Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация основных факторов, влияющих на трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ





Важнейшей особенностью и условием расчета единых, ведомственных и местных норм является принятая в них группировка (классификация) основных факторов, влияющих на трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, т. е. грузов, кранов и судов.

Классификация грузов. Для нормирования труда на перегрузочных работах классификация грузов должна отражать трудоемкость их перегрузки. В речных портах для расчета норм грузы разделяются, прежде всего, на категории: в мешках, в кипах, катно-бочковые, в ящиках и без упаковки, тяжеловесные, металлы и металлические изделия, лесные и навалочные. Однако подразделение грузов на категории по их роду (тарно-штучные, навалочные и другие) не отражает полной трудоемкости перегрузки грузов. Поэтому для нормирования труда на перегрузочных работах грузы каждой категории подразделяют дополнительно на классы по комплексу показателей, влияющих на производительность перегрузочных машин и на выработку рабочих на ручных операциях перегрузочного процесса. При разделении грузов на классы в качестве основных классификационных показателей приняты погрузочный объем груза, масса одного места, длина для лесных грузов, крупность частиц и угол естественного откоса груза в покое для навалочных грузов и особые свойства грузов. Классификационный список грузов приведен в Приложении 6.



Например, класс груза М-80 означает, что груз (сахар, мука или др.) находится в мешках массой каждого места до 80 кг; класс груза Н-УМ означает груз — навалочный, уголь, мелкий; класс груза Н-УК означает груз — навалочный, уголь, крупный и др.

В морских портах принята аналогичная классификация.

Классификация перегрузочных машин. Нормы на перегрузочные работы устанавливаются по типам перегрузочных машин: краны портальные, плавучие, железнодорожные и другие, экскаваторы, погрузчики и т. д. Основным типом перегрузочных машин являются краны. Для расчета норм краны разделены на пять групп. В ныне действующих сборниках единых норм на погрузку и выгрузку большинства тарно-штучных грузов нормы рассчитаны для кранов I и II группы, лесоматериалов и навалочных грузов — для кранов I, II и III группы. В качестве основного принципа классификации принято требование, что к одной группе относятся краны с примерно одинаковой производительностью. При этом учитываются следующие классификационные показатели: тип крана (портальные, плавучие и др.), скорость механизма подъема, скорость механизма поворота, тип стрелы крана (уравновешенная, дерриковая).



При установлении классификационных показателей за основу приняты портальные и полупортальные краны с уравновешенной стрелой. Краны со стрелой деррикового типа, имеющие меньшую маневренность, отнесены на одну группу ниже кранов с уравновешенной стрелой и с теми же скоростями подъема и поворота. В настоящее время на погрузочно-разгрузочных работах применяется в основном высокопроизводительные перегрузочные машины, относящиеся к первой группе. Поэтому в технологической схеме группа крана практически не отражается. Если же используются менее производительные краны, то к норме выработки для крана первой группы применяется поправочный коэффициент К = 0,9. Классификационные показатели кранов приведены в Приложениях 7 (для речных портов) и 8 (для морских портов).

Классификация судов. Для расчета норм на перегрузочные работы суда или их отдельные грузовые трюмы разделяются на четыре типа:

I тип — судно-площадка, палуба трюмного судна;

II тип — трюм открытый;

III тип — трюм полуоткрытый;

IV тип — трюм закрытый.

Отнесение судов (трюмов) ко II, III, и IV типам произведено по следующим классификационным показателям.

Размеры люков грузовых трюмов, определяющие удобство работы крановщика при подъеме и опускании груза. Нормальным считается люк размером 3 × 4 м. Для люков размерами менее 3 × 4 м снижается скорость крана при подъеме и опускании груза. В таком случае трюм классифицируется на один тип ниже.



Коэффициент вертикальной проницаемости, представляющий собой отношение площади люка к площади трюма, учитывает величину открытой и подпалубной части трюма.

Наибольшее плечо подпалубного пространства, характеризующее трудоемкость работ по внутритрюмному перемещению груза к просвету люка.

Кроме перечисленных показателей учитывается наличие препятствий в трюме и на палубе для перемещения груза: продольные фермы, пиллерсы, комингсы и др. В этом случае такие трюмы классифицируются на тип ниже. В единых нормах приняты следующие примерные соотношения между комплексными нормами выработки в зависимости от типа грузового трюма: трюм открытый К = 1,0; судно-площадка, палуба трюмного судна К = 1,1; трюм полуоткрытый К = 0,9; трюм закрытый К = 0,8. Классификационные показатели судов речного флота приведены в Приложении 9, морских судов — в Приложении 10.

Варианты и технологические схемы погрузки, выгрузки грузов

Перегрузку груза с одного вида транспорта на другой или с перемещением его через склад для краткости обозначают вариантом перегрузочных работ: судно-вагон, судно-склад и др. Рассчитать технически обоснованные нормы (времени и выработки) для какого-нибудь варианта перегрузочных работ невозможно, так как в комплексно-механизированных и механизированных перегрузочных процессах перемещение груза по одному и тому же варианту работ может осуществляться различными способами, а в механизированных перегрузочных процессах также и с различной степенью механизации, что определяет и разные затраты труда. Поэтому основой для расчета норм времени на комплексно-механизированные и механизированные перегрузочные работы является технологическая схема погрузки, выгрузки груза.

