ежемесячной заработной платы в 435 USD, тогда как ITF установила этот минимум для моряков в 968 USD.

При этом указанный уровень заработной платы в 435 USD по стандартам МОТ можно признать за очень высокий для китайских моряков и вполне достаточный для филиппинских моряков (для которых на родине средняя заработная плата составляет 4 USD в день или 100 – 200 USD в месяц). Вместе с тем указанный уровень минимальной заработной платы никак не сможет удовлетворить моряков из скандинавских стран. В этой связи судовладельцы вынуждены искать и находить своеобразные пути в решении вопросов оплаты труда экипажей, стремясь избежать бойкота со стороны ITF (МФТ) и одновременно добиться разумной экономии.



На уровень заработной платы моряка-иностранца под «удобным» флагом оказывают влияние следующие факторы:

– кто выступает в качестве владельца судна;

– под каким флагом судно находится в эксплуатации;

– вид и условия подписанного договора (контракта) с моряком, а также содержание коллективного договора;

– тип судна и характер перевозимого груза;

– вид судоходной линии и ее эксплуатационный режим;

– текущая ситуация, складывающаяся на национальном и международном рынке труда моряков;

– уровень требований судовладельца, предъявляемых в отношении комплектуемых экипажей.

Значительное влияние на уровень зарплаты моряков-иностранцев оказывает флаг судна. Зарплата моряков на судах, зарегистрированных под национальным флагом, как правило, выше, чем на судах под «удобным» флагом. Некоторые английские судовладельцы были вынуждены осуществить перерегистрацию судов с тем, чтобы иметь возможность комплектовать экипажи моряками-иностранцами вследствие отсутствия национальных кадров. При этом была сохранена зарплата для моряков-англичан. Уровень заработной платы является одной из главных причин хронической нехватки квалифицированных кадров для работы в море на судах промышленно развитых стран. Международное морское судоходство всегда тесно связано с мировой экономикой. Кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются и на международном морском судоходстве вследствие сокращения грузовой базы и роста цен на топливо для судов.

Непосредственно перед направлением на судно моряк заключает индивидуальный контракт с крюинговой компанией, в котором оговариваются условия его работы:

– срок контракта;

– рабочее время и время отдыха;

– условия оплаты труда (оговариваются базовая ставка, надбавки и доплаты, частота и размеры выплат);

– условия репатриации и другие условия.

Поскольку соглашение между крюинговой компанией и судовладельцем относительно общих условий найма моряков довольно объемное, не все его положения могут включаться в индивидуальный контракт, и в контракте может иметься только ссылка на указанное соглашение. Поэтому моряк должен ознакомиться не только с положениями индивидуального контракта, но и с соглашением между крюинговой компанией и судовладельцем, а также и коллективным договором между компанией и профсоюзом, членом которого является моряк. Коллективные договоры различных компаний по своим условиям могут иметь различия, тем не менее, имеют сходную структуру блока оплаты и социального блока вопросов, составленных с учетом требований Международной федерации транспортных рабочих (МФТ).

Кроме условий базовой оплаты труда моряка в контракте оговариваются дополнительно:

– компенсация по нетрудоспособности;

– условия оплаты сверхурочных и праздничных дней;

– условия начисления и оплаты отпуска;

– условия предоставления медицинской помощи;

– компенсация за потерю жизни;

– условия оплаты за работу в зоне военного риска;

– условия репатриации.

Размер перечисленных условий оплаты устанавливается в каждой компании самостоятельно и имеет существенные отклонения, к тому же они практически ежегодно могут корректироваться, поэтому детально не рассматриваются.

Особо следует отметить условия репатриации. Моряк имеет право на репатриацию на родину или место своего действительного проживания по своему выбору за счет средств компании (включая базовую ставку и средства на проживание) в следующих случаях:

– после окончания контракта;

– когда моряк списан по болезни или по причине полученной травмы;

– если контракт прерван судовладельцем;

– если судно погибло, поставлено на отстой или продано;

– если судно арестовано и оставалось под арестом свыше 14 дней, независимо от того, были ли причиной члены экипажа или нет;

– если компания не выполняет условия коллективного договора, моряк имеет право потребовать невыплаченную ему зарплату и репатриацию за счет компании;

– если во время рейса у моряка серьезно заболела жена, ребенок или одинокий родитель, компания должна приложить все возможные усилия к скорейшей репатриации моряка домой с оплатой расходов за счет компании.

