Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы





Расчет норм для определенного механизированного перегрузочного процесса включает четыре этапа: установление технологической схемы перегрузочного процесса; определение продолжительности циклов и количества машин в механизированной перегрузочной установке; определение численного и квалификационного состава рабочих комплексной бригады и их расстановка по операциям перегрузочного процесса; расчет норм на механизированные погрузочно-разгрузочные работы.

I этап: установление технологической схемы перегрузочного процесса. Выбор технологической схемы в значительной степени определяется вариантом работ, типом фронтальной перегрузочной машины, способом пакетирования груза при его перевозке и складировании. Установленная технологическая схема должна отражать разработанную технологию перегрузки груза.

II этап: определение продолжительности циклов и количества машин в механизированной перегрузочной установке. Механизированной перегрузочной установкой называется линия перегрузочных машин, с помощью которых осуществляется перемещение груза на всех операциях перегрузочного процесса. Перегрузочная установка может состоять из одной или нескольких перегрузочных машин (например, крана и погрузчиков). Погрузку или разгрузку судна или подачи вагонов можно осуществлять одной или несколькими перегрузочными установками (рис. 5.2).



 

Рис. 5.2. Обработка судна двумя перегрузочными установками (механизированными линиями)

Механизированные перегрузочные процессы, включающие несколько операций, осуществляются перегрузочными установками, состоящими из нескольких перегрузочных машин, используемых на выполнении отдельных операций перегрузочного процесса. В связи с различными условиями и трудоемкостью выполнения этих операций количество машин рассчитывают на каждой операции. Нормы рассчитываются на одну перегрузочную установку. Ведущей машиной перегрузочной установки, состоящей из линии машин, является обычно фронтальная машина, выполняющая фронтальную операцию перегрузочного процесса.

Необходимое количество машин для выполнения остальных операций перегрузочного процесса определяется из условия полного использования производственных возможностей ведущей фронтальной машины перегрузочной установки, т. е.



где Тцв — продолжительность цикла ведущей машины перегрузочной установки, с; Тц1, Тц2 — продолжительность циклов перегрузочных машин, используемых на выполнении каждой операции перегрузочного процесса, с; n1, n2 — необходимое количество перегрузочных машин на каждой операции.

Исходя из указанного условия согласования продолжительности циклов машин на всех операциях перегрузочного процесса, количество машин (погрузчиков, бульдозеров и т.п.), необходимых для выполнения соответствующих операций (судовой, вагонной, складской, транспортной) составит:

; и т. д.

Продолжительность циклов перегрузочных машин определяется по элементам этих циклов, величина которых устанавливается по действующим нормативам, разработанных в централизованном порядке, или путем проведения натурных наблюдений. Например, для некоторых технологических схем циклы крана (ведущей машины перегрузочной установки — Тц.в) и автопогрузчиков (Тц.п) складываются из следующих элементов.

Трюм I (пакетами) – кран – причал – автопогрузчик – склад:

;

.

Склад (пакетами) – автопогрузчик – причал – кран – трюм I:

,

,

где

– для цикла крана: tз.г, tот.г — время на застропку, прием, установку и отстропку груза; tз.п,. tот.п — время на застропку, прием, установку и отстропку порожнего поддона (включается в цикл крана в том случае, когда груз в трюме судна перевозится отдельными местами); tпер.г, tпер.п — время на перемещение (подъем, поворот, опускание) краном груза или грузозахватного устройства (порожнем); tпер.г.у — перемещение грузозахватного устройства крана от порожнего(груженого) к груженому (порожнему) поддону;



– для цикла автопогрузчика: tз.г, tз.п –нормативы времени на захват груза (груженого поддона) и порожнего поддона; tх.г, tх.п — нормативы времени хода с грузом и без груза (порожнем), включающие время на разворот погрузчика; tр — норматив времени на разворот погрузчика без груза после установки груза или порожнего поддона; tу.г, tу.п — нормативы времени на установку груза (груженого поддона) и порожнего поддона.

В перегрузочных процессах отдельные рабочие места (операции) могут быть с ограниченными производственными возможностями, где целесообразное число рабочих и машин ограничивается стесненными условиями рабочих мест. В этих случаях продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины перегрузочной установки устанавливается по продолжительности цикла звена рабочих на лимитирующей операции и, следовательно, будет иметь место недоиспользование производственных возможностей ведущей машины. При проектировании технологии и перегрузочного процесса, в котором судовая (или вагонная) операция является лимитирующей, особенное внимание уделяется изысканию путей повышения производительности труда на этой лимитирующей операции (работа крана на два трюма, одновременная обработка нескольких вагонов, использование погрузчиков и других машин для частичной механизации судовой операции, погрузчиков для частичной механизации вагонной операции и др.).