Вариант грузовых работ определяет только направление перемещения груза при его перегрузке и характер этого перемещения: прямая перевалка груза с одного вида транспорта на другой или с перегрузкой его через склад. Других сведений о технологии перегрузки груза из варианта работ установить не представляется возможным.

Технологическая схема так же, как и вариант работ, представляет собой сокращенное обозначение перегрузочного процесса, однако в отличие от варианта работ она более подробно характеризует перегрузочный процесс. Технологическая схема погрузки, выгрузки груза определяет направление перемещения груза, состав операций перегрузочного процесса, способ их выполнения (механизированный, ручной), характер механизации каждой операции (кран, погрузчик и т. д.), используемые захватные устройства (автоматические, неавтоматические) и вид пакетирования груза при его перевозке и складировании (контейнер, готовые пакеты на поддоне и т. д.).

В комплексно-механизированных и механизированных перегрузочных процессах фронтальная и транспортная операции выполняются перегрузочными машинами, наименование которых указывается в технологической схеме. Используемые автоматические захватные устройства (грейфер и др.) указываются для соответствующей машины в скобках. Если таких указаний нет, это означает, что применяются неавтоматические захватные устройства, и в перегрузочном процессе имеет место передаточная операция застропки, отстропки груза вручную.

Характер механизации и вид пакетирования груза при его перевозке и складировании указывается в скобках; если таких указаний нет, операция осуществляется вручную, а груз не пакетирован.

Например, выгрузка груза в ящиках из судна на склад осуществляется по варианту судно-склад. Эта выгрузка может производиться различными способами, т. е. по разным технологическим схемам:

трюм II – кран – причал – погрузчик – склад;

трюм II – кран – причал – погрузчик – склад (пакетами);

трюм II (пакетами) – кран – причал – погрузчик – склад (пакетами) и др.

Первая технологическая схема показывает, что перегрузочный процесс состоит из пяти операций: судовой, фронтальной, передаточной, транспортной и складской. Содержание судовой операции: поскольку после слова «трюм» нет никаких указаний о способе пакетирования груза, то, следовательно, груз в трюме судна перевозится отдельными местами (ящиками), поэтому судовая операция заключается в укладке портовыми рабочими отдельных мест груза на поддон с последующей застропкой готового пакета к грузозахватному устройству крана. Здесь также производится отстропка порожнего поддона при возврате его в трюм краном; операция выполняется вручную. Фронтальная операция выполняется крановщиком и заключается в перемещении груза краном из трюма судна на причал; операция механизирована. Передаточная операция выполняется двумя стропальщиками на причале и заключается в отстропке груженого поддона от грузозахватного устройства крана и застропке порожнего поддона к грузозахватному устройству крана (для последующего его перемещения в трюм судна, поскольку груз в судне прибыл отдельными местами); операция производится вручную. Транспортная операция осуществляется водителями погрузчиков (количество их определяется расчетом) и заключается в перемещении груженых поддонов (по одному) погрузчиками от причала на склад; перевозка порожних поддонов со склада на причал; операция механизирована. Складская операция выполняется докерами-механизаторами вручную и заключается в расформировании груженого поддона и укладке груза на складе в штабель отдельными грузовыми местами (ящиками).

Вторая технологическая схема, в отличие от первой, имеет четыре операции: судовая, фронтальная, передаточная и транспортная. Содержание первых четырех операций аналогично первой технологической схеме. Пятая (складская) операция сливается с предыдущей четвертой (транспортной) операцией и является ее продолжением, превращается в элемент операции перемещения, который заканчивается укладкой груза погрузчиком на складе в штабель готовыми пакетами (поддонами с грузом).

Третья технологическая схема содержит также четыре операции: судовая, фронтальная, передаточная и транспортная, но в отличие от второй схемы изменяется состав первой (судовой) операции. Поскольку после слова «трюм» в скобках дается пояснение «пакетами», то, следовательно, груз в трюме судна прибыл готовыми пакетами, поэтому судовая операция будет заключаться в застропке готовых пакетов груза к грузозахватному устройству крана, выполняется стропальщиками вручную. Содержание остальных операций такое же, как и во второй технологической схеме. При применении автоматических захватных устройств на перегрузке по третьей технологической схеме будет обеспечена комплексная механизация.

Написание технологических схем для перегрузки навалочных грузов имеет свои особенности. Для случаев разгрузки судов, вагонов, когда перегрузочный процесс делится на два этапа (по слоям груза), технологическая схема указывается для каждого слоя.

Например, первый случай.

I слой: трюм II – кран – склад;

II слой: трюм II – кран – склад.

Несмотря на совершенно одинаковые технологические схемы содержание их различно. На первом слое весь перегрузочный процесс практически сливается в одну фронтальную операцию, выполняемую крановщиком. На втором слое, поскольку после слов «трюм II» нет никаких указаний о способе механизации выполнения судовой операции, она выполняется вручную: подгребание груза вручную лопатами к просвету люка.

Второй случай.

I слой: трюм II – кран – склад;

II слой: трюм II (бульдозер) – кран – склад.

Поскольку в этом случае на слое II после слов «трюм II» указывается в скобках характер механизации (бульдозер), судовая операция выполняется механизированным способом и заключается в подгребании груза к просвету люка штивующим бульдозером.

Таким образом, технологическая схема отражает также степень механизации перегрузочного процесса, а следовательно, и трудоемкость перегрузочных работ. Это обусловливает необходимость расчета норм на механизированные перегрузочные работы не по вариантам работ, а для каждой технологической схемы погрузки, выгрузки груза.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.