Структура заработной платы на судах под «удобными» флагами имеет схожее строение со структурой оплаты труда на судах под российским флагом, но с некоторыми отличиями. Также есть различия в оплате труда моряков в отдельных компаниях.

Примерная структура заработной платы в иностранных компаниях:

Basic Pay (All seafarers) — базовая ставка всем членам экипажа;

Living Allowance (Master/Chief engineer) — установленная выплата в месяц капитану и старшему механику вместо сверхурочных и надбавки за выходные и праздничные дни;

Overtime (Officers/Catering Staff) — фиксированные сверхурочные для офицеров и обслуживающего персонала;

Min. Guaranteed overtime (watch keepers) — минимальные гарантированные сверхурочные для рядового состава, не несущего вахту в месяц, равные, как правило, 100 ч;

Inconvenience bonus (catering staff) — доплата обслуживающему персоналу, равная 20 ч сверхурочных;

Weekend/Holidays Allowance (watch keepers/Catering Staff) — доплата за выходные и праздничные дни для несущих вахту, в месяц равная девяти дням выходных и праздничных;

Fidelity Bonus (All seafarers) — доплата за верность компании в месяц всем членам экипажа;

Leave and Subsistence (All seafarers) — отпускные и доплата за питание всем членам экипажа;

Holds/Tank Cleaning Allowance (Deck/Engine Ratings) — доплата за уборку, очистку трюмов и танков, в месяц;

Tanker Allowance (All seafarers) — танкерная надбавка всем членам экипажа.

Ставки устанавливаются судовладельцем.

В 2003 г. между МФТ и Международной совместной переговорной группой судовладельцев и морских менеджеров, в том числе и российских, являющихся членами IMEC, заключено рамочное Соглашение об условиях труда и заработной платы для моряков, работающих под «удобными» флагами. В группу МФТ входил представитель РПСМ (Российский профсоюз моряков). На основании данного соглашения, коллективные договоры для судов под «удобными» флагами базируются не на минимальной базовой ставке матроса первого класса (АВ), как было раньше, а на полной стоимости экипажа. Стоимость экипажа модельного судна численностью, например, 23 человека с 01.01.2004 г. должна составить 46170 американских долларов. Исходя из этого, каждая компания заключает коллективный договор с национальным профсоюзом, используя модель общей стоимости экипажа, договариваясь с профсоюзом о размерах ставок по должностям и по другим социальным вопросам.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы принципы оплаты труда на промышленных предприятиях (в судостроении и судоремонте)?

2. Каковы принципы оплаты труда докеров-механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах?

3. Как учитывается квалификация докеров-механизаторов при оплате их труда?

4. Каковы методы распределения коллективного заработка в бригаде?

5. Каковы особенности в оплате труда командного и рядового состава экипажей судов?

6. Как учитывается группа судов при оплате труда плавсостава?

7. Как осуществляется оплата работ, не входящих в круг служебных обязанностей экипажей судов?

8. Какие виды оплаты труда экипажей судов за особые условия работы?

9. Каковы особенности оплаты труда плавсостава морских судов?

10. Каковы принципы организации оплаты труда плавсостава морских судов под российским флагом?

11. Какова общая картина в мировом судоходстве по использованию труда моряков на судах под «удобным» флагом?

12. Какое состояние международного рынка труда моряков в различных странах?

13. Какие факторы влияют на уровень заработной платы моряка-иностранца под «удобным» флагом?

14. Какие условия оплаты (кроме базовой зарплаты) оговариваются в контракте моряка с судоходной компанией?

Литература

1. Анищенко Н. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях морского транспорта: учеб. пособие / Н. В. Анищенко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 320 с.

2. Голинев В. И. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / В. И. Голинев. — СПб.: Изд-во СПГУВК, 2003. — 223 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 176 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.