III этап: определение численного и квалификационного состава комплексной бригады рабочих и их расстановка по операциям перегрузочного процесса. Численный состав комплексной бригады рабочих рассчитывают по операциям и периодам перегрузочного процесса (слоям груза). Операции перегрузочного процесса с точки зрения количества рабочих, необходимых для их выполнения, разделяются на две группы:

– операции, для которых численность и профессии рабочих обусловливаются типами используемых перегрузочных машин и характером выполняемых работ (например, один крановщик для фронтальной операции при погрузке в открытый тип трюма навалочного груза портальным грейферным краном; крановщик и сигнальщик для фронтальной операции при погрузке, выгрузке штучного груза из закрытого типа трюма портальным краном и т. д.);

– операции, для которых численность рабочих зависит от расстояния перемещения груза или от трудоемкости формирования подъема груза и определяется расчетом (например, число водителей погрузчиков для транспортной, складской вагонной операций; число рабочих на формировании, расформировании пакета груза для судовой, вагонной, складской операций и т. д.).

Потребное количество водителей погрузчиков определяется по необходимому числу погрузчиков (расчет их числа выполнен на втором этапе расчета норм). Численность рабочих для выполнения операций загрузки, разгрузки захватных устройств вручную mз(р) в судне, вагоне, на складе определяется по формуле

,

где Тз(р) — продолжительность операции загрузки (разгрузки) захватного устройства (с); Тц.в — продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины (с).

Продолжительность загрузки, разгрузки захватного устройства вручную рассчитывается по нормативам, исходя из массы подъема груза и нормативов времени (с/т), разрабатываемых в зависимости от рода груза, типа захватного устройства и места его загрузки, выгрузки. При определении продолжительности судовой операции по загрузке, разгрузке захватного устройства учитывается, кроме времени собственно его загрузки, разгрузки (со снятием и укладкой груза), время на застропку, отстропку и время наблюдения за подъемом и опусканием в трюм судна груза и порожних захватных устройств, принимаемое равным соответствующим элементам цикла крана, а при определении продолжительности вагонной операции — также время на захват (установку) груза в вагоне погрузчиком. Общий состав комплексной бригады для данного перегрузочного процесса определяется необходимым (расчетным) количеством рабочих на всех операциях перегрузочного процесса.

IV этап: расчет норм на механизированные перегрузочные работы. Комплексную сменную норму выработки (т/смену) на погрузку (выгрузку) груза машинами циклического действия определяют по формуле

,

где q — масса подъема груза, т; Топ — оперативное время, мин; Тц.в — продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины, определяемая по нормативам, с.

Оперативное время определяется по формуле

,

где Тпз, Тоб, Тотл, Тпт — затраты времени, соответственно на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности рабочих и технологических перерывов, определяемые по нормативам, мин.

Комплексную норму времени (чел.-ч) на перегрузку 1 т груза определяют по формуле

,

где Тсм — продолжительность рабочей смены, ч.; Нвыр — комплексная норма выработки, т/см; mр — численный состав комплексной бригады, выполняющей данный перегрузочный процесс, чел.

Для навалочных грузов и лесных грузов нормы выработки и времени рассчитываются аналогично, учитывая следующие особенности. Комплексные нормы выработки и времени на выгрузку навалочных грузов из судов определяются отдельно для I и II слоя груза, так как при выгрузке остатков груза (на II слое) требуется штивка (подгребание) груза в общую кучу для обеспечения большего заполнения грейфера:

I слой груза т/смену;

II слой груза т/смену,

где q1, q 2 — масса подъема груза, соответственно на I и II слое, т; Тц.в1, Тц.в2 — продолжительность цикла крана на I и II слое, с.

Для навалочных грузов, перегружаемых грейферами, массу подъема определяют по формуле

или ,

где V — вместимость грейфера, м3; К3 — коэффициент заполнения грейфера; W — погрузочный объем груза, м3/т; y — насыпная масса груза, т/м3.

Для выгрузки навалочных грузов из судов комплексная норма времени устанавливается по слоям:

I слой груза ;

II слой груза .

Комплексные нормы выработки и времени для навалочных грузов по остальным вариантам перегрузочных работ рассчитываются без разбивки по слоям груза.

Нормы выработки и времени для перегрузки лесных грузов рассчитываются по тем же формулам, что и для тарно-штучных грузов, т. е. без разграничения по слоям груза. При этом масса подъема груза определяется по формуле

,

где S — площадь зева грейфера, м2; V — плотность древесины в зависимости от толщины бревна, т/м3; L — длина бревна, м; P — коэффициент складочности древесины; К3 — коэффициент заполнения грейфера.

Во всех речных портах нормы на перегрузочные работы, согласно требованию бывшего Минречфлота, рассчитывались по изложенной методике.

Существует и второй способ расчета норм на перегрузочные работы. С теоретической точки зрения, он более правильный, так как предусматривает традиционный подход к расчету норм, т. е. сначала рассчитывается норма времени, а затем по ней — норма выработки. Кроме того, во втором способе предусмотрен расчет технической производительности перегрузочных машин, что исключено в первом способе, хотя в технологических картах на перегрузку грузов во всех странах такой показатель требуется. И, наконец, вторым способом можно рассчитать нормы для постоянных и оперативных комплексных бригад отдельно.

Второй способ расчета норм.Он предусматривает разработку норм также в четыре этапа: установление технологической схемы перегрузочного процесса; расчет норм технической производительности перегрузочных машин и определение их количества в механизированной перегрузочной установке; определение численного и квалификационного состава комплексной бригады рабочих и их расстановки по операциям перегрузочного процесса; расчет норм на механизированные перегрузочные работы.

I этап: выполняется также как и в первом способе.

II этап: предусматривает расчет технической производительности как главной перегрузочной машины (крана), так и автопогрузчиков

т/ч ,

где q — масса подъема груза, т; Тц — цикл крана или автопогрузчика, с.

Количество автопогрузчиков в механизированной перегрузочной установке определяется делением технической производительности крана Рт.кр. на производительность погрузчика Рт.п

.

III этап: выполняется так же, как и в первом способе.

IV этап: расчет норм на механизированные перегрузочные работы.

Для постоянных комплексных бригад (при выписывании единого наряда на всех рабочих) рассчитывается:

а) комплексная норма времени на перегрузку 1 т груза , чел.-ч/т, где mp — количество рабочих в комплексной бригаде, чел.; Ртк — техническая производительность крана, т/ч; К — коэффициент к норме времени, учитывающий затраты подготовительно-заключительного времени (tпз), времени обслуживания рабочего места (tоб), времени на отдых и личные надобности (tотл), технологические перерывы (tпт) и время на вспомогательные операции (tв оп) для вагонных работ. Этот коэффициент рассчитывается по формуле ;

б) комплексная норма выработки бригады , т/смену.

Для оперативных комплексных бригад (при выписывании отдельных нарядов грузчикам и механизаторам) рассчитываются:

а) норма времени для механизатора (крановщика) , чел.- ч/т. Эту же норму времени поставят в наряд каждому водителю автопогрузчика или в один общий наряд на всех водителей погрузчиков, умножив эту норму времени на число водителей;

б) норма времени докеров (грузчиков), выполняющих ручные работы на всех операциях перегрузочного процесса, чел. , где mг — количество грузчиков (докеров), занятых на ручных операциях перегрузочного процесса, чел.;

в) комплексная норма выработки бригады , т/смену.

По абсолютной величине все комплексные нормы выработки по первому способу и второму способу (для ПКБ и ОКБ) должны совпадать.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы организации труда используются на погрузочно-разгрузочных работах?

2. Из каких операций состоит перегрузочный процесс?

3. Чем отличаются варианты и технологические схемы на перегрузочных работах?

4. Как классифицируются грузы на погрузочно-разгрузочных работах?

5. Как классифицируются суда для производства погрузочно-разгрузочных работ?

6. Назовите этапы расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы.

7. Каков принцип определения численности рабочих по отдельным операциям перегрузочного процесса?

8. Как рассчитывается цикл крана и цикл автопогрузчика по любой (принятой Вами) технологической схеме?

9. Какие показатели используются при расчете норм времени и норм выработки на погрузочно-разгрузочные работы?

10. Какие особенности применяются при написании технологических схем и расчете норм для перегрузки навалочных грузов?

 

Литература

1. Анищенко Н. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях морского транспорта: учеб. пособие / Н. В. Анищенко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 320 с.

2. Голинев В. И. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / В. И. Голинев. — СПб.: Изд-во СПГУВК, 2003. — 223 с.

3. Голинев В. И. Нормирование перегрузочных работ в речных портах / В. И. Голинев. — М.: Транспорт, 1983. — 96 с.

4. Казанцев А. М. Нормирование труда на речном транспорте: учебник для вузов водн. трансп. / А. М. Казанцев. — М.: Транспорт, 1976. — 240 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.